11 июля 2017. Общественное движение "Городские решения" винит власти Краснодара и края в бедственном положении муниципального унитарного предприятия "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление" (МУП "КТТУ"). Источником кадровых и финансовых неприятностей называют лизинговые платежи за автобусы, приобретенные для проведения олимпиады и Кубка Конфедераций. Изначально суммы должны были погашаться за счет бюджета, но выплачивать их пришлось муниципальному предприятию. Активисты-общественники выдвинули свои антикризисные предложения и были услышаны главой кубанской столицы. 12 июня Евгений Первышов встретится с коллективом КТТУ, сообщает ИА KrasnodarMedia со ссылкой на блог "Городских решений" в Livejournal и ее страницу в Fasebook.
Напомним, МУП "КТТУ" "лихорадит" уже в течение нескольких месяцев. На сегодняшний день предприятие является убыточным, имеет многомиллионные долги и балансирует на грани банкротства. К такому состоянию "КТТУ" привели многие факторы, в том числе неполное и несвоевременное субсидирование. Однако власти города пытаются решить проблему путем массовых сокращений сотрудников предприятия и разработкой новой эффективной стратегии развития КТТУ.
"В Краснодаре зреет конфликт, уже вышедший на краевой уровень. Основной городской перевозчик МУП "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление" в очередной раз лишился директора. Подали заявление об уходе руководители и сотрудники некоторых служб. Идут массовые сокращения в мастерских по ремонту подвижного состава. На днях может прекратиться работа автобусных маршрутов: у предприятия закончились деньги на бензин. Что вообще происходит, кто виноват и что делать?
Загнали в финансовый кризис МУП "КТТУ" власти Краснодара и края –"Городские решения". Фото: Пресс-центр МУП "КТТУ"
До 2015 года МУП "КТТУ" редко попадало в новостные хроники — и поводы для этого были в основном положительные. Открывались новые троллейбусные линии, закупался и ремонтировался подвижной состав. Да, были трудности с выдачей зарплаты, руководству управления приходилось принимать непопулярные решения, но предприятие работало более-менее стабильно.
Проблемы начались в 2015 году, когда КТТУ навязали 98 "олимпийских" автобусов вместе с немалыми лизинговыми платежами. Планировалось, что город и край будут участвовать в их оплате, но об этом быстро забыли. Вдобавок новая команда управленцев не смогла поладить с налоговой службой, которой предприятие задолжало крупную сумму.
Откуда взялся долг? Дело в том, что город и край устанавливают правила игры для перевозчиков: стоимость проезда (обычно ниже себестоимости) и льготных проездных абонементов (в пересчёте на поездки, ещё ниже стоимости проезда). Для компенсации выпадающих доходов транспортным компаниям положены субсидии, но их выплачивают не всегда: бюджет дефицитный, денег на всё не хватает.
На чём могут экономить транспортники, чтобы сводить концы с концами? Частники платят налоги по упрощённой схеме, выдают водителям минимальную зарплату, остальное — "чёрным налом". МУП так поступать не может. У КТТУ три основных статьи расхода: зарплата сотрудникам, оплата электроэнергии и ГСМ, налоги. Не выплатишь зарплату, не оплатишь бензин и электричество — завтра город встанет. С налоговиками же получалось договориться — до поры, до времени.
И вот эта пора наступила. В 2016 году за неуплату предприятием налогов были заведены уголовные дела на руководителей МУП "КТТУ": Анатолия Панина, работавшего до 2015 года, Николая Мельникова, недолго исполнявшего обязанности директора, и нового директора Алексея Князева. Счета предприятия были арестованы. Долг начал постепенно выплачиваться, но из-за этого пришлось экономить на всём. Прекратились программы развития (модернизация старых вагонов, плановая замена крупных участков контактной сети и прочее), "заморозились" оклады работников. Отдавать долг налоговикам пришлось из выручки. Часть долгов перед КТТУ (за перевозку льготников плюс межтарифная разница) была погашена, другая часть — попросту списана. Лизинговые платежи из бюджета не возмещались.
Загнали в финансовый кризис МУП "КТТУ" власти Краснодара и края –"Городские решения". Фото: Пресс-центр МУП "КТТУ"
Периодически счета предприятия открывались, и доступные средства шли как на "поддержание штанов", так и на некоторое развитие. КТТУ приобрело в рассрочку новый трамвай "Витязь" и продолжило жизненно важные процессы: ремонт вагонов и троллейбусов, а также капитальный ремонт пути.
К весне 2017 года сменилась властная верхушка города и отрасли: мэр, заммэра, курирующий транспорт, директор департамента транспорта, директор МУП "КТТУ". Новые люди пришли в предприятие со знаменитым изречением Станиславского: "Не верю!" — почитайте официальные пресс-релизы марта-апреля 2017 года. Начался активный поиск причин убыточности КТТУ, и эти причины — несмотря на то, что они на поверхности и многим известны — стали искать в сотрудниках предприятия. Значительно увеличился штат службы безопасности (раньше её просто не было), начались очередные проверки бухгалтерской отчётности, закупок и прочего (они и до этого проводились регулярно, но ничего криминального не выявили). У нового руководителя администрация в очередной раз потребовала оптимизировать (читайте — сократить) штат сотрудников.
Для обслуживания Кубка Конфедераций в Сочи были закуплены ещё 60 автобусов. Снова в лизинг. Снова с оформлением на МУП "КТТУ". С оплатой из бюджета региона — но только в этом году, за последующие годы по понятным причинам никто гарантии не даёт.
Началось сокращение сотрудников. Первые "жертвы" — рабочие мастерских, отвечающие за ремонт и без того изношенной техники, а также инженерно-технические работники. Удар по самому больному месту: найти новых людей на те зарплаты, что платят в КТТУ, потом будет нелегко.
Ситуация на начало июля 2017 года такова. По Краснодару ходят неокрашенные трамваи, троллейбусы и автобусы (город потребовал снять всю рекламу, у депо нет денег на краску). Профсоюз написал коллективное письмо в защиту предприятия. Новый директор Иван Полухин подал заявление об уходе по собственному желанию. Счета МУП "КТТУ" в очередной раз заблокированы. 7 июля из-за нехватки денег на оплату ГСМ на маршруты не вышла часть автобусов. Что будет дальше? Прекращение работы муниципального транспорта? Выход сотрудников предприятия на массовый митинг? Может быть, к ним присоединятся и пассажиры, не дождавшиеся своего трамвая, троллейбуса или автобуса?
На вопрос: "Кто виноват?" мы отвечать не будем. Это не конструктивно, да и ответственность у нас давно коллективная, то есть никакая. Лучше задумаемся над вопросом: "Что делать?" — это важнее, чем искать виноватого.
Во-первых, нужно выбрать нового руководителя предприятия. Причём не кулуарно, а собранием коллектива МУП "КТТУ". Прошлый раз такие выборы состоялись в 1989 году, и их победитель, Анатолий Панин, стал директором на долгие 26 лет, пережил вместе с предприятием очень тяжёлые времена и вывел его в передовые в России. Электротранспорт — отрасль с очень сложной спецификой, и приход на руководящую должность человека со стороны может принести больше вреда, чем пользы. Поэтому нужно выбирать "своего" человека. И дело не в круговой поруке, а в том, что без узкоспециальных знаний директор попросту не сможет правильно управлять транспортным предприятием из 4000 сотрудников, обслуживающим миллионный город.
Во-вторых, город и край обязаны взять на себя оплату лизинговых платежей за новую технику. Это позволит уменьшить финансовую нагрузку на КТТУ, постепенно расплатиться с кредиторами и начать развиваться. Для справки: до 2015 года все новые трамваи, троллейбусы и автобусы покупались за счёт бюджетов города, края и РФ, не в лизинг.
В-третьих, городская власть должна перестать работать в угоду коммерческим автоперевозчикам. Ещё одна причина финансового кризиса в ТТУ — засилье частных компаний на тех направлениях, что раньше обслуживались троллейбусами. Нужна жёсткая политика разделения маршрутов и пассажиропотоков, которая будет обеспечивать прибыль муниципальному предприятию.
В-четвёртых, для дальнейшего развития транспортной системы Краснодара нужно принять программу развития и чётко её выполнять. Тут даже придумывать ничего не надо: в начале 2010-х годов была утверждена программа "Краснодару — столичный облик", в которой были прописаны этапы обновления транспортного парка и сроки строительства новых линий. Если бы её не свернули, мы бы сейчас ездили только на новых или качественно отремонтированных трамваях и троллейбусах, но фактически программу выполнили на 100% только в 2013 году, после чего — закрыли.
Для начала этого достаточно. Цель у всех нас — пассажиров, общественников, специалистов транспортной отрасли, городских руководителей — одна: получить удобную и комфортную систему городского транспорта. Так, может быть, стоит взяться за дело, разрубить гордиев узел проблем, как предложено выше, и начать работать на дальнейшее развитие", — сообщается в блоге общественной организации "Городские решения" в Livejournal.
Глава Краснодара отреагировал на размещение в сети предложение активистов "Городских решений. На страницы группы в социальной сети Fasebook появилась информация о том, что 12 июня мэр Краснодара Евгений Первышов встретится коллективом КТТУ, чтобы обсудить пути решения проблем.
Напомним, как ранее сообщало ИА KrasnodarMedia, сложная финансовая ситуация сложилась в МУП "КТТУ" из-за невыплат субсидий из краевого бюджета, долг по которым превышает 200 млн рублей. Однако решать проблемы муниципального предприятия власти города пытались в том числе и с помощью масштабных сокращений специалистов.
В период с апреля по июнь 2017 года администрация МУП проводит массовое сокращение работников. На протяжении последних двух лет это уже третья волна сокращений в организации.
С 1 июля 2017г. вводится в действие новое штатное расписание, утвержденное Департаментом транспорта и организации дорожного движения МО город Краснодар. На основании этого штатного расписания под сокращение попадает 102 человека, в т.ч. 61 человек из Мастерских по ремонту подвижного состава. Таким образом, в МРПС уменьшится количество работающих на 40%. Работники предприятия считают, что уничтожение ремонтной базы неминуемо приведет к развалу предприятия.
Напомним, новый директор Иван Полухин сложил полномочия директора КТТУ накануне, не проработав на новом посту и трех месяцев. Власти Краснодара сочли увольнение Ивана честным поступком. Руководя непростым предприятием, ему необходимо было сделать серьёзный анализ финансово-экономической деятельности, определить проблемные точки и предлагать решения, разрабатывать эффективную стратегию развития КТТУ. Такие задачи три месяца назад были поставлены мэрией перед Полухиным. Этого времени, по мнению городских властей, было достаточно, чтобы определиться и понять, способен ли руководитель их решать.
Напомним, "непопулярные" меры и "неразумные" идеи КТТУ уже не раз подвергались остракизму со сторону общественности. Так, на днях КТТУ сообщило о сокращении, а кое-где и вовсе — снятии с маршрутов двухвагонных поездов трамваев №№ 3, 4, 5, 8, 15, 2, 6, 7 и замене их на одиночные. В управлении также пообещали снизить количество выпускаемых на линию троллейбусов, обосновав "оптимизацию" снижением спроса на транспорт в летнее время.
Когда в КТТУ "оптимизировали" 47 специалистов мастерских по ремонту подвижного состава, Иван Полухин опроверг опасения о скором конце электротранспорта в краевой столице и прокомментировал причины "оптимизации" сотрудников.
Это новости Краснодара и Краснодарского края.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Власти Краснодара: увольнение директора КТТУ – честный поступок
Недавно назначенный директор Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления ушел
Почти полсотни сотрудников мастерских "оптимизировали" в трамвайном управлении Краснодара
Кликни и получай только самые интересные новости в группе "КраснодарМедиа.Новости" в Whatsapp |