Как пережить кризис малому бизнесу Кубани: экономисты дали советы пострадавшим компаниям

Кризис требует пересмотра стратегий и использования новых подходов в бизнесе
ЧЕСТНО О КРИЗИСЕ
Как пережить кризис малому бизнесу Кубани: экономисты дали советы пострадавшим компаниям
Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia

22 апреля 2020. Пандемия коронавируса, скачки курса валют, карантин и последовавший за ним отток клиентов – все это бьет по устойчивости большинства предприятий, ставя их на грань выживания. Особенно трудно в нынешнюю "карантинную" эпоху приходится малым и микропредприятиям. Что нужно делать небольшому бизнесу, чтобы уцелеть и остаться на плаву? По просьбе ИА KrasnodarMedia своим мнением на этот счет поделились краснодарские экономисты и эксперты.

Александр Полиди, профессор, бизнес-консультант

Есть три универсальных совета, которые можно сегодня дать любому бизнесу, попавшему в сложную ситуацию.

Первое — предпринимателю необходимо проанализировать свои бизнес-процессы и постараться исключить или максимально минимизировать все, что сейчас не приносит прибыль и не является ценным для покупателя. Лишние процессы и действия нужно или сократить, или автоматизировать так, чтобы не тратить деньги и другие ресурсы.

Второе— необходимо более активно использовать низкозатратные методы в технологии управления. То, что не встроено в технологический процесс, нужно активно и смело отдавать на аутсорсинг.

Третье— необходимо понять, какую бизнес-модель реализует компания и четко следовать этому направлению. Это может быть массовая бизнесс-модель, когда компания выпускает универсальные товары или услуги, находится в жёсткой конкурентной борьбе и выигрывает за счет низкой цены. В таком случае необходимо иметь потенциал для роста или потенциал для такого технологического превосходства над конкурентами, чтобы выжимать их низкими ценами.

Но есть другая бизнес-модель. Если компания не может конкурировать ценой, то ей нужно конкурировать ценностью — создавать какие-то рыночные ниши, где есть довольно лояльный, хоть и относительно узкий спрос, а для потребителя важна очень высокая степень соответствия его запроса получаемому товару или услуге. Здесь потребитель принимает решение о покупке, исходя именно из ценности, а не цены. Например, мы вынуждены покупать картриджи с бритвами к имеющемуся станку Gillette или приобретать приложения в App Store, обладая Айфоном.

Не стоит пытаться остаться в двух сегментах, борясь за покупателя и цену, а также качество. Необходимо или максимально масштабироваться за счет цены, или уходить в особые ниши. Обе бизнес-модели можно содержать в своем портфеле, только разделяя их брендами, корпоративной культурой и технологиями управления.

Мурат Дударев, управляющий бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов регионального отделения "Опора России"

Компаниям, прежде всего, нужно выбрать "стратегию верблюда": т.е. впитывать сейчас как можно больше ресурсов и отдавать по капле, разумно расходуя средства.

Впрочем, думаю, сейчас определенным видам бизнеса нужно заниматься активно маркетингом, рекламой и позиционированием себя. Таким образом, компании наработают поток клиентуры на будущее, который хлынет к ним, когда закончится карантин. Например, так поступают сейчас некоторые салоны красоты, которым пришлось полностью приостановить свою работу. Эту же стратегию могут использовать отельеры, рестораторы и все те, кто связан с сегментом B2C (бизнес для потребителя).

Что касается производственников, продающих свои товары и услуги другому бизнесу (в качестве примера можно привести пекарню, поставлявшую продукцию в кафе и рестораны), то им необходимо максимально воспользоваться мерами поддержки, предоставляемыми государством: прямыми вливаниями, льготными кредитами от банков и институтов развития, особыми условиями по ЦБ.

Что касается компаний, которые продолжают работать, то им нужно задуматься о тех или иных механизмах доставки, которые могут помочь многим предприятиям остаться на плаву. Сейчас эта услуга пользуется спросом. Особенно, когда речь идет о ресторанах и кафе, у которых есть свои уникальные блюда.

Дмитрий Гарматюк, финансист и частный инвестор

С каждым днём становится все очевиднее, что этот кризис не закончится также резко, как начался, поэтому нам всем придется измениться. Придется осознать, что маржа бизнеса станет меньше, а конкуренции больше.

Поддержка от государства, скорее всего, пойдет крупному бизнесу (например, анонсированная ипотека под 6.5% — яркий пример поддержки крупных федеральных застройщиков). Малому же бизнесу придется выплывать, в основном, за счёт собственных средств.

Думаю, сейчас не существует какого-то "волшебного" универсального инструмента, который позволит бизнесу пережить карантин и падение доходов населения. Но в тоже же время есть некоторые базовые меры, которые стоило бы провести и вне кризиса.

Последние годы многие тратят существенные средства на продвижение своих товаров и услуг через социальные сети, в поисковых сервисах. Текущая ситуация как раз хороший повод оценить качество предоставляемых услуг, скорее всего, можно оптимизировать расходы.

Обязательно стоит проанализировать цены своих поставщиков, возможно, их конкуренты в условиях кризиса предложат более выгодные условия.

Упорядочить свою бухгалтерскую и управленческую отчётность, подавляющее количество малого бизнеса ведёт бухгалтерию "на коленке в Exel", из-за этого зачастую сложно понять куда "уходят" средства.

Главное помнить, что кризис — тяжёлое время для всех. И даже если у вас финансовые проблемы с оплатой поставщикам или банкам – то они не меньше, чем вы (а зачастую и больше) заинтересованы в сохранении вашего бизнеса. Поэтому стоит всегда идти на контакт и дорожить деловой репутацией. Рано или поздно все пройдет!

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость