19 августа 2020. "Ничто так в последнее время не привлекает внимание сотрудников ДПС, как автомобили с армянскими номерами", — горько шутят автовладельцы, которых массово останавливают сотрудники ГИБДД. Некоторых штрафуют, а у кого-то и вовсе отбирают машину и увозят на штрафстоянку. Такие меры предпринимаются с 1 июля этого года во многих регионах страны, в частности — в Краснодарском крае. В Сети появляются мнения юристов и автовладельцев, возмущенных действиями автоинспекции. Правомерны ли эти действия, что делать в такой ситуации владельцам машин с армянскими номерами — выясняло ИА KrasnodarMedia.
В 2014 году Армения вступила в Евразийский экономический союз. Это позволило многим предприимчивым россиянам отправиться в Армению за покупкой автомобиля. В этом случае огромную пошлину платить не приходилось. Стоит отметить, что до 1 января этого года подобная схема работала. Владельцы авто с армянскими номерами были счастливы, и их никто не трогал. Однако теперь "халява" исчезла, так как действие экономического соглашения закончилось и ввозить в Россию машины на прежних условиях стало невозможным.
Стоит отметить, что главное отличие армянских номеров в том, что машины, имеющие такие регистрационные номера, ввозились в РФ через "зеленый коридор" и не проходили таможню. Сейчас же выходит, что если сэкономил — пересаживайся на автобус или трамвай.
Кому понадобились "драконовские меры" против машин из Армении? Ответ весьма очевиден, считают некоторые эксперты. За 300-500 тысяч рублей в Армении можно купить несколько средних иномарок в хорошем состоянии. А что можно купить за аналогичные деньги в России? Ничего, кроме машин отечественного автопрома. Есть мнение, что этот "ход" с изъятием машин из Армении сделан в пользу отечественной автомобильной промышленности.
Номер не пройдет: авто с регистрацией в Армении изымают — владельцы в панике. Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia
Далее, следующая версия: армянские номера "не читаются" камерами видеонаблюдения на российских дорогах. Как известно, камеры запрограммированы на распознавание российских номеров. Соответственно, если какой-нибудь автомобиль с армянскими номерами промчится в черте города на запрещенной скорости перед камерой, штраф с нарушителя взыскать будет невозможно. И стало быть, мимо казны утекают большие деньги, а водители-лихачи остаются безнаказанными.
Как уже отмечалось ранее, машины с такими номерами либо штрафуют, либо вовсе изымают и отправляют на штрафстоянку. Сами автовладельцы находятся в полном недоумении. Предполагалось, что с 1 января 2023 года такие авто без лишних проблем поставят на учет в "родном" ГИБДД без всякой "растаможки". Этот вариант автолюбители сочли настоящей "золотой жилой" и бросились массово перегонять машины из дружеской Армении.
Пока процесс еще не обрел массового использования, возможно было поставить авто с армянскими номерами на учет с минимальными затратами, да требовалось всего-то:
— оплатить таможенный сбор (от 15 до 50 тысяч рублей);
— оплатить утилизационный сбор;
— установить датчик ЭРА-ГЛОНАСС.
Владельцы в панике: с чего вдруг изымают авто с армянскими номерами. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Казалось бы, все просто. Но и тут нашлись те, кто в целях экономии продолжали ездить на армянских номерах. Теперь же они рискуют вовсе остаться без автомобиля. В Краснодарском крае и Ростовской области на такую "политику" ГИБДД люди отреагировали весьма бурно. Водители "армянских" автомобилей пишут письма президенту и требуют остановить кампанию по изъятию транспорта. Просят не трогать их хотя бы до 2023 года, как это предполагалось изначально. Однако сотрудники ГИБДД продолжают штрафовать и изымать автомобили.
Автомобилисты создали организованную петицию, которую направили на рассмотрение президенту РФ и высокопоставленным чиновникам. Документ опубликован на сайте Сhange.org 13 июля.
"Основной принцип ЕАЭС о свободном перемещении не соблюдается; таможенные органы заставляют производить таможенные операции, уплату таможенной пошлины на транспортные средства; никакого свободного перемещения транспортных средств по территории ЕАЭС нет!" — говорится в петиции.
Вот еще факт: большинство автомобилей из Армении не относятся к пятому экологическому классу. Соответственно, их "растаможка" обойдется в очень и очень большую сумму.
Так, например, за Honda Accord VII поколения придется заплатить около 850 тысяч рублей. Подобный автомобиль легче сжечь, ведь это цена хорошей иномарки 2015–2016 года. Автомобилисты, которые владеют машинами с такими номерами, недоумевают от сложившихся условий. Фактически, у них есть всего лишь два выхода и оба они бессмысленны. Во-первых, отдавать деньги за "растаможку" в 2–3 раза превышающую стоимость самого автомобиля, никому не выгодно. Во-вторых, продать машину в Армении практически невозможно — рынок перенасыщен предложениями, их более одного миллиона на начало августа этого года.
Однако, эта ситуация вызывает неоднозначные мнения. Находится множество автолюбителей, которые радуются введенным запретам и начавшейся "охоте" на машины с армянскими номерами. Как отмечалось ранее, оштрафовать лихачей с такими номерами практически невозможно, и поэтому множество добросовестных автовладельцев поддерживают нынешние меры автоинспекции.
В ответ владельцы машин, привезенных из Армении и других соседних республик, вопрошают: "Разве все, кто приобретает автомобиль в Армении "плюет" на правила дорожного движения? Нарушают всегда и везде, и от номеров на бампере это никоим образом не зависит".
Владельцы в панике: с чего вдруг изымают авто с армянскими номерами. Фото: Сергей Ланин, ИА PrimaMedia
Единственная рекомендация (ее в Сети зачастую дают сами сотрудники ГИБДД, конечно же, оставаясь безымянными): припрятать автомобиль с армянскими номерами в гараж на пару-тройку месяцев и ждать пока волна "интервенций" против таких авто схлынет. Есть вариант, что проблему "замолчат", как это было с той же тонировкой.
Но пока что остается фактом: ездить на автомобиле с армянскими номерами не стоит. Вы либо рискуете попасть на крупные штрафы, либо и вовсе распрощаться с любимым "железным конем".