В конце декабря Государственная дума одобрила во втором чтении поправки к закону о госрегулировании торговой деятельности. Теперь Правительство РФ сможет вводить предельно допустимую стоимость социально значимых товаров на 90 дней. Сейчас у властей такое право есть лишь в случае взлета цен на 30% за месяц. Но после принятия закона ограничение будет снято. Как эта новация отразится на торговых сетях и покупателях России, и Кубани, в том числе — ИА KrasnodarMedia рассказали экономисты.
Возвращение к пройденному
‒ Стоит вспомнить, что еще в 2010 году было принято постановление 530 Правительства РФ, согласно которому чиновники могут вмешиваться в розничное ценообразование "социально значимых" продуктов, при условии роста цены более чем на 30% за календарный месяц. На практике за 10 лет этот механизм не был использован ни разу, ‒ напоминает финансист и частный инвестор Дмитрий Гарматюк.

Взять паузу: чем "аукнется" в РФ закон о сдерживании цен на социально значимые товары. Фото: Фото: magnit-info.ru/
По его словам крупнейшие розничные сети, Магнит и X5, Лента и другие игроки и сейчас устанавливают минимальную наценку на данные категории товаров. А ФАС практически ежедневно производит мониторинг цен на полках.
О схожих ситуациях в прошлом своими воспоминаниями поделился и экономист Роман Иноземцев.
‒ В мою бытность аналитиком в "Магните" я был свидетелем, как коллеги регулярно готовили отчет по ценам на хлеб для руководства, которое, предположу, считало, что при вмешательстве государства в ценообразование на хлеб — прилавки опустеют, что приведет к ужасам советских магазинов времен Перестройки. Прошло время, и реальность оказалась немножко иной, чем ее видели владельцы ретейла, ‒ отмечает эксперт.
Новые риски
Принятие нового законопроекта несёт в себе значительные риски, считает Дмитрий Гарматюк. Он напоминает, что большая часть сельскохозяйственной продукции имеет ярко выраженную сезонность, а также зависит от погодных условий, цен на удобрения, ГСМ.
‒ Зачастую один успешный год для аграриев компенсирует убытки прошлых лет. Как пример могу вспомнить сахар, из-за больших урожаев последних лет оптовая цена в 2019, начале 2020, падала до 20р за килограмм, в то время как себестоимость (по оценкам агрокомпаний) составляет 29-30 рублей. Текущий рост цен на сахар и без постановлений Правительства был бы компенсирован импортом (мировая цена на сахар ниже внутрироссийской) и увеличением посевных площадей 2021 года, ‒ делиться финансист.
Более оптимистично ситуацию оценивает Роман Иноземцев. По его мнению, разговоры о пустых прилавках, уже появившиеся в СМИ, не имеют под собой оснований.

Взять паузу: чем "аукнется" в РФ закон о сдерживании цен на социально значимые товары. Фото: Фото: с сайта https://pixabay.com
Экономист обращает внимание, что сегодня на фоне принимаемого закона о госрегулировании цен на социально значимые товары, некоторые эксперты и СМИ начинают пугать население страшилками о пустых прилавках.
‒ И хоть мне не нравятся вводимые нормы, я считаю эти страхи необоснованными. Возьмем, например, ситуацию с сахаром. Краснодарская цена на российский сахар — 38 500 рублей за тонну, в то время как на Лондонской бирже метрическая тонна сахара стоит 30 000 рублей. Согласитесь, странная ситуация для страны, которая сахар экспортирует. А еще в феврале этого года говорилось о закрытии заводов "из-за низких цен". Это при том, что цена в Краснодаре все равно была несколько выше цены в Лондоне, ‒ отмечает экономист.
Роман Иноземцев считает, что такая ситуация в стране сложилась, поскольку в России фактически действуют картели, которые держат цены на сахарную свеклу низко, а цены на сахар высоко.
‒ И, как мне кажется, это хороший повод для внимания со стороны ФАС и именно активная деятельность ФАС смогла бы решить проблему с резким ростом цен, тем более, что в ноябре этого года ФАС рассказала о том, что обнаружила "планы" по картельному сговору среди производителей сахара. Но, как мы видим, ничего, кроме "планов", ФАС не обнаружила. Неплохо было бы Правительству активизировать работу по борьбе с монополистами, ‒ подчеркивает эксперт.
По мнению Дмитрий Гарматюка, в случае активного внедрения закона в жизнь, пострадают некоторые добросовестные производители сельхозпродукции. Из-за ограничений они не смогут повышать цену на собственную продукцию, например, из-за неурожая. А для сохранения производства технологи начнут искать пути удешевления производства, что уже негативно скажется на потребителях, которые из-за этого также останутся в проигрыше.
‒ Не стоит забывать, что сельское хозяйство, в первую очередь крупнейшие агрохолдинги, обладают значительным лобби. За последние 10 лет в отрасль пришли сотни миллиардов рублей инвестиций, а по кредитам необходимо платить, поэтому вопрос ограничения маржинальности очень болезнен, ‒ отмечает эксперт.
Глобальных изменений не ждут
‒ Как мне кажется, регулированием розничной и оптовой цены ситуацию трудно исправить. Мы получим то же, что уже имеем на розничном рынке ГСМ. Там заправки стали фактически нерентабельными: их зажали, с одной стороны, растущими акцизами, а с другой стороны — госрегулированием цен. Все это привело к стагнации этого рынка и выдавливанию оттуда мелких игроков, ‒ делится Роман Иноземцев.
Эксперт уверен, что активное вмешательство государства в другие отрасли приведет примерно к таким же последствиям: монополизации и уходу мелких участников.
‒ Ничего хорошего я здесь не вижу, но и трагедия в одночасье не произойдет. Мелкие игроки умрут, а крупные адаптируются. Плюс еще в одну отрасль станет невыгодно вкладываться, что в сочетании с экстремально низкой учетной ставкой приведет к росту оттока капитала из страны, последствия чего мы будем ощущать не скоро, но долго, ‒ акцентирует экономист.
В свою очередь, Дмитрий Гарматюк считает, что изменения носят более декларативный, чем формальный характер. По его словам, влияние на торговые сети будет минимальным, наценка на социальные категории и так очень низкая. Зарабатывает ритейл в основном на алкоголе, бытовой химии, кондитерской продукции.
‒ Думаю, что Госдума и Правительство РФ, внося подобные законопроекты, во многом дают намек производителям: "мы готовы действовать". Однако они не собираются на практике применять методы ручного регулирования цен, ‒ отметил финансист.
Редакция ИА KrasnodarMedia также обратилась за комментарием к сетевым компаниям "Магнит". Ретейлер поделился своим видением проблемы.
‒ "Магнит" заинтересован в стабильном уровне цен. Компания постоянно ведет работу над сдерживанием роста стоимости товаров на полке и держит наценки на социально-значимые товары на минимальных и даже нулевых уровнях. В последнее время наблюдалось увеличение числа запросов от поставщиков на повышение цен на полке. В связи с этим решение Правительства включить в механизм сдерживания цен на базовые товары производителей и других участников товаропроводящей цепи обеспечивает условия для достижения поставленной задачи, ‒ отметили в торговой сети.
НЕэкспертное мнение
Чем аукнется законодательное новшество для рядовых граждан, в том числе и кубанцев? Редакция провела локальный опрос на улицах Краснодара среди горожан. Жителям краевой столицы задали вопрос: насколько эффективна "заморозка" цен на значимые продукты питания и поможет ли это рядовым гражданам страны сэкономить семейный бюджет. В опросе приняли участие 64 человека в возрасте от 23 до 67 лет.
31 человек — почти 48,5% опрошенных — считают, что меры, предпринимаемые правительством для сдерживания цен, не эффективны. Среди причин неэффективности назвали следующие: не все продукты, на которые объявят "стоп-цену" входят в список "стратегических" для россиян; монополисты найдут способ обойти законодательство; бессмысленность мер — цены нужно снижать после их резкого роста, а не фиксировать на высокой планке.
Еще 20 опрошенных — 31,2% — считают, что новый закон — профанация и в реальности он работать не будет.
Еще 10 горожан — 15,6% — считают, что фиксированные цены на социально — значимые продукты приведут к их исчезновению с полок.
3 человека — почти 4,7% — на вопрос ответили, что им от этого "ни горячо, ни холодно".
— Это очень спорное регулирование, — считает краснодарский инженер Юрий Сегалов. — Оно будет убыточным и для производителей, и для ретейлеров. Что сделают и те и другие? Они поднимут цены на другую продукцию? Ретейл точно выиграет, увеличив ценник на ряд востребованных товаров. Производитель тоже выкрутится. Кто в проигрыше? Правильно — потребитель, который в сумме, набрав несколько видов товаров, кроме социально значимых, заплатит больше.

Цена на гречку в сетевом магазине на 23.12.2020. Фото: Фото: Ирина Ленская
Местные форумы и соцсети тоже пестрят комментариями, которые можно свести к одному знаменателю: ничего хорошего от "затеи" со стоп-ценами ждать не стоит.
"Сахар и масло? Вы серьезно?! Расскажите нам про рецепты еды, куда входят исключительно эти два ингредиента!". (Здесь и далее орфография авторов комментариев преимущественно сохранена — прим. ИА KrasnodarMedia)
"Никого не смущает, что сначала ценам дали взлететь до потолка, а потом дали отмашку — типа стоп, фиксируем?".
"Все, хана — масло и сахар пропадут с полок, ими просто впрок все закупаться будут, "потолок" — он же не вечный будет".
"Ну, остановят рост на цен на сахар и масло…И? Параллельно взлетят цены на все что можно — от детского питания и мяса — до гречки, туалетной бумаги и хлеба. Неужто этого никто не понимает?".
"Посмотрите сколько стоит молоко! А гречка? А яйца? Макароны только по акции берем — тоже цены не пойми какие, и это на Кубани — житнице России!".
"Мне кажется, это чисто условная договоренность с бизнесом — на недолго, на чуть-чуть. Вроде: ребята, вы потерпите пару месяцев, чтобы не было голых прилавков, а потом можно снова по-тихой поднимать".

Цена на яйцо куриное в сетевом магазине на 23.12.2020. Фото: Фото: Ирина Ленская
Кратко резюмируя "народные настроения", можно сделать вывод: россияне в большинстве своем не понимают, в чем смысл подобного регулирования цен. Часть считает — что это забота о населении. Другие — что это не эффективная мера. Возможно, политикам стоит сделать упор на разъяснительную работу и доступными инструментами, например, через СМИ попытаться объяснить электорату, что законодательство о сдерживании цен — это не пиар-ход, а действенная мира в кризисной ситуации.