Юрий Иванов — серийный убийца, жертвами которого стали несколько человек в Сочи и Новосибирске в 1976 и 1977 годах, известен как "Маньяк с кортиком", начавший совершать преступления после отпуска на кубанском курорте. Милиционеры первоначально даже боялись подозревать стахановца, представленного к званию Героя социалистического труда за работу на строительстве ГЭС, в жестоких убийствах. Однако улики были неопровержимыми. Как вычислили маньяка из Новосибирска, который начал убивать в Сочи, рассказывает ИА KrasnodarMedia.
Как ловили убийцу
Охотиться за маньяком в Новосибирске милиционеры стали после серии убийств в 1976 году: в городе появился преступник, который на глазах у свидетелей убивал женщин.
Одной из жертв маньяка стала Нина Г. Молодая женщина вместе с семилетней дочкой вечером возвращалась домой. Маньяк вонзил в грудь женщины морской кортик прямо на глазах ребенка. Девочку преступник не тронул. Ребенок в ужасе сидел рядом с убитой матерью, пока их не нашли прохожие и не вызвали милицию. После пережитого девочка не могла толком вспомнить, как выглядел убийца.
Второе преступление маньяк с кортиком совершил на одной из безлюдных улиц города. Случайными свидетелями его расправы над молодой жительницей Новосибирска стали прохожие. Они также не увидели лица преступника, тот успел убежать.
Третьей жертве маньяка Галине П. повезло — она осталась жива. Преступник настиг ее в подъезде общежития, когда она вечером возвращалась домой с работы. Они молча напал на нее, вонзив кортик в грудь, но тут в подъезд зашла женщина, которая, увидев, что происходит, выбежала на улицу и стала звать на помощь. Маньяк в это время успел выбежать из подъезда и скрыться. Раненую девушку доставили в больницу. После операции она смогла описать нападавшего.
Впрочем, фоторобот преступника мало помог в его поиске. В Новосибирск в конце 70-х съехались тысячи строителей и рабочих со всех Советского Союза для строительства ГЭС. Убийца вполне мог быть среди них, подозревали сотрудники милиции.
После неудавшейся попытки убийства преступник затаился. Следующее убийство, совершенное морским кортиком, в городе зафиксировали только в 1977 году. Правоохранители сомневались в том, что преступник — тот самый маньяк, убивающий женщин, так как убитым оказался мужчина — один из рабочих, занятых на возведении ГЭС. Жертву преступления нашли в его комнате в общежитии с ножевой раной в груди.
Следователи опросили соседей убитого по комнате и выяснили, что вечером он поругался с коллегой — Юрием Ивановым, который также работал на строительстве гидроэлектростанции.
Начальство охарактеризовало Иванова как человека исключительно положительного, которого уже представили к награде — званию Героя социалистического труда. В городе Иванова не оказалось — его отправили на картошку в подшефный колхоз. Следователи отправились за ним, но допрос ударника ничего не принес. Юрий Иванов сознался, что повздорил с убитым, но поклялся, что его не убивал. При обыске комнаты подозреваемого ничего подозрительного не обнаружили.
Чтобы "дожать" предполагаемого преступника, милиционеры пошли на хитрость. "Позволили" Юрию Иванову как бы случайно услышать разговор, что проведут в общежитии, где он живет, обыск с металлодетекторами для того, чтобы найти орудие убийства.
Ночью Юрий Иванов, срочно вернувшийся в общежитие, попался следователям в момент, когда доставал свой морской кортик из тайника в туалете. Оказалось, что преступник прятал орудие убийства в вентиляционной шахте.
"Маньяк с кортиком: как курортный роман в Сочи "превратил" Героя соцтруда в убийцу. Фото: Антон Балашов
После обнаружения кортика с отпечатками и следами крови, маньяку пришлось во всем признаться.
На допросах убийца рассказал, что совершать преступления его "побудил" неудачный курортный роман и неудачная первая любовь в юности.
Триггер для маньяка
Юрий Иванов родился в Белоруссии. Детство мальчика было вполне счастливым до тех пор, пока его отец не попал на его глазах под трактор и не погиб. Рядом с местом гибели отца ребенок случайно нашел морской кортик, который тщательно берег и везде носил с собой.
Будучи старшеклассником Юра Иванов влюбился в одноклассницу Алену. Девушка отвечала ему взаимностью, но отношения школьников были поставлены под угрозу после того, как Юрий получил повестку в армию. Молодой человек решил потребовать от невесты "доказательство" любви перед расставанием — принуждал вступить с ним в близость. Девушка отказала, тогда Иванов достал убедительный аргумент — морской кортик и изнасиловал свою избранницу. Алена после случившегося обратилась в милицию, парня осудили за изнасилование и отправили за решетку.
"Маньяк с кортиком: как курортный роман в Сочи "превратил" Героя соцтруда в убийцу. Фото: Антон Балашов
После отбывания срока Юрий Иванов как будто взялся за ум: устроился на работу, поехал на комсомольскую стройку в Новосибирск, где выбился в передовики производства. Ему вот-вот должны были присвоить звание Героя социалистического труда, а пока оформлялись документы, профком предложил ему поехать на отдых в санаторий Сочи.
Конечно, молодой стахановец согласился. В Сочи он познакомился с очаровательной девушкой, в которую без памяти влюбился. Бурный курортный роман в конце был омрачен признанием девицы. Она рассказала Иванову, что у нее сифилис. Молодой человек рассвирепел, узнав, что заразился "стыдной" болезнью от партнерши и убил ее морским кортиком.
На следующий день маньяк уехал в Новосибирск. В число подозреваемых в убийстве девушки в Сочи он не попал. Зараженный сифилисом Иванов, вернувшись, к врачам за лечением обращаться не стал — побоялся. В СССР в тот период о больных инфекциями, передающимися половым путем, медики сообщали по месту работы. Такая информация о развратном образе жизни ударника производства могла поставить крест на получении звания Героя социалистического труда, а для Юрия Иванова было очень важно стать героем, "отбелить" свою репутацию после срока за изнасилование.
Получение заветного звания все оттягивалось, время шло, болезнь прогрессировала. Мужчина нервничал, переживал, и боялся умереть от последствий заражения сифилисом — в происходящем он винил женщин. Вечерами он брал морской кортик и выходил на "охоту".
Маньяка суд приговорил к высшей мере наказания — расстрелу. Звезду героя социалистического труда он так и не получил.
Сотрудники милиции первоначально подозревали в преступлениях ростовского потрошителя