KrasnodarMedia, 6 июля. В 2025 году жители Краснодарского края столкнулись с резким ростом кибермошенничества. С января этого года аферистам перевели свыше 3 млрд рублей. Чаще всего злоумышленники атакуют через телефонные звонки, включая новые схемы с имитацией служб поддержки и госорганов. Как распознать обман, какие правила цифровой гигиены помогут сохранить деньги и почему даже стационарные телефоны теперь в зоне риска — ИА KrasnodarMedia помогла разобраться Марина Копрусова, начальник отдела повышения осведомленности, блок ИБ "Ростелекома".
Основной инструмент злоумышленников — страх (под предлогом блокировки карт, угрозы родственникам или "проблем с законом"). С развитием технологий растёт и число случаев кибермошенничества. В 2025 году проблема телефонного обмана по-прежнему актуальна, но наряду с традиционными схемами мобильного мошенничества значительно возросло количество мошеннических телефонных звонков на стационарные номера телефонов.
Рассказываем, какие схемы наиболее распространены сегодня, как распознать мошенника и что делать, чтобы сохранить свои данные и деньги в безопасности.
Актуальные виды телефонного мошенничества
1. "Ростелеком" + "полиция": двухэтапная атака
Одной из самых популярных схем стало комбинированное мошенничество. Звонок начинается с предложения сотрудника "Ростелекома", который сообщает о необходимости продления договора и просит назвать код из SMS-сообщения. Получив его, преступник получает доступ к личным аккаунтам жертвы. Затем следует второй звонок уже от имени полиции или Росфинмониторинга: абонента запугивают возможными последствиями и просят перевести деньги "для проверки". Деньги передаются через курьера либо безналичным способом.
2. Предложения "дополнительного дохода"
Злоумышленники предлагают участие в якобы выгодных инвестиционных проектах, сулящих высокую прибыль. Обзванивая абонементов связи, они убеждают вложить средства в фиктивные проекты, выманивая реальные деньги.
3. Звонки от "служб поддержки"
Мошенники могут представиться сотрудниками энергетических компаний, ЖКХ или других организаций. Они сообщают о задолженности или необходимости срочной оплаты и требуют предоставить банковские реквизиты или код из SMS. Чаще всего мишенью становятся жители крупных городов.
Марина Копрусова. Фото: Пресс-служба "Ростелекома"
Марина Копрусова рекомендует соблюдать простые, но важные правила безопасности:
Три "НЕ": не верь, не бойся, не плати"
"Эти простые слова могут стать вашим надёжным щитом в мире цифровых угроз. Не доверяйте внезапным звонкам от якобы представителей банков, полиции или других официальных организаций — мошенники часто используют авторитетные названия, чтобы вызвать доверие. Не поддавайтесь на страховые манипуляции, когда вас запугивают арестом счётов, блокировкой услуг или уголовной ответственностью. И главное — ни при каких обстоятельствах не переводите деньги незнакомым людям, даже если вам угрожают или обещают выгоду. Оставайтесь спокойными, проверяйте информацию самостоятельно и помните: настоящие сотрудники государственных и финансовых учреждений никогда не требуют денег по телефону", — рассказала Марина Копрусова, начальник отдела повышения осведомленности, блок ИБ "Ростелекома".