Избирательная кампания на Кубани для депутата-одномандатника в среднем обойдётся в 50 млн рублей. А по итогам выборов депутатский корпус от региона должен измениться примерно на треть. Впрочем, партию власти на выборах могут ждать самые разнообразные подводные камни. Об этом директор Центра прикладной социологии и политологии, член Общественной палаты Кубани Геннадий Подлесный рассказал в интервью. Политический прогноз для региона на 2021 год читайте в рамках спецвыпуска проекта "Политобзор" от ИА KrasnodarMedia.
‒ Буквально недавно в самой влиятельной стране мира ‒ США ‒ завершилась смена власти. Как это отразится на политической ситуации в России?
‒ Джо Байден ‒ это продолжатель дела Барака Обамы. Это фигура, которая ранее давила Россию. Стоит ждать продолжения секторальных санкций, выстраивания против России единого фронта США и Европы. Всё то, что разрушил Трамп во время своего президентства с грацией "слона в посудной лавке", будет восстановлено. Эта цель намечена не лично Байденом, а той командой, которая его привела.
Жёсткая политика против России продолжится даже в случае его преждевременного ухода, который сейчас прогнозируют многие эксперты.Ничего хорошего нам ни при Байдене, ни при возможном его сменщике ‒ Камилле Харрис ‒ ждать не стоит. Пришедшая к власти команда ‒ более профессиональная, чем команда Дональда Трампа. И теперь давление на Россию может серьезно усилиться. Кстати, в этом свете неслучайно и возвращение в РФ оппозиционера Алексея Навального, поддерживаемого истеблишментом США и Европы.
‒ Чего стоит ждать от общероссийской внутриполитической повестки 2021 года? Какие события важны для Краснодарского края?
‒ Главнейшим и основным политическим событием 2021-го станут выборы в Государственную думу. Подготовка к ним, проведение, а также подведение фактических итогов после избрания депутатов, станут основным содержанием общественно-политических процессов в этом году.
Существенно разнообразить политическую повестку конкретно нашего края может разве что так называемый "черный лебедь" ‒ переход действующего губернатора региона на значимую должность в руководство страны. Однако, вероятность этого невысока, поскольку поддержку его переизбранию в прошлом году лично выразил Владимир Путин.
Впрочем, стоит обозначить еще одного возможного "черного лебедя". Это запуск очередного витка антикоррупционной кампании в регионе, особенно в строительной сфере. В последние годы мы уже видели, как активизировавшиеся правоохранители проводили аресты именитых чиновников. Есть такая возможность, что нас ждут очередные громкие задержания, что может отразиться на внутриэлитном балансе сил в регионе.
‒ Когда стартует думская избирательная кампания?
‒ В России предвыборная борьба фактически уже началась. Мы вступили в процесс электоральной гонки (хоть он пока и идёт в скрытом режиме). Не только на федеральном, но и на региональном уровне.
Понятно, что о своих претензиях в начале года заявляют в основном аутсайдеры. Но многие кандидаты уже начали подготовку к выборам. Вокруг них уже формируются штабы, ищутся бюджеты. Война компроматов тоже активизировалась.
‒ Каковы будут особенности избирательного процесса?
‒ В этом году нас ждет повторение многодневного голосования, опробованного в 2020-м. Оно до сих пор требует технологической и правовой обкатки. Это, кстати, показали скандалы на прошлых выборах в крае, когда поступали жалобы от наблюдателей в Краснодаре. Правильно работать по новым нормам нужно и членам УИКов, и наблюдателям, включая оппозиционеров.
Однако технологии являются значимой, но не ключевой частью выборов. По моему мнению, сейчас в России существуют только две серьезные оппозиционные партии: КПРФ и ЛДПР. Они обе испытывают трудности с избирателями и низовым активом.
В этом году мы увидим рост всеобщего недовольства всеми представителями власти (включая лидеров системной оппозиции) и напряжение из-за ковидной ситуации (неудовлетворенность продолжением пандемии, экономическими процессами и старыми проблемами с социальной защитой). Это будет серьезно влиять на избирательную кампанию. Вероятно, что некоторые партии и кандидаты попытаются сыграть в популизм и разыграть из себя ковид-диссидентов. Но даже без них градус борьбы будет выше, чем на прошлых думских кампаниях.
Это является одной из серьезных причин для Владимира Путина и в этот раз поддержать "Единую Россию", что может помочь партии власти получить 2/3 голосов, несмотря на накопленный негатив.
‒ А как отразится на кубанских выборах пандемия?
‒ Как уже сказал выше, это думская кампания будет первой, проходящей в таких условиях. Соответственно, население будет более критично настроено к традиционным политикам, чем ранее.
Впрочем, важным маркером будет эпидемиологическая ситуация в регионе. Если мы не увидим в Краснодарском крае всплеска заболеваемости коронавирусом, значит, действия власти оказались эффективными. И ее представителей поддержат на выборах. И, вполне предсказуемо ожидать, что наоборот, рост числа зараженных Covid-19 будет использован оппозицией для агитации.
Геннадий Подлесный. Фото: ентр прикладной социологии и политологии Подробнее: https://krasnodarmedia.su/news/965724/?from=77
‒ Чем кампания в регионе будет отличаться от общероссийской?
‒ У нас в ходе предвыборной кампании однозначно будут те же указанные выше индикаторы, что и по все стране. Однако в отличие от многих регионов, на Кубани губернатор является беспартийным. У нас получается политический дуализм, когда глава исполнительной власти не возглавляет местное отделение партии власти.
Известно, что уже 19 губернаторов должны в 2021-м стать "электоральными паровозами" для ЕР. Обсуждается возможность увеличения этого числа до 60. Они возглавят списки и поведут за собой единороссов и сторонников партии. В Краснодарском крае, с точки зрения логики и правил ЕР, этого теоретически быть не может, поскольку беспартийный губернатор не может возглавить список "Единой России".
Я предполагаю, что вступление губернатора в "Единую Россию" и непосредственное участие в агитации поможет партии в предвыборной борьбе. Либо ему придётся остаться в стороне от кампании, ослабив позиции ЕР.
Напомню, что на выборах главы региона Вениамин Кондратьев получил 82 % голосов избирателей (при высокой явке). А партия власти по опросам сегодня по спискам в крае может получить примерно 30 % голосов.
‒ Будут ли какие-то еще особенности выборов на локальном уровне?
— Можно вспомнить о традиционно более низкой явке и более лучших позициях оппозиционеров в Краснодаре, чем в среднем по краю. Впрочем, в следующем году явка должна быть выше, чем в прошлом году (благодаря статусу выборов). А оппозиция не всегда может трансформировать в победу преимущества, имеющиеся на старте. Этому хорошим примером служит история с проигрышем Сергея Обухова в 2016-м.
Однако самой напряженной точкой политической борьбы в этот раз будет не Краснодар, а черноморское побережье. Проблемы с водоснабжением там существуют десятилетиями, а в прошлом году они встали наиболее остро из-за глобальной засухи. Тогда подключаться к решению проблемы и помогать губернатору пришлось и президенту России. В Геленджике и Новороссийске. Можно уверенно утверждать, что пункт с пустыми кранами уже заложен в программах кандидатов, которые будут идти от оппозиции на побережье.
‒ Насколько обновится кубанское представительство в Госдуме?
‒ Я думаю, в целом депутатский корпус обновится на 30 %. Предположительно, в такой же пропорции произойдёт ротация у представителей Кубани. Кстати, некоторые депутаты в прошлом уже заявляли, что не намерены переизбираться из-за возраста и других причин. Такие люди есть и среди парламентариев от нашего региона.
По моим расчетам, в среднем нормальная избирательная кампания по одномандатному округу в Краснодарском крае обойдётся кандидату в 50 млн рублей. Речь идёт о таком уровне трат, который позволит серьезно бороться за мандат. Мы говорим именно о легальных расходах. Это как раз масштаб на агитационную работу на полмиллиона избирателей.
Потратиться придётся даже тем, кто будет выдвигаться от партии. Ведь для нормальной электоральной работы нужно не только подготовить агитационный материал, но и вложиться в штаб, аренду помещений, сеть агитаторов, публикации в СМИ, оплату обучения наблюдателей и их работы.
Понятно, что у нас не так много людей, способных аккумулировать такие суммы. А значительная часть из тех, у кого это получится ‒ будет вести кампанию на "предвыборные пожертвования" со стороны "неравнодушного" крупного бизнеса. Кстати, часть богатых депутатов (во всех партиях) как раз и занимается тем, что аккумулирует суммы для предвыборной борьбы своих однопартийцев. Часто это не только их личные средства, но и деньги других коммерсантов, которые желают "иметь возможность быть услышанными депутатами".
Как видим, преодолеть финансовый барьер для желающих стать народными избранниками политиков ‒ непростая задача. Можно ожидать, что ротация в основном произойдет внутри именно парламентских партий.
И добавлю, что у нас есть часть известных людей, которым не надо собирать деньги, поскольку они будут участвовать в избирательной кампании "своим лицом". Это довольно известные люди, часть из которых уже находится в Думе, а часть ‒ заседает в ЗСК. Кстати, у основных партий в качестве кандидатов будет и несколько "говорящих голов", способных объяснить, почему нужно голосовать за их политическую силу.
Продолжение следует