"Медуновское" дело прогремело на старте 80-х на весь СССР — главной персоной в серии уголовных процессов под одним условным названием был первый секретарь краевого комитета СССР Краснодарского края Сергей Медунов. Расследование был беспрецедентным для того времени — фигурантами уголовных дел стали представители "верхушки" Сочи, Краснодара и Геленджика, полторы тысячи участников "коррупционной" сети попали за решетку, пять тысяч — были вышвырнуты из рядов КПСС, одна из "коррупционеров" — Белла Бородкина — была приговорена к смертной казни. Лишь Сергей Медунов отделался легким испугом — его просто уволили, а все обвинения в его адрес впоследствии были сняты. О подробностях дела в отношении самого известного взяточника Советского Союза рассказывает ИА KrasnodarMedia.
Сначала была рыба
Первоначально под прицел следователей Прокуратуры СССР попали чиновники Министерства рыбного хозяйства, которые совместно с высокопоставленными работниками торговли умудрились провернуть масштабную аферу с реализацией икры. Прикрытием для финансовых махинаций стала сеть магазинов "Океан". Аферисты вывозили за границу рыбную продукцию, а вырученные баснословные барыши прятали себе в карман.
Одним из фигурантов "рыбного" дела был Арсен Пруидзе — директор "пилотного" магазина "Океан" в Сочи, где и обкатывались коррупционные схемы незаконного обогащения. Когда Пруидзе взяли и предъявили неопровержимые доказательства о его участии в афере, он начал сдавать подельников. Одна из ниточек привела к председателю исполкома Сочи Вячеславу Воронкову. Сочинского градоначальника взяли под "белы рученьки" и отправили в следственный изолятор в Лефортовской тюрьме в Москве. Также арестовали начальника базы Мясорыбторга, начальника гаража здравницы, в котором отдыхали видные московские чиновники.
Дело Медунова: как главный взяточник СССР "взорвал" Кубань в 80-х. Фото: Мария Бородина
Арестованные активно сотрудничали со следствием, чтобы скостить немалый срок, который им грозил, и сдавали десятки высокопоставленных подельников,в том числе и первое лицо Краснодарского края Сергея Медунова.
Про Медунова заговорила и арестованная за демонстрацию в кафе порнографии начальница сети заведений общепита Геленджика Белла Бородкина. Женщина пугала следователей своим покровителем, которому помогала хлебосольно встречать гостей из Москвы, за что он в ответ закрывал глаза на ее "шалости" — воровство социалистической собственности. Белла Бородкина вместе с подельниками умудрилась заработать миллионы рублей, воруя мясо и разбавляя алкоголь, который продавали в ресторанах и кафе. Во время обыска в ее в квартире следователи изымали трехлитровые банки с денежными "консервами". После ареста она надеялась на протекцию Медунова, но он ей помочь уже не мог. В качестве мести разозленная "железная" Белла, так ее прозвали в городе, "слила" следователям данные, которые позволили арестовать еще несколько десятков чиновников.
Дело Медунова
После введения Сергея Медунова в число подозреваемых по серии коррупционных дел, в СССР буквально встали на уши чиновники всех министерств и высокопоставленные сотрудники правоохранительной системы. О скандальной истории Леониду Брежневу докладывал лично Юрий Андропов — председатель КГБ СССР. Еще бы, ведь Генсек ЦК КПСС лично был знаком с Медуновым и их связывали дружеские отношения.
Брежнев, предложение Андропова взять Медунова под арест и судить, не принял. Сказал, что не позволит "опоганить из-за одного человека весь край". Главу Краснодарского края вызвали в Москву, а в Краснодаре, как и в Сочи, и в Геленджике начались массовые аресты.
Почему Брежнев не разрешил арестовать Медунова, хотя он, скорее всего, был замешан в коррупционных историях с отмыванием денег в регионе? Возможно, потому, что чиновник вывел Кубань в передовики по сравнению со многими другими территориями страны. При Медунове поднялось сельское хозяйство — кубанцы били рекорды по сбору зерновых, фруктов, овощей, производству мясо-молочной продукции. Курорты Краснодарского края начали развиваться, а количество отдыхающих на них стало прибывать с каждым годом. В Краснодаре стараниями Медунова открылся Театр драмы, было возведено здание цирка.
Уделял внимание Медунов и патриотической работе — в крае ставились памятники погибшим в годы Великой Отечественной войне, в том числе и на Малой земле в Новороссийске, где, как известно, воевал Леонид Брежнев. Внимание к мемориалу обеспечило Медунову протекцию со стороны Брежнева. Кроме того, на Кубани, пожалуй, как нигде, хлебосольно встречали Генсека, что также прибавляло главе края очков в глазах Брежнева. Первому секретарю краевого комитета Кубани даже пророчили руководящую должность в министерстве сельского хозяйства, но карьерный рост перечеркнул коррупционный скандал.
Следователи "рыли землю", чтобы найти доказательства против Сергея Медунова. Однако никто из арестованных партийных функционеров Краснодарского края не сказал про него ничего плохого, что могло бы упечь его за решетку. Медунова хотели обвинить в создании преступной сети, но доказательств, подтверждающих это, не нашли.
Преступление и наказание
В результате расследования серии дел о коррупции в Краснодарском крае полетели головы. Итог "сочинско-краснодарского" дела был ошеломляющим: пять тысяч(!) чиновников и начальников разных ведомств были уволены или понижены в должности. Всех их с позором выгнали из партии. Полторы тысячи фигурантов уголовных дел отправили за решетку после судов.
Дело Медунова: как главный взяточник СССР "взорвал" Кубань в 80-х. Фото: Александр Ратников
Первое лицо Сочи Вячеслав Воронков отправился в колонию на 13 лет. Имущество "мэра", в том числе автомобиль "Форд", было конфисковано. Секретарь комитета партии Сочи Александр Мерзлый и его супруга, которая руководила управлением общественного питания курорта, получили по 15 лет лишения свободы с конфискацией. Такой же срок "впаяли" главе комиссии партийного контроля Карнаухову, руководителю строительной организации Лобжанидзе.
Второй секретарь комитета партии Краснодарского края Тарада так переживал из-за своего ареста, что скончался от инсульта в Лефортовской тюрьме, а первый секретарь Геленджика Николай Погодин вообще бесследно исчез. Ему действительно грозило тюремное заключение, но после разговора с Медуновым в Краснодаре, он вернулся в Геленджик, вышел прогуляться из здания горкома и буквально "испарился". Его судьба неизвестна до сих пор.
Беллу Бородкину, которая не стеснялась раздавать взятки чиновникам и похитила социалистической собственности на миллионы рублей, приговорили к высшей мере наказания. Председатель исполкома Хостинского района Логунцов покончил с собой.
Медунова же просто сняли с должности, пожурили за ошибки, допущенные в работе и приняли на работу в министерство плодоовощного хозяйства в Москве в качестве замминистра. Позже все обвинения в коррупции с него сняли за неимением доказательств.
Простому рабочему поручили сыграть вождя мирового пролетариата в кино