Прошло больше полугода с момента назначения вице-мэром Краснодара Антона Смертина. Какие предварительные итоги для себя подводит ответственный за политику замглавы города? Какие цели он ставит? Какими достижениями может похвастаться? И как его работе помогает специализация востоковеда? На эти вопросы сам вице-мэр ответил в эксклюзивном интервью ИА KrasnodarMedia.
— Антон Юрьевич, прошло больше полугода с момента вашего назначения вице-мэром Краснодара. Чем сейчас занимается политический замглавы города? И как часто приходится общаться с руководителем?
— С мэром Евгением Первышовым мы общаемся ежедневно, постольку внутренняя политика является квинтэссенцией всей жизни нашего города. Любая крупная проблема, касается ли она коммунального хозяйства, дорог, дольщиков и т.д., связана с взаимодействием власти и общества. А это как раз относится к моей сфере. Приходится подключаться к решению самых разных вопросов.
— С какими целями Вы шли работать в мэрию?
— Как это не пафосно прозвучит, но в администрацию я шел как раз для налаживания диалога между обществом и властью. Работая журналистом, я долгое время наблюдал за взаимодействием двух сторон. И постепенно осознавал, где каждая из них недорабатывает.
Глава города Евгений Первышов сам максимально открыт для горожан и даёт такую же установку всей администрации. Но зачастую общество и власть говорят на разных языках. Со стороны власти он сильно зарегламентирован. А разговор со стороны общества — особенно в социальных сетях — во многом носит эмоциональный характер. При этом чиновники крайне плохо реагируют именно на эмоции и отсутствие конкретики, а обществу не нравится общение на уровне официальных документов. Поэтому некоторые ранее относились к диалогу с общественностью как к риску.
Чем больше конкретики в вашем сообщении, тем более эффективным получится диалог. И эту мысль тоже нужно доносить. Можно просто сказать, что в Краснодаре все дороги отвратительны и требовать сделать с этим что-нибудь. Тогда мэрия вам ответит, сколько дорог было отремонтировано за прошлый год и сколько планируется в этом. Но если вы укажете конкретную конкретную проблему, то получите конкретный ответ, когда и как она будет решена (возможно, ускорив исправление ситуации).
Вопросы решаются гораздо лучше, когда между обществом и властью есть проводник, объясняющий одной стороне важность конкретики и отсутствия эмоций, а второй — что с той стороны есть люди, нацеленные на диалог и конструктивное взаимодействие. За этим я и шел во власть. Пока задача полностью не выполнена.
— Чего удалось достичь на нынешнем посту?
— Главное — новый уровень реагирования на поступающую от горожан информацию. Нам удалось настроить работу так, чтобы реакция стала быстрее, чем даже положено по законодательству. Качество реагирования также повысилось.
В основе работы лежит не просто ответ на информацию в соцсетях, а решение проблемы. Там, где это возможно — делаем в кратчайшие сроки (иногда отвечая быстрее, чем за час). Но мы понимаем, что не всегда это возможно. Ведь часть вопросов упирается во время или финансы. Речь и о небольших вопросах, вроде украденных с тротуаров крышек люков, и об ответах по масштабным проблемам (строительство новых школ, парков, ливнёвок и т.д.)
Продолжаем работать и решать те задачи, которые ставит глава города. Мэрия выстраивает диалог с самым широким кругом сил, включая политические партии, множество общественных организаций и неформальных объединений. Общаемся со всеми, в том числе с критически настроенными к нам гражданами.
Кстати, именно на этой должности я понял, насколько горожане неравнодушны, сколько людей болеет за свою территорию.
— По образованию Вы являетесь востоковедом. Помогает ли специальность в вашей нынешней работе?
— Разумеется. Востоковедение формирует некий тип мышления. Человек, системно изучающий историю, философию и культуру двух цивилизаций, Западной и Восточной, привыкает думать на двух уровнях. Два уровня мышления дают системный подход к решению многих проблем.
Все это учит, что те или иные ситуации являются лишь частью общей картины, а негативные вещи (также относящиеся к более сложной системе) рано или поздно пройдут. И позволяет справляться с большим объемом информации, спокойно относиться к негативу, который нацелен на тебя, и быть готовым к переменам.
Кроме того, изучение истории стран Востока дает много хороших примеров из политической жизни разных стран и эпох. Те же самые политические процессы в древнем Китае были не менее сложны, не менее поучительны и не менее интересны, чем то, что происходило в истории России или Запада. А зная прошлое, можно предугадывать будущее или даже влиять на него.
— До прихода в мэрию Вы были известным журналистом. Какие качества нужны медийщику, чтобы стать чиновником?
— Отличие журналиста от чиновника состоит в том, что перед первым всегда стоит дефицит информации, а второй часто сталкивается с ее избытком. Но и тому, и другому для успеха в работе нужно уметь вычленять значимую информацию, объединять ее с ранее поступившими данными, анализировать ее и строить качественные прогнозы.
Так что у профессиональных сотрудников СМИ есть определенный бонус при переходе в органы власти.
— Порой приходится видеть, как в соцсетях Вас ругают бывшие коллеги по цеху. Да и со стороны общественников нередки замечания. Одни упрекают, что Вы "продались власти", другие попрекают отсутствием партбилета и симпатиям к оппозиции. Что Вы можете им ответить?
— Лет пять назад на "Югополисе" вышло мое интервью под заголовком "Хороших журналистов не любят все". Еще работая главным редактором на "Юга.ру", периодически сталкивался с людьми, обвинявшими меня в принадлежности к той или иной политической или административной стороне. Но если ты сам понимаешь, что не ангажирован, а просто выполняешь работу, то подобные мнения на тебя влияют не сильно.
Когда чиновника одновременно обвиняют в том, что он либерал и лоялист, значит, он занимает правильную позицию. И наличие критиков в обоих лагерях — это нормально. Значит, человек не подыгрывает кому-либо.
Работая в органах власти, сталкиваться с негативным отношением к чиновникам приходится постоянно. И в первую очередь — в соцсетях. Но это абсолютно нормально. Есть люди, которые относятся негативно к власти в целом, но они ставят цель решить какую-то проблемы. Да, они доносят информацию более эмоционально, но все же стараются выстроить диалог, решить проблему. И здесь нужно не отвлекаться на негативные эмоции, а понять, что людям нужно и продолжать работу.
И, естественно, нужно прислушиваться к критике. Она позволяет увидеть ситуацию со стороны. Понять, где ты недорабатываешь, где нужно усилиться. Но эмоционально отвлекаться на инвективы времени и сил просто не остается. Считаю, что критика сама по себе ранить не может. Это еще одна входящая информация с оценкой качества со стороны.
— Усиление открытости мэрией — это дань моде или жизненная необходимость?
— Разумеется, это необходимость. Причем, жизненная. В современном информационном обществе важнейшую роль играет качество каналов связи (как магистральных, так и виртуальных).
Люди должны знать и понимать, что и зачем делает администрация. Какие возможности она предоставляет гражданам, почему порой идет на непопулярные, или, наоборот, какие востребованные шаги она предпринимает в данный момент. Причем, доносить информацию об этом нужно, используя самые разнообразные каналы: СМИ, соцсети, мессенджеры.
Точно так же власть должна знать, что происходит в нашем мегаполисе. И здесь без информации из пабликов невозможно выстроить качественную работу по сбору информации. Ведь город очень большой и невозможно повесить видеокамеру в каждом дворе и на каждом перекрестке. Но можно быстро получать информацию от жителей и оперативно решать возникающие проблемы.
– Ждать ли нам новых форм общения городской власти с горожанами: например, через конференции в Клабхаус или эфиры в Зум?
— Разумеется, мы продолжим выходить на разные площадки. Впрочем, мы этим регулярно занимаемся уже длительное время. По решению Евгения Первышова администрация ведет прямые онлайн-трансляции планерок в мэрии и пресс-конференций. Глава города ведет телеграм-канал (16+), рассказывая о своей работе и планах по благоустройству города. Сейчас прошла серия эфиров главы на радио.
Власти Краснодара будут приходить на новые площадки для общения с гражданами. Но не уверен, что это будет Клабхаус — там уже может быть одиноко. Мы смотрим и проверяем, какие из платформ наиболее интересны и действенны.
— Кроме информационного и внутриполитического блока, вы еще занимаетесь молодежью и спортом. Какие успехи есть в этих направлениях?
— Задача, которую поставил глава города по молодежной политике — вывести ее на новый уровень. Краснодар — это город с огромным количеством молодых людей, которые активно участвуют в его жизни.
Мы решили как можно дальше уйти от некого формализма в работе с ними, быть для молодежи интересным. Приходить к ней, а не ждать, пока она придет к нам. Именно поэтому сейчас реализуется большой проект по превращению бывшего кинотеатра "Болгария" в молодежный центр событий.
Там у наших молодых ребят будут возможности воспользоваться бесплатной студией звукозаписи, пройти курсы по созданию собственных медиа, проводить собственные лекции и семинары. Там же будет большой зал-трансформер, который можно будет использовать для игр КВН, кибер-вечеров, поэтических турниров. Мы создаем место, которое станет точкой притяжения для молодежи. Точно так же мы пересматриваем работу молодежного центра на Сормовской. А на территории бывшего авторынка готовимся создать площадку для городских фестивалей. Еще будем помогать молодым предпринимателям и общественникам реализовать свои проекты.
Что касается спорта, то есть два крупных направления, которые мы реализуем. Первое – развитие спорта шаговой доступности. В первую очередь — строительство и реконструкция спортплощадок. Возможности для занятия спортом должны быть у жителей всех микрорайонов. Второе направление — строительство спорткомплексов для более серьезного занятия спортом. Один из объектов у нас недавно был построен в Юбилейном микрорайоне. Планируем возвести их во всех микрорайонах.
— В этом году пройдут выборы в Госдуму. Какую работу по их сопровождению будет вести мэрия?
— Подготовкой выборов занимаются крайизбиркома и территориальные избирательные комиссии. Администрация со своей стороны лишь предоставляет муниципальные помещения для голосования и работы участковых избирательных комиссий.
Все структуры мэрии сейчас действуют в обычном штатном режиме. А Евгений Первышов продолжает работать мэром нашего города. Официальный статуса кандидата может появиться лишь после съезда "Единой России".
Мы работаем не на выборы, а в интересах всех жителей Краснодара.
— Какие глобальные цели вы ставите в своей работе?
— Надеюсь, мы однажды придём к результату, когда общество будет доверять городской власти. И верить в реализацию ее конкретных планов. Сейчас при объявлении о намерении реализации того или иного проекта определенная часть горожан в этом сомневается.
Как пример можно привести новую трамвайную линию по ул. Московской. Там был длительный процесс выкупа части земельных участков. Сначала граждане сомневались в выкупе земли, потом не верили, что создадут проект, что он будет утвержден, что будет выделено финансирование. Сейчас некоторые сомневаются, что линия будет достроена. Но она будет завершена. Трамваи там должны пойти уже в конце года.
Когда подобное неверие достигнет минимума (в плане доверия к власти и в плане веры в достижение результатов), буду считать, что выполнил свою задачу.
— Высока вероятность того, что осенью мэр Евгений Первышов выиграет выборы в Госдуму и уедет в Москву. Обдумываете ли свое дальнейшее будущее?
— Я просто продолжаю свою работу. Знаю, чем заняться. До сентября предстоит сделать очень много.
В качестве чиновника я всегда был членом команды Евгения Первышова. На отдаленную перспективу не ставлю себе никаких задач, а о переменах буду думать в конце сентября.