6 ноября 2016. Профессор Виктор Никитенко порассуждал в рубрике ИА KrasnodarMedia "Я так думаю" на тему "хабаровских живодерок". Говоря о причинах прогремевшей на всю страну чудовищной истории, доктор педагогических наук отметил, что "героини" скандала не родились жестокими. Их неокрепшие умы пострадали из-за попустительского отношения взрослых к воспитанию детей, считает заведующий лабораторией социально-гуманитарных исследований ИКАРП ДВО РАН.
К дискуссии может подключиться каждый, кому есть что сказать и кто умеет это делать – обладает ярким и убедительным словом, взвешенной позицией и умением убеждать. Сайт ИА KrasnodarMedia и сама рубрика "Я так думаю" открыты для неравнодушных и умных читателей.
ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
Дух недоверия на ЕГЭ порождает страх, заторможенность и неуверенность – доктор педнаук
"Траурные" перспективы нарисовали дальневосточные ученые российскому высшему образованию
Бескультурное орево и крики: предвыборные дебаты критиканов оставили горькое "послевкусие"
заведующий лабораторией региональных социально-гуманитарных исследований ИКАРП ДВО РАН
Автор фото: сайт УМВД России по ЕАО
За детей в ответе взрослые…
Тема "хабаровских живодерок" в последнее время не сходит с экранов TV и постоянно муссируется почти во всех печатных СМИ. Можно подумать, что эта тема на сегодняшний день самая актуальная для телезрителей и читателей газет. Ничего удивительного в таком самовыражении хабаровских школьниц нет. Это не что иное, как отражение современного состояния социального бытия, когда со страниц печатных СМИ и телевизионных экранов обильным потоком на неокрепшие умы подростков выливаются картины жестокости не то чтобы по отношению к животным, а к людям. К тому же, для подросткового возраста характерно стремление к публичной самопрезентации, вот и выставили они свое "геройство" на обозрение завсегдатаев в сети Интернет.
Поступки школьниц, безусловно, заслуживают общественного осуждения. И не случайно их сверстники, да и более старшие люди, возмущены и требуют жестокого наказания провинившихся. Но, что это, как не проявление жестокости к людям в ответ на их жестокость к животным? Да, животные стали жертвами детей. А чьими жертвами стали школьницы? Ответ очевиден. Они не родились жестокими, а стали таковыми прижизненно вследствие попустительского отношения взрослых, и не только родителей, к их воспитанию.
Отродясь дети обычно с интересом и по-доброму относятся к "братьям нашим меньшим", как и животные к детям. Кому не известно, что малые дети просят родителей завести щенка или котенка. Но не во всех семьях на эти просьбы по тем или иным причинам откликаются. В результате дети не получают опыта ухода за животными, не испытывают и не закрепляют в эмоционально-волевой сфере своей психики радостных чувств от общения с ними.
Чтобы такой опыт приобрести, не обязательно иметь животных дома. В городе Биробиджане есть общественный приют для бездомных животных, частные пункты "передержки" домашних питомцев на случаи временного отъезда их хозяев, во дворах и площадях города стаи голубей, прилетают зимующие птицы. Родители и другие взрослые, которые регулярно организуют встречи детей с животными в этих местах, чтобы их покормить и выразить отношение к ним в других формах, способствуют закреплению в сознании и душе растущего человека добрые чувства к зверям и птицам.
Кроме того, имеется немало литературы, детских сказок и рассказов о животных, которые надо читать с детьми и в школе, и дома. Если родители, общественность, детский сад и школа совместно направят свои усилия на воспитание детей и формирование у них сознания того, что человек не есть "царь природы", а ее часть, что люди, животные и растения ‑ суть составляющие единой биосферы, то высокомерное и чванливое отношение к природе станет меньше проявляться, а со временем и на нет сойдет.