KrasnodarMedia, 20 августа. Согласно исследованию сервиса "Суточно.ру", Краснодарский край летом 2025 года возглавил рейтинг самых востребованных направлений для гастрономического туризма в России. Интерес к кубанской кухне привел к росту спроса на такие поездки на 30% в годовом исчислении. Аналитики связывают эту тенденцию с изменением предпочтений путешественников: теперь их маршруты строятся не только вокруг природы и достопримечательностей, но и вокруг уникальных гастрономических впечатлений. Кубань укрепляет статус одного из ключевых гастроцентров страны. Чем своих гостей может удивить Кубань, разбирался корреспондент ИА KrasnodarMedia.
Краснодарский край лидирует по популярности среди поклонников гастрономического отдыха в России. Об этом ИА KrasnodarMedia рассказали в краевом министерстве курортов, туризма и олимпийского наследия.
— Особым спросом пользуются посещения винных заводов (18+) и центров гаражного виноделия (18+), сыроварен и фермерских хозяйств края. Спрос на кулинарный туризм ежегодно растет, причем Краснодарский край остается одним из наиболее востребованных в этом направлении регионом, — сообщили в ведомстве, добавив, что на Кубани пересекаются несколько мировых кулинарных традиций, что делает ее крупным гастрономическим центром.
— В крае подают блюда оригинальной кухни кубанских казаков и народов Кавказа. Тесно связаны местные кулинарные традиции со средиземноморской кухней, которую принесли с собой греки-переселенцы. Особой популярностью среди гостей пользуются наши игристые напитки, которые сегодня покоряют мировые рынки. Набирает признание и новый бренд — "Черноморская кухня", что объединяет в себе специфику кулинарии всех народов, проживающих на берегах Черного моря: болгар, грузин, турок, русских, украинцев, — заключили в региональном минтуризма.
По мнению местных кулинаров, Краснодарский край славится кубанским борщом и виноградом, чем они чаще всего и угощают своих гостей.
— Визитная карточка кубанской казачьей кухни — борщ, который готовят на бульоне из утки или гуся, используется при этом специальный бурак, а не столовая свекла. Часто добавляют красную фасоль, — делится рецептом повар общепита в Анапе Светлана Г. — Когда ко мне приезжают знакомые из других республик, я им готовлю традиционный борщ по-кубански и к нему открываю бутылку игристого из нашего лучшего винограда. Равнодушным такой прием не оставил никого.
Со слов аттестованного гида Анны Задвернюк, в Геленджике сочетаются кавказская, черноморская и европейская кухни, что позволяет удовлетворить любой вкус и бюджет.
— Я разработала гастрономическую экскурсию (12+), но она пока не пользуется спросом, — признается экскурсовод. — Например, в Шато Пино в Новороссийске можно попробовать сет улиток к игристому напитку, что необычно для большинства людей. Черноморское побережье предлагает отдыхающим уникальные продукты: рапан, дивноморскую ракушку, а также вкусные морские деликатесы — барабулю, сарган, кефаль.
Задвернюк отмечает, что людям предлагаются экскурсии с размещением в отелях без питания и предварительного бронирования, даже если они об этом не просят. Цены при этом не уточняются.
— Отдыхающие с включенным трехразовым питанием, или all inclusive (с англ. — все включено), редко интересуются местной кухней из-за сытости. Они наедаются тем, что подают им в гостинице. Поэтому при планировании рекомендую уточнять, включены ли обеды и ужины, так как, например, после экскурсии туристы могут предпочесть ужин в отеле, — полагает собеседница.
Некоторые, по ее мнению, специально не берут отели с питанием, чтобы пробовать местную кулинарию в разных заведениях, планируя маршруты под гастрономические впечатления. Другие же предпочитают проверенные места и привычную еду, ходят в одно и то же кафе на протяжении всего отпуска.
— Выбор зависит от личных предпочтений и интересов каждого туриста, — уверена гид. — Люди, приезжая, к примеру, в Грузию, ожидают гастрономических впечатлений, в то время как на курортах Краснодарского края недооценивают местное кулинарное разнообразие из-за недостатка рекламы.
Анна Задвернюк вспоминает опыт Мурманска, который показывает, как грамотный пиар, в частности реклама китов, может привлечь огромный поток путешественников, даже если в других местах, например на Камчатке, аналогичные ресурсы представлены в большем объеме.
— Ключевую роль играет продвижение и создание привлекательного образа, — подытожила специалист в области туризма.