Выборы в гордуму Краснодара прошли чуть более полугода назад, а горожане уже успели позабыть имена и лица народных избранников. Согласно результатам опроса ИА KrasnodarMedia, 46,2% респондентов не знают, кто именно представляет их интересы в думе. 53,8 % участников опроса знают своих депутатов, но только десятая часть опрошенных сообщила, что народные избранники принимают участие в жизни округа. О том, насколько серьезна эта проблема, ИА KrasnodarMedia расспросил самих депутатов, а также экспертов.
Ольга Малахова, зампред Совета при губернаторе Кубани по развитию гражданского общества, зам. директора Центра прикладной социологии и политологии
Ольга Малахова. Фото: Избирательная комиссия Краснодарского края
Это действительно, серьезная, проблема, которая продолжает сохранять свою актуальность., что неоднократно подтверждалось в рамках различных исследований, проводимых нашим центром. Так, анкетные опросы не раз подтверждали, что среди депутатов различных уровней самое низкое информационное обеспечение ‒ у муниципалов.
Миф о том, что муниципальные (как, и поселковые) депутаты ближе всего к народу ‒ неверен с информационной точки зрения. Как показывает практика, чем выше у нас уровень народного избранника (как и чиновника), тем активнее ведется информационная работа. Как правило, у членов Госдумы и ЗСК есть закрепленные люди, занимающиеся освещением их деятельности в соцсетях и СМИ. Впрочем, порой "статусные" депутаты сами ведут соцсети и напрямую активно общаются с журналистами.
В свою очередь, депутаты на низших уровнях считают, что донесение их позиции в социальных сетях будет уходить много средств и времени, а люди и так об их работе информированы. Они считают, что хватает личного общения на территории и приемов. Но как показывает практика, это не так ‒ не хватает.
Конечно, денег у депутатов муниципального и особенно поселкового уровня всегда меньше, чем у "регионалов" и, особенно, федералов. На низших уровнях избирательной власти многие являются наемными сотрудниками или владеют небольшим бизнесом.
Однако, практика показывает, что для медийной активности деньги нужны необязательно. Об этом говорит опыт не только части действующих депутатов "низовых" уровней законодательной власти Краснодара и муниципалитетов, но и общественников. Активное ведение соцсетей, информационная открытость и налаженная работа со СМИ вполне по силам каждому народному избраннику.
А подавляющее число народных избранников даже в качестве публичных политиков продолжает бояться коммуникации со СМИ. Хотя для современных членов представительной власти сегодня активное присутствие в публичном пространстве является обязательным условием их успешной работы. Кстати, о необходимости публичной активности и разноплановой работе с избирателями уже давно говорят федеральные власти.
Алексей Волощук, депутат городской Думы Краснодара (ЕР), член градостроительного совета, общественник
Не могу судить о масштабах этой проблемы. Тут нужна аналитика и социология.
Каждый житель, возможно, и не должен знать своего депутата. Но работа депутата обязательно должна проводиться в двух направлениях — законодательная и общественная. Общественная, на мой взгляд, и заключается в работе с активом округа, населением, общественниками.
Алексей Волощук. Фото: facebook.com/voloschuk.an/
В своей работе я уделяю много внимания этой работе. В основе этой работы лежит, как личная работа и встречи с населением, так и информирование в открытых источниках (соц. сети и СМИ), о той работе, которая проводится мной, как депутатом.
Вижу, что далеко не все депутаты проводят такую работу. Возможно, это то, что следует взять на вооружение каждому народному избраннику, чтобы стать ближе к своим избирателям.
Александр Сафронов, зампред городской Думы Краснодара, секретарь крайкома КПРФ
‒ Существует несколько причин проблемы слабой узнаваемости народных избранников. Отчасти это связано с "избирательностью" муниципальных СМИ, которые почему-то предпочитают освещать в основном деятельность членов "Единой России", в ущерб депутатам от других партий.
Например, в начале января прошел круглый стол, который организовывал Департамент информационной политики города. В нем я принял активное участие, задавая острые вопросы перевозчикам. Но в материале по данному поводу одного из муниципальных изданий, моя фамилия не упоминается, как и моего коллеги-депутата Дмитрия Коломийца. В целом ‒это типичная история. Вопрос, как люди должны узнавать о деятельности оппозиционных избранников, если СМИ их не замечают.
Александр Сафронов.. Фото: из личного архива
Еще одна проблема муниципальных СМИ ‒ официозная подача публикаций, которые из-за этого неинтересно читать. Когда о происходящем в городе говорят тяжеловесным языком, у людей пропадает желание интересоваться происходящем. К этому добавляется нежелание поднимать острые проблемы.
Однако это является частью более серьезной проблемы. Наше население деполитизировано, не интересуется политическими процессами, считает, что от него ничего не зависит. Поэтому и внимание политической жизни уделяет мало. Эту ситуацию нужно исправлять.
Кроме того, еще одна проблема и в том, что некоторые депутаты не всегда дорабатывают. У нас есть целый ряд депутатов-молчунов, которые в принципе не генерируют никакого контента. И в соцсетях такие политики либо полностью отсутствуют, либо рассказывают о своей работе крайне редко.
Виталий Солонченко, заместитель координатора общественного движения "Помоги городу"
‒ Проблема в том, что наши граждане в принципе довольно аполитичные. Большинство из них живут в своих мирках дома, с друзьями и на работе, выбираясь из них лишь, когда возникает необходимость.
Это сказалось и на низкой явке на выборах в гордуму в сентябре прошлого года. До последнего у нас пассивны были и сами депутаты. Однако с конца прошлого года ситуация начала меняться. Собственно, последние выборы в городе показали, что многие люди отрицательно настроены к власти и игнорируют электоральный процесс. Организаторы выборов не смогли загнать на участки избирателей.
Виталий Солонченко. Фото: из личного архива
Поняв это, депутаты начали проявлять активность. Теперь народные избранники вынуждены показывать свою работу. Партийное начальство заставляет их общаться с людьми, ходить на встрече, присутствовать в соцсетях, показывать свою работу.
В плане открытости идут поступательные движения. Виден позитив. Кстати, не только от представительной власти, но и от исполнительной.
Роман Иноземцев, экономист, блогер
‒ В РФ доминирует клиентская политическая культура, смысл которой в том, что отношения избирателя и депутата — это отношения клиента и патрона. В этой ситуации граждане воспринимают депутатов как свое начальство, которое этим народом руководит и от которого люди требуют исполнение их чаяний. В итоге людям не особо интересны "промежуточные начальники" — депутаты, им больше интересен "главный начальник" — глава государства, который способен решить любую проблему, что мы практически каждый год наблюдаем. Хотя в реальности от депутатов разных уровней как раз многое зависит.
Роман Иноземцев. Фото: из личного архива
Для того, чтобы наша политическая культура стала политической культурой участия, необходимы весьма серьезные изменения в нашей политической системе страны и города. Тогда депутаты будут восприниматься как представители граждан, через которых народ осуществляет самоуправление.И дело тут не только в чьей-то доброй или злой воле, а в осознании проблемы обществом и властью, и желании ее решить.
Впрочем, на местах депутаты могут быть более или менее активны в повседневном общении с избирателем. К сожалению, в Краснодаре они в целом меньше проявляют себя, чем могли бы.
Многие народные избранники крайцентра слабо интересуются сутью принимаемых решений — им все разжевывает спикер Вера Галушко. Видимо, в Гордуме они сидят для решения своих личных задач, тем более, что многие из них — бизнесмены.
Но даже те, кого можно было бы записать в политики, зачастую не могут двух слов связать, чтобы не сказать какую-либо глупость. И это касается не только депутатов от "Единой России", кое-кто любит апеллировать к "менталитету" как корню всех проблем. Та же фракция КПРФ недалеко ушла. На мой взгляд, при обсуждении значимых вопросов (например, стратегии социально-экономического развития города или бюджета) оппозиционеры вместо ёрничания в соцсетях, могли бы выступить с более качественными предложениями.
К сожалению, большинству наших депутатов проблемы города интересны не очень. Ну, или, по крайне мере такое ощущение создается от знакомства с их соцсетями, где они вместо уборки мусора и качества дорог обсуждают выборы в США и военный переворот в Мьянме. Или и вовсе не ведут соцсети, поскольку заняты бизнесом.
Считаю, что столице Кубани, с его проблемами, нужны депутаты, прежде всего — думающие о благе города, а уже о потом ‒ о своих личных интересах.