Серийный маньяк-убийца Геннадий Михасевич, который изнасиловал и задушил 36 женщин в Витебской области Белорусской ССР в 70-х-80-х годах прошлого века, обратил внимание на свою первую жертву из-за ее красивого загара. Людмила А. возвращалась домой из путешествия по Краснодарскому краю и поразила преступника загорелой кожей. Он задушил девушку, почувствовав при этом удовольствие. После первого убийства последовала череда следующих. Об одном из самых кровавых маньяков в СССР рассказывает ИА KrasnodarMedia.
Первое убийство
Геннадий Михасевич рос в неблагополучной семье, где отец пил, распускал руки и устраивал скандалы, свидетелями которых были многие жители деревни Ист в Белорусской области. Соседские дети дразнили мальчика, обзывая его "сыном алкаша". Неудивительно, что рос он замкнутым и нелюдимым. В школе его общение со сверстниками и сверстницами также не сложилось. Девочки избегали его внимания, только одна из них — Елена была благосклонна к изгою. Между Геннадием и Еленой даже вспыхнули чувства, но вскоре Михасевич ушел служить в армию, а его любимая, недолго думая, вышла замуж за другого.
Михасевич служил недолго — спустя год его комиссовали по состоянию здоровья. Вернувшись домой, он сильно расстроился из-за предательства девушки, которая обещала хранить ему верность. Чтобы не видеть экс-возлюбленную будущий маньяк поступил в Городокский техникум лесного хозяйства в соседнем селе и только изредка приезжал домой.
14 мая 1971 года парень ехал навестить родителей, но опоздал на последний рейсовый автобус. Домой в Ист ему пришлось идти пешком. Только начинало темнеть, настроение у Михасевича было мрачное, с собой была веревка на случай, если он все же решиться покончить с собой из-за неудавшейся любви.
Но тут он заметил перед собой девушку с красивым загаром. Домой пешком шла Люда А. Девушке было всего 19 лет, она только что вернулась домой из туристической поездки в Сочи и торопилась к родителям.
Михасевич решил убить девушку, чтобы в ее лице "отомстить" Елене, которая его предала. Чтобы замаскировать следы преступления, он оттащил тело убитой глубже в заросли деревьев, сумку выбросил в речку и сбежал.
36 убийств
На следующее убийство Михасевич решился через пять месяцев. В первом преступлении его никто даже не заподозрил, поэтому он не очень опасался быть пойманным. Он вышел на "охоту" на окраину Витебска. Жертвой его стала девушка, которую он попросил уточнить время. Когда она посмотрела на часы, он накинулся на нее, однако девушка стала кричать. Крики услышали проходившие мимо школьники. Подростки стали светить в темноту фонариками, это спугнуло Михасевича и он убежал. Неудача не остановила маньяка, в тот же вечер он присмотрел в городском автобусе для себя новую жертву. Когда она вышла из транспорта, он отправился за ней, напал на нее в безлюдном месте.
Следующие преступления он совершил весной и летом 1972 года, потом вышел на "охоту" в апреле 1973 года, затем дважды в 1975 году. За его преступления непорядочные следователи за решетку отправляли совсем других людей, фабрикуя на них дела и подкладывая улики.
Михасевич расслабился и даже решился жениться. Его избранницей стала продавщица магазина в селе Полоцкого района, где он работал мастером-наладчиком в ремонтных мастерских. Молодожены переехали в деревню Солоники и вполне счастливо зажили: обзавелись собственным домом, родили сына и дочку, купили машину — "Запорожец" красного цвета.
Жене Михасевича подруги завидовали — муж не пил, зарабатывал, в дочке Леночке, которую назвал в честь своей первой любви, души не чаял, дарил украшения. После того, как Михасевича схватят, станет известно, что некоторые украшения он изготавливал из колец, которые снимал с убитых.
Маньяк не переставал находить для себя новых жертв: он предлагал женщинам подвезти их на своей или служебной машине... В 1984 году Михасевич убил 12 человек.
Поймать маньяка
Следователи, которые первоначально занимались расследованием серии однотипных убийств женщин на территории Витебской области, несколько лет старательно "стирали" следы серийного маньяка и вешали преступления на невиновных людей. В Советском Союзе не могло быть серийных убийц, как в капиталистических странах. К тому же, сверху требовали повышенной раскрываемости. Следователи буквально "штамповали" уголовные дела, заставляя под пытками обвиняемых признаваться в преступлениях.
За убийства "Витебского душителя" в общей сложности были осуждены и отправлены за решетку 14 человек. Один из них — Николай Тереня был приговорен к высшей мере наказания. Приговор успели привести в исполнение до того, как стало известно, что мужчина невиновен.
Только когда до ЦК КПСС дошла информация о том, что в Белоруссии, кажется, орудует маньяк, в Витебскую область направили следователя республиканской прокуратуры Николая Игнатовича. Он объединил все дела об убийствах и изнасилованиях женщин в одно и начал охоту на преступника.
У нее был красивый загар: как поездка в Сочи "запустила" ряд убийств Витебского душителя. Фото: Александр Ратников
Многие свидетели говорили, что видели, как жертвы убийцы садились в красный "Запорожец" или машину "Техпомощи". В области начали проверять владельцев похожих автомобилей.
Заподозрить члена КПСС, примерного семьянина, а, кроме того, командира отряда народной дружины Геннадия Михасевича в совершении убийств женщин никто не мог. Даже несмотря на то, что он на работе ездил за рулем автомобиля "Техпомощь", а дома в гараже у него стоял красный "Запорожец".
Дружинник активно помогал в поисках "Витебского душителя", даже ходил на суды над обвиняемыми по сфабрикованным делам и знал о многих планах милиции. Когда правоохранители решили провести "охоту на живца" — выставить на дорогу оперативниц, под видом обычных девушек, он на время затаился.
Не на шутку разволноваться маньяка заставило только обращение правоохранителей к гражданам — по радио и ТВ людей просили сообщать в милицию, если они видели что-то или кого-то подозрительного. Кроме того, к нему пришли с проверкой, как к владельцу красного "Запорожца". Чтобы направить внимание следствия по ложному пути, Михасевич решил воплотить в жизнь сложный план. Он написал от руки послание якобы от "Патриотов Витебска", в котором члены этой выдуманной организации признавались в убийствах женщин за измену и заявляли о намерении сместить существующий государственный строй.
Чтобы поддержать "легенду" о "Патриотах Витебска", маньяк совершил еще одно убийство. В рот убитой женщины он засунул записку с посланием: "За измену — смерть. Борьба с легавыми и коммунистами".
После этого искать "Витебского душителя" начали еще и по почерку. В Витебске провели масштабное графическое исследование с привлечением почти всего мужского населения. Эксперты осмотрели заявления в отделах кадров на предприятиях, объяснительные в милиции, заполненные анкеты.
В руки криминалистов попала и объяснительная Михасевича, как владельца красного "Запорожца", и его сразу же вычислили. Домой к преступнику отправили три оперативных группы, но дома подозреваемого не оказалось. Мужчину обнаружили в гостях у родственников с уже купленным билетом на поезд в Одессу.
У нее был красивый загар: как поездка в Сочи "запустила" ряд убийств Витебского душителя. Фото: Антон Балашов
Михасевич сначала не признавался, сочинял истории про "Патриотов Витебска", которые использовали его машину для убийств и заставляли писать записки, потом притворялся душевно больным, но в итоге начал давать признательные показания.
Следователей поразила наглость маньяка, который с улыбкой на лице "хвастался" преступлениями, подробно рассказывал, как убивал и радовался, что его снимают на камеру, выражая уверенность, что видео "пойдет по всему Союзу".
На суде Геннадий Михасевич вел себя спокойно. Только однажды расплакался, когда говорил о своей первой любви — Елене. Его приговорили к смертной казни, которую привели в исполнение осенью 1987 года.
В МВД после раскрытия преступлений "Витебского душителя" полетели головы с плеч — следователей и их помощников, которые фабриковали дела об убийствах, уволили, одного из виновных отправили за решетку на четыре года.
Обвиненных в преступлениях маньяка реабилитировали, некоторым даже выдали квартиры в центре Витебска. Однако многие из них так и не смогли вернуться к обычной жизни.
Злодей из Новосибирска совершил серию преступлений в конце 70-х годов