Кубанский омбудсмен Сергей Мышак: За каждой жалобой стоит человек со своими проблемами

Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае Сергей Мышак об актуальных проблемах и о людях, которым удалось помочь
Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае Мышак Сергей Валентинович
Фото: Из личного архива Сергея Мышака

17 февраля 2017. Сергей Валентинович Мышак работает в должности уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае с 2013 года. Основные направления деятельности омбудсмена — рассмотрение заявлений тех, чьи права нарушены на территории региона, и правовое просвещение граждан. О том, какие жалобы чаще всего поступают на имя уполномоченного, о самых запоминающихся случаях в работе и о перспективах правозащитных институтов Сергей Мышак рассказал в ходе онлайн-конференции на сайте информагентства KrasnodarMedia.

— Сергей Валентинович, Вы подготовили доклад о состоянии прав человека в Краснодарском крае. Так какое оно — это состояние?

— Действительно, такой доклад написан и направлен в Законодательное Собрание Краснодарского края. После его утверждения депутатами, с ним можно будет ознакомиться на сайте Уполномоченного.

Пока же я могу привести только некоторые цифры и факты.

Прежде всего, хочу отметить, что доклад основывается на моем опыте, наблюдениях и не носит всеобъемлющего характера. При его подготовке использовались данные социологического исследования о соблюдении прав и свобод человека и гражданина. На вопрос "Соблюдаются ли права человека в Краснодарском крае?", положительно ответили 62,2% респондентов.

В тоже время, в 2016 году число обращений граждан к Уполномоченному выросло на 11% по сравнению с прошлым годом. Люди, в основном, жаловались на справедливое уголовное и административное расследование, их также волновали жилищные проблемы, вопросы коммунально-бытового обслуживания и социального обеспечения.

Существенно выросло количество жалоб, связанных с нарушением прав лиц, содержащихся в местах принудительного содержания на условия содержания. В 2,5 раза больше поступило жалоб на нарушение прав по вопросам исполнения судебных решений и почти в 1,5 раза больше жалоб на нарушение прав граждан на охрану здоровья и медицинское обеспечение.

Увеличилось также количество коллективных обращений (на 30%). В основном, это жалобы, касающиеся долевого строительства, сферы предоставления жилищно-коммунальных услуг (приостановление подачи электроэнергии, тепловой энергии и другие), градостроительства и архитектуры (законность строительства).

И это только малая часть информации, содержащейся в моем докладе.

Надеюсь, что скоро Вы сможете ознакомиться с его содержанием в полном объеме.

— Насколько часто к омбудсмену в Краснодарском крае обращаются за помощью в решении вопросов, связанных с жалобами на работу правоохранительных органов и судебную систему? Как Вы сами оцениваете свою деятельность в этом направлении?

— Прежде всего, хотел бы обратить Ваше внимание на то, что закон не наделил Уполномоченного правом рассматривать жалобы на решения судов, органов следствия и дознания, также как и гражданско-правовые споры.

Если брать количество поступивших в 2016 году жалоб, то следует отметить, что первое место занимают жалобы на справедливое уголовное и административное расследование. Они составляют более 15% от общего числа рассмотренных жалоб.

Также в 2,5 раза больше поступило жалоб на нарушение прав по вопросам исполнения судебных решений.

Более подробно об этом Вы можете прочесть в моем докладе за 2016 год, который будет размещен на сайте Уполномоченного.

— Вы уже не первый год работаете уполномоченным. Были ли у Вас особенно запомнившиеся случаи? Например, когда Вас поразило бездушие чиновников? И можете ли Вы привести примеры, когда наоборот чиновники прониклись и помогли?

— За каждой жалобой стоит человек со своими проблемами. Все обращения я рассматриваю и стараюсь помочь. Есть и такие, которые западают в душу.

Так, например, получилось с обращением из Анапы. Его авторы – пенсионер, инвалид 3 группы и его сестра, также пенсионер по старости. Прожив всю жизнь в Хабаровском крае, они перебрались на Кубань. Здесь они построили дом, оформили его как положено и хотели подключить водоснабжение. А вот с этим и возникли проблемы — пенсионерам просто отказали! Те органы, которые обязаны были помочь пожилым людям, писали длинные развернутые ответы, смысл которых сводился к тому, что в водоснабжении им отказывают, чтобы обеспечить питьевой водой отдыхающих. На свой запрос я также получил от администрации подробнейший ответ, оправдывающий их фактическое бездействие. И только, после моего обращения к Леониду Коржинеку, бывшему тогда прокурором края, и его оперативной реакции, вопрос был решен.

Есть и другой пример. Ко мне обратилась пенсионерка из Кущевского района с просьбой разъяснить, какие у нее есть льготы и какие ей полагаются пособия. После моего запроса в органы местного самоуправления к женщине незамедлительно выехали заместитель главы района, руководитель районного управления пенсионного фонда, работники управления социальной защиты населения и семейной политики. Они удостоверились, что заявительнице предоставлены все меры социальной поддержки, ответили на все ее вопросы и проверили правильность начисления пенсии. Органы власти положительно реагирует на мои запросы, но этот случай мне запомнился своей обстоятельностью, пристальным вниманием муниципалитета к человеку.

Можно привести еще много примеров. Если Вам интересно, Вы можете ознакомиться с ними на сайте Уполномоченного.

— Сергей Валентинович, расскажите, чего удалось добиться в прошедшем году? Что Вы считаете своим самым большим достижением?

— Спасибо за вопрос. Наверное, это решение проблемы жильцов аварийного дома в городе Кропоткине.

В течение нескольких лет они обращались в органы власти по вопросу переселения, так как этот дом (в котором проживали 170 человек, в том числе 23 ребёнка и 9 инвалидов), еще в 2012 году был признан аварийным и подлежащим сносу в судебном порядке. Однако в течение трех лет местные власти бездействовали.

По этому поводу я обратился к губернатору края Вениамину Кондратьеву.

В итоге по его поручению на строительство нового жилья для них были выделены денежные средства – порядка 157 миллионов рублей и в 2016 года два трехэтажных дома были введены в эксплуатацию. Теперь люди живут в новых квартирах.

— Раньше за права простых граждан часто бились общественные правозащитные организации. Их с каждым годом становится все меньше и меньше. Да и отдавало это такой кухонной партизанщиной с оттенком героизма. Сейчас у людей шанс получить реальную помощь появляется лишь обратившись к омбудсмену. Но один обмудсмен не сможет физически помочь всем нуждающимся в этом. Вы — тоже часть юридического сообщества. На Ваш взгляд, чего не хватает нашему обществу, чтобы появился нормальный институт защиты прав граждан?

— На мой взгляд, у нас созданы все необходимые правозащитные институты. Однако, пока еще слабо развито правовое просвещение, многие граждане плохо ориентируются в собственных правах.

Нужно сказать, что в крае есть общественные организации, которые занимаются правовым просвещением и оказанием юридической помощи гражданам. С такими организациями мы активно взаимодействуем, обмениваемся информацией, проводим консультации.

Очень важно, чтобы институты государственной правозащиты, гражданского общества, СМИ действовали сообща. Тогда, я уверен, ситуация будет меняться в лучшую сторону.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость