4 июля 2018. Профессиональные музыканты и преподаватели музыкальной школы увидели в 18-летнем начинающем композиторе из Биробиджана Леониде Якимове большой потенциал и одаренность, которые можно развить только за пределами ЕАО. Один из экспертов заметил, что в Еврейской автономной области вообще нет концепции поддержки профессионального музыкального искусства, а весь упор сделан на развитие самодеятельного творчества населения. В такой ситуации он посоветовал молодому музыканту переезжать в один из западных регионов России, где этому уделяют гораздо больше внимания, иначе потенциал в Биробиджане можно и не реализовать. Вместе с профессионалами способности Леонида Якимова рассмотрела в своем очерке "Симфония души и "Свет надежды" в газете "Ди Вох"и корреспондент еженедельника Елена Кривошеева, сообщает ИА KrasnodarMedia со ссылкой на это популярное СМИ.
"Симфония души и "Свет надежды"
Композиторские эксперименты Леонида Якимова
Ему семнадцать. Он с отличием окончил детскую музыкальную школу по классу фортепиано, самостоятельно освоил технику игры на электро-гитаре и теперь создает музыкальные произведения в стиле хард— и блюз-рока. В октябре 2015 года Леониду Якимову в числе семи представителей талантливой молодежи Еврейской автономной области была присуждена премия Министерства образования и науки Российской Федерации.
Леонид Якимов. Фото: Из личного архива
2012 – лауреатство второй степени III открытого конкурса "Наследники традиций" имени Вячеслава Соболевского (г. Хабаровск) за выступление в фортепианном дуэте;
2013 – лауреатство третьей степени IX Международного конкурса музыкантов и вокалистов "Золотой Феникс" (г. Санкт-Петербург);
2014 – победитель в номинации "Я – автор" областного фестиваля творческой молодежи "Наше поколение".
АККУРАТНАЯ модельная стрижка, джинсы и батник светлых тонов и никакой рокерской атрибутики: кулонов, цепей, браслетов... Нотные тетради с аккуратными надписями на обложке и полным сумбуром нотных знаков, подчеркиваний и пометок внутри аккуратно уложены на верхнюю крышку пианино. И только электрогитара – единственное, что указывает на серьёзность увлечения хозяина комнаты рок-музыкой – торжественно занимает почётное место возле стеллажа с наградами, дипломами и грамотами.
Первая по-настоящему профессиональная гитара. Фото: Из личного архива
Первые музыкальные композиции, говорит, написал на одном дыхании, рисуя музыкой настроение и ощущение мира. Сложнее было эти работы оформить в виде партитур, ведь в обычной музыкальной школе этому не учат. Однако педагоги Леонида Елена Петровна Болтыбаева и Инна Леонидовна Шнайдерман поддержали начинающего композитора, за что он своим учителям очень благодарен.
ПЕРВОЙ его гитарой стала обычная акустическая – её Леониду подарил дядя по матери. Для рок-композиций она не годилась: не было необходимой силы звучания. Тогда родители купили ему простенькую электрогитару. Она сослужила добрую службу: с ней написаны первые музыкальные треки. Летом этого года Леонид получил в подарок брендовую электрогитару Ibanez. Качество звучания этого инструмента значительно выше, чем у предыдущего, и юноша спешит улучшить свои композиции.
Понимание роли семьи в этом случае можно сравнить с опорным узлом фортепиано. Она несёт нагрузку натяжения всех "струн" и служит основой для крепления всех "деталей". Рождение у Якимовых второго ребёнка не отразилось на взаимоотношениях между родителями и старшим сыном, не разделило их. Напротив, при явном преобладании "авторитета" одиннадцатимесячного Мишки, Леонид с трогательной заботой дарит ему свою любовь, отмечая, что наравне с родителями несёт ответственность за благополучие младшего брата.
На вопрос, когда он понял, что собственное детство закончилось, молодой человек улыбнулся:
– Когда отец подарил мне, одиннадцатилетнему, на Новый год волнистых попугайчиков и сказал, что Дед Мороз – это сказки для маленьких.
Несмотря на выдержанность манер юноши, в его образе ещё легко угадываются по-детски непосредственные черты характера: открытость, доброта, смешливость. Свои самые тёплые воспоминания он связывает с летними каникулами у прабабушки и прадедушки. С почти детской мечтательностью неторопливо перебирает вслух: "Глубокие сумерки, Млечный путь прямо над бабушкиным двором... И мысль: как здорово было бы оказаться там, среди звёзд, рассмотреть всё вблизи, потрогать..."
Адлер-2014. Всё еще впереди. Фото: Из личного архива
Работая с классикой и роком, написал несколько поп-мелодий. Собственно, это уже песни: к музыке есть слова.
Я имела возможность послушать симфонию и одну из песен. Моё отношение к услышанному: по-доброму красиво, душевно, без агрессии. Когда-нибудь своё мнение о произведениях Леонида Якимова выскажут и профессиональные музыкальные критики.
Вопрос о его будущей профессии пока открыт. Твёрдого убеждения, что музыка – это единственно правильный выбор, нет даже у него самого. Вполне по-взрослому Леонид размышляет о том, что решение даже обычных бытовых вопросов невозможно без материальной основы, а реализоваться в качестве музыканта или композитора, который будет востребован, очень сложно. В чём юноша уверен, так это в том, что, независимо от выбора профессии, ничто не сможет повлиять на его увлечение музыкой. Нужно лишь правильно распределить время, силы, возможности.
Концерт в биробиджанском парке . Фото: Из личного архива
– Хард— и блюз-рок не содержат агрессии и пессимизма. Наоборот, они дарят позитив, несут в себе ритм – темп дня, темп жизни. Именно это ощущение я пытаюсь передать своей музыкой. Даже название моих композиций идёт в определенной последовательности: сначала это "Ничто не вечно", потом "Свет надежды" и заключение Perpetuum Mobile, "Вечный двигатель". В этом есть особый смысл, ведь понимая и принимая, что ничто не вечно, тебя всё равно греет свет надежды. Нельзя разочаровываться настолько, чтобы не верить в собственные силы. Чудеса можно творить самому, если прилагать усилия для достижения цели. Весь жизненный путь должен сопровождаться светом надежды из детства, ведь он уже сам по себе свет, зажжённый когда-то.
Я удивилась столь философски оформленному мнению, но Леонид не отступал:
– Любое искусство – это философия. Невозможно схематично выразить своё состояние души или настроение, для этого требуется оформление в виде прозы, поэзии, живописи. Я пытаюсь выразить своё отношение к жизни музыкой.
Немного подумав, смущаясь, юноша достал и протянул мне обыкновенную школьную тетрадку на двенадцати листах – личный дневник с первыми его рассуждениями о смысле жизни, целях и ценностях. Я не позволила себе даже взять его в руки. Такая трогательная доверчивость сама по себе дорогого стоит, а чистота помыслов и доброта в дополнительных подтверждениях не нуждаются", — пишет в материале "Симфония души и "Свет надежды" в газете "Ди Вох" Елена Кривошеева.
Пока еще в Биробиджане на фоне Биры. Фото: Из личного архива
"За 22 года педагогической деятельности мне посчастливилось работать с достаточно большим количеством способных в музыкальном отношении детей, но особо одаренных, конечно же, встретилось немного. Леонид Якимов, наверное, один из них. Будучи восьмилетним ребенком, причем довольно замкнутым, я бы даже сказала, закрытым, Лёня с первых уроков проявлял необычайный интерес к музыкальным занятиям, хотя эти занятия проходили в основном в форме длинного монолога преподавателя. До 3-го класса он практически со мной не разговаривал, но этот факт не мешал одаренному мальчику накапливать весь необходимый материал.
Леонид Якимов на конкурсе . Фото: Из личного архива
У Леонида всегда было свое видение музыкального материала, которое нередко расходилось даже с моими представлениями о том или ином музыкальном образе, но этот факт лишний раз являлся подтверждением, что передо мной маленький, но глубокий и думающий ученик.
Конечно, мне бы очень хотелось, чтобы Леонид продолжал профессиональное развитие во всех отношениях – и как музыкант-исполнитель и как композитор. Ведь если человеку свыше дано какое-то знание или способность, он обязательно должен их реализовывать", — поделилась своим мнением заслуженный педагог по классу "фортепиано", бывший директор детской музыкальной школы Биробиджана Елена Болтыбаева.
"Композиторская деятельность или, проще говоря, "сочинительство" большая редкость в нашем краю. Ведь основа "музыкального писательства" это огромная внутренняя потребность, мотивация, что само по себе является признаком одарённости. Я не могу из своей практики припомнить в Биробиджане кого-либо с такими сочинительскими способностями, не исключено, что Леонид такой – единственный.
Кроме того, наряду с фортепиано, Леонид освоил совершенно самостоятельно игру на других музыкальных инструментах, компьютерные звуковые программы.
Многому Лёня научился в музыкальной школе: в его сочинениях уже просматривается правильное ощущение формы, использование средств музыкальной выразительности, есть и ладогармонические поиски, мелодические задумки. Конечно, пока, в силу возраста, не просматривается индивидуальность стиля и точность, ясность того, "что хочу сказать". Но у него всё впереди! – говорит известная биробиджанская пианистка Марина Петрук.
"Лёня учился у меня 7 лет в музыкальной школе по предметам музыкально-теоретического цикла – это сольфеджио, музыкальная литература и теория музыки. Где-то с 5-го класса он стал показывать свои сочинения. Оказывается, он сочинял музыку, но, видимо, стеснялся показывать. Мы с другими преподавателями смотрели его сочинения и видели, что у ребенка есть способности к сочинительству и талант. Я знаю, что некоторые ребята импровизируют на фортепиано, пробуют сочинять музыку, но чтобы произведения крупной формы – такое редко бывает! И такого ученика за всю многолетнюю музыкально-педагогическую практику в Биробиджане у меня не было.
Три года назад, когда Леня учился в 7 классе, у нас проходила областная олимпиада по предметам музыкально-теоретического цикла. Он тоже принимал там участие и занял первое место: у него абсолютный слух, его способности тогда очень пригодились. Председателем комиссии на этой олимпиаде была кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой по предметам теории и истории музыки Хабаровского колледжа искусств Лариса Михайленко. У себя в колледже искусств она ведет группу ребят, которые пробуют сочинять серьезную музыку. Заметив у Лёни способности, она после олимпиады посоветовала ему продолжать обучение дальше и даже обещала помочь и проконсультировать, если понадобится. В Биробиджане никто ему помочь не сможет: у нас нет таких специалистов. И в принципе в городе нет людей, которые сочиняют такую музыку.
Это очень редкая способность у ребенка. Чтобы сочинять серьезную музыку, нужно знать много предметов, таких как гармония, инструментоведение, музыкальная форма, композиция. У нас в городе эти предметы не преподаются, а Леня учится из интернета. Он ищущий ученик: сам ищет, сам находит.
Думаю, ему надо продолжить обучение и получить соответствующее образование. Но тут палка о двух концах: серьезная музыка сегодня не очень востребована: заказ есть – композитор пишет музыку, а нет заказа – пишут в стол. Поэтому я желаю ему вдохновения, творческих успехов и удачи", — рассказала преподаватель сольфеджио и теории музыки, авторитетный педагог с многолетним стажем Инна Шнайдерман.
"Леонид, безусловно, очень одаренный парень. И как инструменталист (но совершенствоваться надо непрерывно), и как начинающий сочинитель. Года четыре назад (Лёне было 13 лет) с концертом в Биробиджан приезжал известный дирижер, пианист, бывший руководитель Приморского симфонического оркестра Михаил Аркадьев (Михаил Александрович Аркадьев, советский и российский дирижёр, пианист, композитор, теоретик музыки, философ, правозащитник. Доктор искусствоведения, Заслуженный артист России – прим. редакции). Отец Лёни попросил меня показать музыкальные сочинения подростка Михаилу. Все вместе мы приехали в музыкальную школу в выходной день. Тот посмотрел, сыграл за роялем несколько набросков классических сочинений юного музыканта, спросил, проходят ли они в детской музыкальной школе композицию и другие специальные предметы. Узнав, что не проходят, восхитился. И сказал отцу: "Ну что, папаша. Такие детки рождаются один на 10 тысяч, если не на 100 тысяч!"
Но я бы хотел еще сказать о грустном. У Лёни, как и у других одаренных детей, нет никаких перспектив в Биробиджане. У нас в принципе нет поддержки профессионального музыкального искусства в ЕАО. И, наверное, не будет. Упор сделан на самодеятельное творчество, а это совершенно другое. Это как "Жигули" и "Мерседес" — две большие разницы, как говорят в Одессе. Во властных структурах города и области нет даже понимания, что профессиональное музыкальное искусство необходимо развивать и КАК его развивать – тоже. В ЕАО нет ни одного исполнителя или профессионального музыкального коллектива, который мог бы стать визитной карточкой области. Судя по всему, никому это и не нужно…
Знаю, что семья Леонида всерьез думает о переезде в Краснодар. Это связано в том числе и с заботой о будущем способного парня. Там есть государственный университет искусств и культуры с композиторским отделением. Возможно, уже в этом году семья окажется там, в крайнем случае, в 2017-м. И я их понимаю и поддерживаю. Если там Леонид реализует свой потенциал, то будет прославлять Кубань. Если не получится — хуже, чем здесь, ему там не будет. Хотя, конечно, жалко, что отсюда уезжают далеко не самые бесталанные. Я ведь сам родился и всю жизнь прожил в ЕАО…" — сетует профессиональный биробиджанский пианист Александр Петрук.