Хороший старт ‒ залог развития успешного дела для большинства компаний. О том, с чего начинать строить бизнес-карьеру молодым предпринимателям и какие подводные камни могут поджидать их на этом пути по просьбе ИА KrasnodarMedia, рассказали известные эксперты.
Александр Полиди, профессор, доктор экономических наук, бизнес-консультант, партнер консалтинговой компании "Арка-групп", заслуженный экономист Кубани
Александр Полиди. Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края
Во-первых, нужно четко понимать свою цель. И личную цель как бизнесмена, и цель на рынке, куда вы выходите. То есть, что вы хотите от своего бизнеса. И почему вы занялись именно этим бизнесом. Заниматься нужно тем, что приносит вам удовольствие, а не только потенциально прибыльным делом. Иначе предприниматель будет тяготиться работой и не достигнет успеха.
Во-вторых, необходимо понимание того, какую ценность вы принесете покупателям. Что-то очень значимое для вашей целевой аудитории: привлекательность, необходимость, доступность или особые условия. В-третьих, важно четко понимать портрет своего покупателя. Речь не об абстрактных половозрастных характеристиках, а о детальном портрете целевой аудитории. И о том, какие ее задачи решает выводимый на рынок продукт или услуга. Какую ценность несет.
Потом уже можно заняться более техническими вещами: сделать бизнес-план, информационный меморандум для потенциальных партнеров и инвесторов.Не стоит бояться конкуренции. Если на рынке она есть — значит, рынок интересен. А вход на конкурентный рынок гораздо менее опасен, чем вход на площадку, где люди не понимают необходимость товара или услуги.
Отмечу, что бизнесу невозможно научить. Но бизнесу можно научиться при наличии желания. Например, вместе с теми же наставниками, вместе с опытными людьми. Поэтому здесь важно не столько обучение в бизнес-школах или на профильных факультетах, сколько активное личное знакомство с лучшими бизнес-практиками. И, конечно, наличие наставников, имеющих определенный бэкграунд и могущих поделиться историей успеха сильно облегчает постижение тонкостей этого ремесла. Впрочем, зачастую ценны люди, которые могут поделиться историей своих промахов.
Конечно, заниматься бизнесом может большая часть людей, но не всем это будет приносить удовольствие. И не все смогут вынести эту ношу. Ведь не все люди склонны к риску, готовы брать на себя ответственность за решения, которые могут нанести финансовый ущерб. Успешный коммерсант должен иметь внутренний стержень и мотивацию рисковать. Готовность к промаху так же важна, как и готовность к успеху.
Мурат Дударев, зампред регионального отделения "Опоры России", эксперт в области защиты бизнеса и инвестиций
Мурат Дударев. Фото: с личной страницы в Facebook Мурата Дударева (12 )
‒ Начинающему предпринимателю, прежде чем заниматься бизнесом необходимо получить соответствующие компетенции. Поэтому молодому человеку лучше начать приобретать опыт в наемном труде (или семейном бизнесе, если есть такая возможность). И только получив необходимую квалификацию, можно выходить в самостоятельное плавание.
А когда вы запускаете бизнес, для начала необходимо сформировать свою идею в письменном виде. Это особенно актуально для тех, кто хочет получить средства инвесторов. Ведь у нас действует принцип "инвестор словам не верит". Поэтому нужно свою бизнес-идею выносить на бумагу с расчетами и обоснованиями. После этого уже можно заняться поиском финансирования. Я также рекомендую обращаться в бизнес-объединения, чтобы получить консультационную помощь и помощь наставников, которые прошли определенный путь в бизнесе.
Добавлю, что главные подводные камни для начинающих ‒ это вопрос сбыта товаров или услуг. Необходимо уже на старте квалифицированно отработать этот вопрос. Я сам столкнулся с этой проблемой, когда начинал бизнес десятилетие назад. Неправильно выработав стратегию сбыта, я оказался в сложном положении. Эта ошибка характерна для многих новичков.
Если начинающие предприниматели нашли рынок сбыта и имеют предварительные договорённости, то они будут действовать более уверенно. Конечно, работа в условиях неопределенности ‒ одно из самых распространённых условий бизнеса. Но при открытии бизнеса все же некую определенность нужно обеспечить.
Отмечу, что бизнесмены всегда должны быть готовы к трудностям. И если ваш бизнес не удался, то не стоит опускать руки. Нужно искать новые возможности для продолжения своего дела, анализируя свои ошибки и начиная по-новому. Ко всему нужно подходить с холодной головой, извлекая уроки из неудач. Впрочем, можно обратиться к опыту более старших коллег, прошедших определенный путь, чтобы узнавать, как действовать в разных ситуациях и не набивать ненужные шишки.
Дмитрий Гарматюк, финансист и частный инвестор
Дмитрий Гарматюк. Фото: instagram.com/dmitry.garmatyuk/ (12 )
Для начала, обязательно необходимо упомянуть: главная роль малого и среднего бизнеса — социальная, более 30% занятости обеспечивается именно им, государству необходимо максимально поддерживать и популяризировать инициативу граждан, готовность пойти на риск и изменить свою жизни.
Но в то же время, в нашем обществе распространен довольно размытый образ предпринимателя, как человека, который сначала вкладывает некий "первоначальный капитал", а потом лишь снимает прибыль, не прилагая усилий.
Мои родители предприниматели с начала 2000-х, я сам предприниматель, как и моя жена, и личный опыт скорее создаёт картину постоянной работы, без графика с 9 утра до 18 вечера.Опыт также говорит про ответственность за своих сотрудников и их семьи, бывают периоды, когда ты вынужден выплачивать им заработную плату забывая про себя.
Всегда существует риск потерять время и накопленные средства, да и по складу характера далеко не все готовы к собственному бизнесу. Об этом обязательно стоит упоминать на обучающих курсах, которые вместе с субсидиями и льготными кредитами, организуют "Центры поддержки предпринимательства" на территории Краснодарского края.
Илья Шакалов, генеральный директор "Фонда развития Краснодарского края"
Илья Шакалов. Фото: с личной страницы в Facebook Ильи Шакалова (12 )
‒ Начиная что-то новое, нужно не бояться и искать что-то свое. Огромные корпорации вырастали из идей, которые на старте считались абсурдными. Когда Джобс и Возняк собирали в гараже первые персональные компьютеры, мало кто мог поверить, что их бизнес окажется успешен, а созданная компания станет одной из ведущих в мире.Молодому предпринимателю также нужно собрать команду единомышленников, регулярно о себе заявлять и продвигать свои продукты.
Кроме того, начавшие свое дело и зарегистрировавшие свое дело предприниматели могут воспользоваться мерами господдержки, которая активно развита в Краснодарском крае. Например, по программе "Старт" в Фонде микрофинансирования Краснодарского края молодые коммерсанты могут получить от 100 000 рублей до 3 000 000 рублей.
Кроме того, господдержка может быть и не финансовая. Предприниматели могут благодаря помощи сделать сайт, разработать бизнес-план, провести маркетинговое исследование и т.д. Подчеркну, что даже, если у вас не получится о себе заявить сразу — не стоит бросать бизнес и разочаровываться. Наоборот, нужно ставить амбициозные цели и планомерно идти к их реализации.