В России фиксируется резкий рост числа мошенничеств с использованием электронных средств платежа — преступники обманом заставляют доверчивых граждан оформлять кредиты в банках, а деньги перечислять на "подставные" счета. Жертвы злоумышленников не сразу понимают, что попали в ловушку, добровольно взяв на себя кредитные обязательства. Суд обычно встает на сторону банковских организаций и обязывает заемщиков, хоть и не добровольных, выплачивать оформленный кредит. О новых схемах мошенничества и способах защиты от злоумышленников, рассказывает ИА KrasnodarMedia со ссылкой на газету "Известия".
Новый вариант афер, когда на жертву мошенничества "навешивается" кредит, стал практиковаться злоумышленниками после того, как в октябре 2019 года законодательно стало возможно проводить кредитные сделки онлайн. Банки начали заключать с клиентами соглашения, в которых оговаривается, что некоторые операции можно подтверждать паролями или Pin-кодом. По сути, электронное подтверждение теперь может заменить подпись гражданина на документе, в том числе и на кредитном договоре.
Чтобы заставить жертву взять кредит, преступники используют вариации одной схемы. Аферисты звонят, представляясь сотрудниками банковской организации, и уточняют, точно ли это владелец телефонного номера в настоящее время оформляет кредит. Жертва отвечает отрицательно, и тогда лжесотрудники банка заявляют, что это мошенники пытаются под ее именем взять деньги в банке. Чтобы помешать преступникам, аферисты настоятельно рекомендуют взять кредит на туже сумму и перевести деньги на специальный счет. Далее жертве помогают оформить заем онлайн. Аферисты не мелочатся — их жертвы занимают в банках от нескольких сот тысяч до нескольких миллионов рублей.
После того, как деньги "уходят" на счета преступников, они разыгрывают второй акт "комедии" — звонят жертве от имени полицейских и предупреждают о секретности сведений об оформленном кредите. Предлогом для молчания может быть расследование, которое якобы ведется в отношении злоумышленников. В итоге пострадавшие от аферистов россияне начинают бить тревогу только тогда, когда на них подает в суд банковская организация, в которой они по инструкции мошенников взяли кредит. В ходе судебных заседаний заемщикам не удается доказать, что они не знали, что делают, ведь они, оформляя заем, использовали пароли или PIN-коды, которые являются конфиденциальной информацией и не должны передаваться третьим лицам.
В правоохранительных органах страны озабочены ростом онлайн-преступлений, но действенных способов поимки кибермошенников еще не нашли. Преступники "маскируют" номера, с которых звонят своим жертвам или вообще "работают", находясь на территории других государств.
Так что в таких случаях на полицию следует надеяться, но самим не плошать. Чтобы не попасться на удочку мошенников и не дарить им свои деньги, необходимо помнить, что предоставлять данные о своих банковских картах, тем более PIN-коды или цифры из CMC-сообщений никому нельзя.