28 февраля. После операции не прижились ткани на лице девятилетнего мальчика, пострадавшего от собак в Сочи. Ребенок остается в искусственной коме. Данный случай потряс общественность Краснодарского края. Пластический хирург из Москвы Патимат Рабданова рассказала ИА KrasnodarMedia о шансах на восстановление лица пострадавшего.
Эксперт вначале отметила, что воссоздание лица в подобных случаях — одна из самых сложных задач современной медицины.
— Восстановить лицо — это реально, но процесс будет долгим, многоэтапным и потребует колоссальных усилий со стороны хирургов, реабилитологов и самого пациента, — рассказывает Рабданова. — Чем младше пациент, тем выше его способность к регенерации, но при таких обширных повреждениях одной пластической хирургии недостаточно. Здесь потребуется реконструктивная микрохирургия, имплантация тканей, возможно, использование 3D-биопринтинга.
По ее мнению, первая задача хирургов — сохранить и восстановить кровоснабжение поврежденных тканей, чтобы минимизировать некроз.
— Если нос и губа сильно разорваны, шансы на их приживление малы. Если ткани не приживутся, потребуется пересадка кожных и мышечных лоскутов, чаще всего — с бедра или предплечья. В дальнейшем предстоит формирование новых черт лица, включая нос, губы, веки — и всё это с учетом роста ребенка, что усложняет задачу, — рассказывает пластический хирург.
Процесс может занять годы и включать множество операций. Даже при самом успешном лечении полностью вернуть прежнюю внешность практически невозможно.
Патимат Рабданова говорит, что после таких травм важна не только физическая, но и психологическая реабилитация, ведь подобные случаи оставляют глубокий след в жизни ребенка.
— Этот случай — настоящий вызов для медицины. Надеюсь, будут задействованы передовые методики, лучшие специалисты, но путь к восстановлению будет долгим и сложным. Однако современные технологии дают надежду: мальчик сможет получить лицо, пусть и не идентичное прежнему, но максимально функциональное и эстетически приемлемое. Важнейшая задача общества — поддержать его и его семью в этом непростом пути, — подытожила эксперт.
Краснодарский хирург Алексей Дикарев считает, что решать как лечить мальчика, которому в Сочи разорвали лицо собаки, будет консилиум врачей. Отец ребенка рассказал, что части щек, которые извлекли после вскрытия собак, уже не пригодные. Правоохранители приняли решение об усыплении слишком поздно.