История первого секретаря Геленджикского горкома КПСС Николая Погодина, который странным образом исчез в 1982 году, достойна стать основой для остросюжетного детектива. Глава курорта, который вот-вот должен был пойти под суд, как один из фигурантов масштабного дела о взятках партийного руководства Краснодарского края, буквально испарился. Он был объявлен в розыск, его искали сотни людей, но ни его следов, ни тела, так и не нашли. В Геленджике его вспоминают добрым словом до сих пор, одна из площадей города названа в его честь. О загадках исчезновения советского "мэра" Геленджика, рассказывает ИА KrasnodarMedia.
Кто такой Погодин
В СССР абы кого на должность первого секретаря городского комитета КПСС в Геленджике поставить не могли. Курорт набирал популярность и был одним из флагманов советской туристической сферы. В город ежегодно приезжали на отдых миллионы советских граждан. "Рулить" им должен был только морально устойчивый и грамотный член партии.
Пост "мэра" Геленджика Николаю Погодину доверили в 1974 году. Уроженец Краснодарского края, фронтовик, прошедший всю войну, примерный семьянин, отличник партийной школы с опытом руководящей работы был отличной кандидатурой на пост первого секретаря Геленджикского горкома КПСС. К тому же с 1967 года он занимал должность председателя исполкома Геленджика.
На новом посту Погодин активно взялся за работу, под его руководством курорт расцвел. В перечень достижений Погодина входят: строительство объездной дороги к городу, обустройство новых пляжей, благоустройство дендропарка и парка в честь 40-летия Победы. Погодин также "выбил" у партийного руководства деньги на строительство Дворца культуры, кинотеатра, бассейна и нескольких новых санаториев, некоторые из которых успешно работают до сих пор.
Местные жители Погодина любили. Говорят, попасть к нему в кабинет можно было любому жителю курорта, всех он внимательно выслушивал и старался помочь. В партийных кругах Погодин тоже был на хорошем счету и не только благодаря высоким показателям работы. Он был настоящим хозяином города, который умел радушно принять гостей, в том числе — представителей краевого начальства или начальства из Москвы.
В системе "хлебосольного" обслуживания заезжих партийных функционеров были задействованы сотни людей, которые работали отнюдь не за "спасибо". Компенсировались расходы на питание, развлечение высокопоставленных гостей и оплату персонала с помощью сложных схем коррупционных "мухлежей". Участники схем не стеснялись задабривать друг друга взятками и щедро "премировали" себя из средств, полученных в результате незаконной деятельности.
Так, например, руководительница сети заведений общественного питания в Геленджике Берта Бородкина занималась спекуляцией в таком масштабе, что накопила в своих "сокровищницах" добра на полмиллиона рублей. Бородкина стала одной из фигуранток серии дел в составе "краснодарско-сочинского" дела, которое милиция и КГБ начали распутывать на Кубани с 1980 года
Бесследно испарился: загадка исчезновения мэра Геленджика не разгадана до сих пор. Фото: Александр Ратников
Сочинско-краснодарское дело
В 80-х годах прошлого века власти страны решили активно бороться с коррупцией. В ходе одного из расследований прокуратуры выяснилось, что в Сочи под прикрытием флагманского магазина сети "Океан" контрабандисты сбывают за границу черную икру. Объемы прибыли от нелегальной торговли исчислялись миллионами.
Взявшись за одного из фигурантов дела — заведующего магазином Пруидзе, следователи узнали о коррупционной паутине, которая связала все партийное руководство Кубани. В скандале оказался замешан даже первый секретарь Краснодарского краевого комитета КПСС Сергей Медунов. Первое лицо в партийном руководстве региона смогло "отвертеться" от преследований следователей, в том числе и благодаря протекции самого Леонида Брежнева. Николаю Погодину же "светила" тюрьма.
Сдала Погодина Берда Бородкина. Глава сети общепита Геленджика попалась милиции случайно. На нее вышли после жалобы одного из жителей курорта на демонстрацию порнофильмов в одном из ресторанов города. Когда стали разбираться в ситуации, руководство ресторана дало показания на свое начальство — Бородкину. "Железная" Белла, так ее прозвали в городе, сначала вела себя нагло и пугала следователей своими связями. Еще бы, по ее словам она работала в связке с Погодиным и Медуновым, якобы они отлично знали о ее махинациях, но закрывали на них глаза за то, что она, как родных, кормила и поила приезжающих в Геленджик на отдых московских начальников.
На фоне "сочинско-краснодарского" дела расследование истории Беллы Бородкиной не замяли, и принудили женщину активно "сдавать" своих подельников. Бородкина рассказала следователям, что только Погодину она передала денег и деликатесов на сумму около 15 тысяч рублей. Показания были зафиксированы на бумаге. Погодину грозило уголовное преследование.
Если бы он не исчез, то, скорее всего, получил бы длительный срок, как сотни (!) партийных функционеров, проходящих по "сочинско-краснодарскому" делу. К слову, Беллу Бородкину за хищение социалистической собственности вообще расстреляли.
Версии исчезновения
Николай Погодин бесследно исчез 14 июня 1983 года. "Мэр" курорта пытался спастись от следователей. В этот день он отправился в краевой центр на прием к Медунову.
Водитель функционера позже вспомнил, что первый секретарь горкома Геленджика примерно час пробыл в крайкоме, но "вылетел" оттуда смертельно бледным. Он распорядился возвращаться в Геленджик, молчал всю дорогу. По возвращении поднялся в кабинет в здании городского комитета партии, через несколько минут вышел оттуда и направился в сторону моря. С тех пор его никто не видел.
Бесследно испарился: загадка исчезновения мэра Геленджика не разгадана до сих пор. Фото: Ирина Ленская
"Мэра" курорта на следующий день объявили в розыск. Его искали сотрудники милиции, родственники. О пропаже первого лица города знали все его жители. Через несколько дней команда водолазов обследовала море вдоль побережья курорта, но тело Погодина так и не нашли.
Следователи выдвинули предположение, что Погодин утонул, а труп унесло течением. Еще одной версией было бегство секретаря горкома на одном из зарубежных кораблей, которые стояли в порту города. Он мог заплатить иностранцам и тайно уплыть в Турцию или даже Австралию.
Что произошло на самом деле с Николаем Погодиным, не известно до сих пор. Сейчас "вычислить" передвижения человека можно с помощью камер видеонаблюдения. В 1980-х в СССР о такой технике могли только мечтать. Никто из горожан, которых опрашивали милиционеры, не видел Погодина в тот день. Его исчезновение остается загадкой.
В Геленджике о Николае Погодине осталась хорошая память. Именем Погодина на курорте назвали площадь рядом с кинотеатром "Буревестник", который был построен его стараниями. О нем не вспоминают как о взяточнике или коррупционере, а вот слава его как созидателя, грамотного руководителя и хорошего человека жива до сих пор.
Первый Секретарь крайкома КПСС Кубани дружил с Брежневым, но это его не спасло от преследования