В Сочи Маяковский приезжал лишь однажды — в июле 1929 года. Официальным поводом для визита на курорт стали гастроли, но по-настоящему в город у моря его привела последняя любовь к юной артистке МХАТа Веронике Полонской. Несколько дней в Сочи стали для влюбленных головокружительной завязкой короткого, но страстного романа, который завершился гибелью поэта. О том, что делал Маяковский в Сочи и как развивались его отношения с молодой любовницей, рассказывает ИА KrasnodarMedia.
Личная жизнь Владимира Маяковского всегда была далека от пуританских норм морали. Как натура творческая, поэт был очень влюбчивым человеком и заводил романы направо и налево. Одни его любовные связи длились несколько дней, другие — несколько лет. Пожалуй, самой "возмутительной", до сих пор не дающей покоя современным моралистам, является его любовная история с Лилей и Осипом Бриками. Их треугольник был настолько крепким, что разорвать его они так и не смогли: существовали вместе, мучаясь, ревнуя, отвлекаясь на сторонние любовные интрижки.
Владимир Маяковский и Лиля Брик. Фото: Общественное достояние, с сайта: wikipedia.org
Именно Осип и Лиля Брик познакомили Маяковского с его последней любовью Вероникой Полонской — юной, удивительно красивой актрисой МХАТа.
Роковое знакомство состоялось в мае 1929 года. В этот день поэт совместно с четой Бриков должен был отправиться на ипподром. Маяковский хандрил и рефлексировал из-за неудавшегося романа с Татьяной Яковлевой — русской эмигранткой в Париже, откуда он только что вернулся с гастролей. Не исключено, что семья Бриков специально искала кого-нибудь, на кого может переключить внимание поэт, поэтому и пригласили на ипподром молодых супругов Яншиных.
Михаил Яншин — актер МХАТа был супругом Вероники или как ее многие звали Норы Полонской. В брак они вступили в 1926 году. Жениху было 24 года, невесте — едва стукнуло 18 лет. На их свадьбе шафером был сам Михаил Булгаков, подружкой невесты — Фаина Раневская, а почетным гостем — Константин Станиславский.
Молодых супругов считали яркой талантливой парой и часто приглашали на богемные вечеринки в Москве. В 1928 году Нора Полонская познакомилась с Лилей Брик. Брик тогда снимала фильм "Стеклянный глаз" и искала исполнительницу на роль роковой красавицы. Полонская легко вжилась в образ и вошла в круг общения семьи Брик.
Вероника Полонская. Фото: Скрин видео фильма "Стеклянный глаз"
На ипподроме с первых минут знакомства Маяковский, которому тогда было 36 лет, без оглядки влюбился в юную артистку. Они начали встречаться, и вскоре 21-летняя девушка стала четвертой в странном любовном союзе глашатая революции, Осипа и Лили Брик. На встречи с поэтом Полонская приходила в квартиру Бриков на Лубянском проезде. Мужу врала, что идет шить новое платье к портнихе или в гости к подружке. В июле Маяковский договорился с возлюбленной вместе отдохнуть в Сочи.
Полонская поехала с подругой. Маяковский должен был приехать туда на гастроли как поэт — на курорт его пригласили с программой "Леф и Реф. Новое и старое. Стихи и вещи".
В Сочи глашатай революции как почетный гость прибыл 17 июля и поселился в гостинице "Кавказская ривьера". В течение десяти дней Маяковский выступал со своими стихами, поэмами и пьесами перед трудящимися, а в свободное время встречался с Вероникой Полонской.
19 июля он отметил в Сочи свой последний день рождения — ему исполнилось 36 лет. О том, насколько пышно поэт отмечал это событие, ничего не известно. Историки и биографы сохранили лишь информацию о том, что концерты Маяковского собирали толпы поклонников. 21 июля он впервые представил слушателям свое новое произведение "Стихи о советском паспорте". Поэт читал их в Доме отдыха работников искусств на даче Якобсона.
Владимир Маяковский на встрече с читателями. Фото: Общественное достояние, с сайта: wikipedia.org
Между выступлениями он проводил время с Вероникой. В Сочи Маяковский приобрел шелковый шейный платок и разрезал его по диагонали. Один треугольник отдал любовнице, второй — оставил себе как символ вечной любви. Большую часть времени любовники находились в номере Маяковского. По воспоминаниям Полонской, поселили поэта в очень тесной и маленькой комнатке, она просила его открыть балкон, но Маяковский отвечал отказом. Он боялся, что в него могут стрелять, как уже случалось однажды.
Еще одной его фобией, которая проявилась в Сочи, стала боязнь испачкаться. Отец Маяковского умер после заражения крови, уколовшись ржавой иголкой. Поэт всю жизнь опасался такой же участи и старался максимально соблюдать чистоту. По воспоминаниям работников гостиницы, по прибытию поэт достал из своей дорожной сумки большой резиновый складной таз и потребовал горячей воды. Горничная в отеле удивилась, сказав, что помыться можно и в море, на что Маяковский возмутился.
Курортный роман Маяковского в Сочи длился всего 15 дней. Уже 2 августа поэт отбыл на гастроли в Ялту. Нора с ним в Крым отправиться побоялась — она пыталась скрыть свой роман и от посторонних, и от мужа.
После отдыха в Сочи роман писателя с Полонской не закончился. Поэт требовал, чтобы она развелась с мужем и ушла к нему. Но Нора сомневалась, что это будет правильным шагом. Любовники стали ссориться и отдаляться друг от друга.
Зимой 1930 года их отношения накалились до предела из-за постоянных скандалов. Маяковский переживал не только из-за проблем на любовном фронте: его пьеса "Баня" не имела успеха, выставку к 20-летию творческой деятельности "не заметили" другие литераторы и проигнорировал Сталин, все слышнее стали шепотки недоброжелателей о том, что поэт "исписался".
Ровно спустя 11 месяцев со дня их знакомства 13 апреля 1930 года Маяковский и Полонская встретились в гостях у Валентина Катаева. Поэт пригласил возлюбленную объясниться в соседнюю комнату из той, где стоял общий стол. Маяковский в очередной раз умолял актрису бросить мужа, она не соглашалась, тогда он вытащил револьвер, направил на нее и сказал, что убьет. Полонская упрямо отказала. На следующий день они вновь встретились. Актриса должна была ехать в театр на репетицию, вышла в подъезд и услышала выстрел. Она была последним человеком, который видел и говорил с первым поэтом революции.
С мужем она все-таки развелась в 1933 году. Затем Полонская еще дважды выходила замуж, но всегда говорила, что любила больше всех Маяковского. Своего сына, которого родила в 1936 году, она назвала в честь Маяковского Владимиром.
Талантливый выпускник Кубанского политеха успел побывать и на вершине славы, и в лагерях