"Переехать в Сочи" ‒ один из популярных поисковых запросов, связанных с городом-курортом. Он является одним из немногих российских муниципалитетов, чьё население неуклонно растёт последние десятилетия, благодаря престижности курорта и благоприятному климату. По данным полиции, здесь постоянно проживают более 600 тыс. человек. Значительную часть из переезжающих в Сочи составляют предприниматели, которые не только обустраиваются на новом месте, но и переносят сюда свои компании, создают рабочие места. О преимуществах, недостатках и подводных камнях для ведения бизнеса на курорте ИА KrasnodarMedia расспросил представителей бизнес-элиты курорта.
Приезжих около половины
‒ Отдельной статистики по приезжим коммерсантам не ведется. Но по моим ощущениям, число приезжих среди бизнесменов сегодня составляет примерно 50 %. Впрочем, примерно такую же долю составляет и совокупное число приезжих, ‒ делится Дмитрий Богданов, один из самых известных предпринимателей курорта, вице-президент Ассоциации рестораторов Сочи, гендиректор санатория "Знание".
Как отмечает руководитель кадрового агентства Елена Кораблина (переехала из Екатеринбурга), среди новых сочинцев большинство составляют выходцы из Сибири, Урала, Дальнего Востока. Это же подтверждает и девелопер Роман Губич (переехал из Красноярска).
По словам эксперта, на курорте представлен самый разнообразный "приезжий" бизнес, от офисов национальных корпораций до сугубо локальных предприятий. Есть пример, когда "новые сочинцы" создают успешные местные бренды, локализованные под Сочи или его конкретные территории.
‒ Можно вспомнить бренд "Краснополянская косметика", созданный Кристиной Судеревской и Дмитрием Серовым. Люди продали свою квартиру в Москве, купили домик в глухой деревне, создали лавандовую ферму и вытащили свой бренд на национальный уровень. Сейчас у них своя фабрика и сеть магазинов по продаже косметики.
В то же время, по словам Дмитрия Богданова, помимо множества успешных примеров, есть немало историй со сложностями. Кто-то, покрутившись, вынужден продавать свое дело. Но немало и тех, кто просто прогорел и был вынужден покинуть курорт ни с чем.
‒ Город проверяет на прочность, но у некоторых все же, получается, ‒ уточняет Дмитрий Богданов.
Бизнес по-курортному
Как рассказывает Роман Губич, рынок в целом, а в особенности, рынок услуг, перенасыщен предложениями. Здесь большая конкуренция. Ведь компании борются не только за местных, но и за отдыхающих. Поэтому проблема с расчетом емкости рынка (с учетом территориальной привязки) ‒ одна из серьезных для коммерсантов.
Предприниматель Николай Губич: "Здесь из-за курортной расслабленности ты никогда не входишь в стресс". Фото: Пресс-служба администрации Сочи
Кроме того, в качестве проблем эксперт приводит высокую стоимость аренды, дорогостоящий персонал и малое число высококачественных специалистов. На все это накладывается сезонность, когда из-за спада продаж компании вынуждены сокращать своих работников, а через несколько месяцев ‒ набирать их по новой.
‒ Здесь совершенно другой подход к ведению дел, чем в Москве. Никто никуда не торопится. Все спокойно относятся к ведению дел и не суетятся, ведут себя расслабленно. После Красноярска для меня это было в диковинку, ‒ рассказывает Роман Губич.
Впрочем, по словам девелопера, он смог оценить преимущества такого положения вещей.
‒ Здесь из-за курортной расслабленности ты никогда не входишь в стресс. Всегда спокоен, знаешь, что проблемы разрешатся. Это позволяет экономить психологические силы, которые можно потратить с пользой, ‒ уточняет Роман Губич.
Такого же мнения придерживается и Михаил Улитин (переехал из Подольска).
‒ Здесь никто никуда не торопится. Партнеры могут опоздать на встречу на час и не воспринимать это как что-то серьезное. А, например, в Москве такое отношение сложно представить, даже, несмотря на огромные пробки, ‒ отмечает коммерсант.
По его словам, в Сочи предприниматели ведут себя более расслабленно и доброжелательно, чем в других регионах России. Но и скорость бизнес-процессов здесь значительно ниже.
‒ Меньшая скорость принятия решений (чем в среднем по стране) сочетается здесь с более консервативным подходом к бизнесу. Например, чтобы собрать какое-то бизнес-мероприятие, потребуется либо работать с узкой аудиторией, либо просить помощь у сообществ, либо приглашать известного спикера. Иначе будет крайне сложно, ‒ добавляет Елена Кораблина.
Впрочем, по ее словам, именно внедрение новшеств помогает приезжим коммерсантам закрепиться на сочинской земле. Те, кто может предложить рынку новые интересные товары и услуги, получают торговое преимущество.
А вот в плане работы с кадрами — курортная жизнь таит в себе подводные камни.
‒ Очень часто, когда переводишь других специалистов в Сочи, они становятся более расслабленными и менее эффективными. Это происходит даже тогда, когда есть большой конкурс на позицию. Работодателям стоит к этому быть подготовленным и дополнительно стимулировать работоспособность, ‒ уточняет Елена Кораблина.
Особая география
‒ Сочи ‒ это не радиальный город, а муниципалитет, вытянутый вдоль побережья, протяжённость которого составляет 146 километров. С одной стороны море, с другой ‒ горы. Главная ошибка переезжающих сюда бизнесменов ‒ расчет на большую концентрацию потенциальных клиентов. Однако покупатели тут локализованы по территориальным кластерам, т.е. местам отдыха. И работать с целевой аудиторией тут непросто. Открыть один магазин и рассчитывать на приток покупателей ‒ здесь ошибочно, рассказывает лидер сочинского отделения "Опоры России" Станислав Иванченко (переехал из Петропавловска).
Такого же мнения придерживается и Дмитрий Богданов.
‒ Город довольно-таки большой. Но люди не едут в магазинчик или салон в центре Сочи из Адлера или Лазаревской. Соответственно, нужно понимать, как вы будете привлекать клиентов. А конкуренция тут высокая, ‒ уточняет отельер.
Руководитель медцентра Владимир Гулевский : "Жить здесь приезжим трудно". Фото: Пресс-служба администрации Сочи
Как отмечает руководитель медицинского наркологического центра Владимир Гулевский (переехал из Екатеринбурга), если летом туристы концентрируются на побережье, то зимой основной поток туристов перемещается в Красную поляну.
‒ В обычных городах основную массу потребителей услуг составляют приезжие, а в Сочи, как и на других курортах ‒ приезжие. И это накладывает свой отпечаток на специфику ведения бизнеса. Кроме того, в конкретный сезон приезжают люди разного достатка, с разными запросами и из разных регионов. Специфика работы с разными группами диктует предлагать определенный уровень сервиса и цен, к которым они привыкли, ‒ рассказывает предприниматель.
Сложная география влияет и на снижение обеспечения товарами курорта. Завозить их в муниципалитет проблематично из-за удаленности курорта, куда по земле ведет только одна шоссейная дорога, которая к тому же на многих участках является серпантином. Владимир Гулевский отмечает, что ситуация должна измениться в скором времени. Ведь руководство страны уже анонсировало создание новых трасс, ведущих на курорт.
‒ К Олимпиаде прошла реконструкция дорог, улучшившая ситуацию. А в скором времени должен начаться второй этап модернизации. После того как построят магистраль, жизнь людей качественно изменится в лучшую сторону, ‒ рассказывает предприниматель.
Персональные сложности
‒ Одна из серьезных проблем, связанных с Сочи ‒ это персонал. Город дорогой, на уровне Москвы. Жить здесь приезжим трудно. Сложность не только в дорогом жилье, но и в растянутости города, из-за чего усложняется проезд от жилья к работе, ‒ рассказывает Владимир Гулевский.
С этим мнением соглашается и Дмитрий Богданов, по словам которого, местный бизнес по-прежнему имеет проблему с профессиональными кадрами. Ее усугубляет сезонность, из-за чего уже нанятых хороших специалистов трудно удержать в "бесприбыльные месяцы". В итоге, на курорте наблюдается и большая текучка, и кадровый голод, рождающий повышенный спрос на кадры.
Как отмечает Роман Губич, большая часть кадрового резерва в муниципалитете "заточена" на работе в гостиничном бизнесе, сфере обслуживания, индустрии развлечений. Найти специалистов технологического профиля в самом городе крайне сложно.
‒ В Сибири я мог выбирать, к кому отправиться делать сложную деталь, а здесь оказалось сложным в принципе найти человека, который смог бы проточить мне какой-то вал.
И также эксперт добавил, что из-за проблем с качеством сервиса в городе, компании, поставившие его работу на высокий уровень, получают конкурентное преимущество.
Бизнес-консерватизм
По словам Елены Кораблиной, в Сочи многие участники рынка до сих пор не понимают истинную стоимость и ценность услуг. Например, в Москве компании готовы заказывать услуги консалтинга. А для курорта это по-прежнему в диковинку.
‒ Менталитет здесь больше нацелен на торговлю товарами, чем услугами, ‒ уточняет кадровик.
Как отмечает эксперт, чтобы преодолеть эту проблему, сочинские компании-новички вынуждены выходить на другие рынки.
Вместе весело шагать по бизнес-просторам
Как отмечает Владимир Гулевский, в силу специфики курорта успешной зачастую оказывается не стратегия жесткой конкуренции, а коллаборация.
‒ Из-за кластеризации данного города спрос на многие услуги здесь превышает предложение. Этим Сочи также отличается от многих крупных городов. И разным бизнесам здесь часто легче координировать действия друг с другом, чем устраивать противостояние.
Бизнесмен Михаил Улитин: "Здесь никто никуда не торопится". Фото: Пресс-служба администрации Сочи
Как отмечает Роман Губич, на курорте развито кумовство, из-за чего сторонним компаниям трудно работать, не наладив перед этим связи и не прозондировав ситуацию.
‒ С людьми со стороны здесь дела вести не принято, в отличие от других регионов России. Вас должны знать, иначе вашу продукцию никто не купит. Зайти на рынок со стороны, как в Красноярске или Москве, здесь не получится, даже если цена окажется существенно ниже конкурентов. Реклама здесь работает плохо. Гораздо эффективнее "сарафанное радио" и рекомендации, ‒ отмечает предприниматель.
Как отмечает эксперт, в подобной ситуации шансом на успех для недавно переехавших в город предпринимателей, является вхождение в существующие здесь сообщества или землячества. Предприниматель добавляет, что иногда в трудной ситуации представители землячеств во власти могут оказывать "своим" бескорыстную помощь или давать ценные советы. Речь идет не только о диаспоральных неформальных объединениях, но и о землячествах, выходцев из других регионов или федеральных округов.
Елена Кораблина подчеркивает, что в городе действуют не только землячества, но и многочисленные бизнес-объединения по интересам.
‒ Когда переезжаешь в Сочи, то лучше сопоставить свою сферу деятельности с местными реалиями. И не начинать сразу бороться за рынок, а предварительно обзавестись связями, подготовить партнерства. Завести контакты и знакомства и узнать от местных об особенностях ведения бизнеса в городе. Ведь не всегда работающая в Москве модель даст отдачу на курорте, ‒ соглашается Михаил Улитин.
Стратегические преимущества
‒ Проблема с кадрами сегодня ‒ головная боль для многих компаний. Сейчас хорошего специалиста порой трудно заманить даже высокой зарплатой. Поэтому климат и природные условия в Сочи являются дополнительным преимуществом для работающих здесь работодателей. Ведь на постоянное трудоустройство специалисты сюда переезжают охотнее, чем в большинство других регионов. Собрать команду здесь и платить им адекватную зарплату проще, чем мучиться с недостатком специалистов в другом месте, ‒ делится Елена Кораблина.
Как отмечает Роман Губич, одним из главных преимуществ курорта является то, что город постоянно развивается и предоставляет новые возможности всем, включая приезжих бизнесменов.
‒ Преимущества ведения бизнеса в Сочи ‒ это в первую очередь жизнь на курорте. Дело даже не в том, что рядом с вами побережье и горы. Сама атмосфера в городе отличается в лучшую сторону. Если вы ведете бизнес в центральном Сочи, то на встречи из дома можно ходить пешком. Ведь здесь все рядом. Здесь ты получаешь удовольствие от самих прогулок, чем Сочи отличается, например, от Москвы ‒ там ты постоянно бежишь, постоянно опоздываешь, и зачастую испытываешь дискомфорт от погоды, ‒ отмечает Михаил Улитин.
Соглашения с большими, помощь малым и средним
О работе по привлечению компаний различных уровней рассказали в Департаменте инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства администрации Сочи.
Сейчас на сопровождении властей муниципалитета находится 37 инвестиционных проектов в санаторно-курортной, потребительской сферах, а также в сфере спорта и жилищного строительства.
В 2020-2021 годах — заключено 6 протоколов (соглашений) о сотрудничестве в сфере инвестиций на общую сумму более 26,5 млрд. рублей. В результате реализации инвестиционных проектов, в отношении которых заключены соглашения, появится 1 287 новых рабочих мест.
Помимо этого, на сопровождении в департаменте находится 5 договоров комплексного развития территории и 1 договор комплексного освоения территории, заключенные в 2016-2019 годах, благодаря чему на территории города Сочи появятся не только новые объекты жилищного строительства, но и социальные объекты (общеобразовательные школы, детские сады, новые дороги и коммунальная инфраструктура).
Ведется работа по созданию условия для развития компаний малого и среднего бизнеса. Сейчас на территории муниципалитета их насчитывается 33223. А наибольшее количество хозяйствующих субъектов сосредоточено в сферах торговли, оказания услуг общественного питания и санаторно-курортной отрасли.
В городе организована деятельность Центра поддержки предпринимательства города Сочи, функционирует горячая линия. Основной задачей центра является оказание всесторонней информационно-консультационной поддержки субъектам предпринимательства. По результатам реализации мероприятия ежегодно поддержку получают 1050 субъектов МСП.
‒ В 2021 году, в случае стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки, планируется продолжение роста числа субъектов МСП и стабилизация ситуации в экономике. Ориентировочно, на конец 2021 года количество субъектов МСП составит 35,5 тыс. единиц, ‒ отметили в департаменте.
Первый Секретарь крайкома КПСС Кубани дружил с Брежневым, но это его не спасло от преследования