23 октября. Катализатор — это деталь, которая рассчитана на долгий срок службы. В нормальных условиях эксплуатации он может прослужить более 200–300 тысяч километров. Конечно, это усреднённое значение, но оно говорит о том, что катализатор — это очень надёжная и долговечная деталь.
Однако практика часто вносит коррективы в стройную инженерную теорию. Одна из основных причин выхода катализатора из строя — некачественное топливо. Из-за некорректного смесеобразования температура выхлопных газов становится слишком высокой, и это постепенно выжигает керамические соты катализатора. Реже происходит обратный процесс: хронический "недожиг" смеси приводит к тому, что катализатор со временем закупоривается сажей и продуктами неполного сгорания.
Ещё одна причина, которая может привести к выходу катализатора из строя — повышенный угар масла в двигателе. Это явление можно сравнить с некачественным топливом: масло попадает в цилиндр и не сгорает полностью, оседая на сотах катализатора.
Точно определить, забит катализатор или нет, без его снятия невозможно. Можно только предположить это по косвенным признакам, таким как появление значка "Check engine" при диагностике через OBD-сканер, а также по симптомам, описанным выше. Конструкция катализатора такова, что он является частью выпускного тракта и плотно соединён с другими элементами системы.
Если катализатор можно заменить отдельной деталью, то оценить его состояние можно на любой "яме" или эстакаде ГСК. Для этого катализатор необходимо снять и осмотреть на просвет, подсвечивая фонариком с обратной стороны. Ячейки должны быть чистыми, ровными, без выкрошенных зон и грязи, которая мешает прохождению газов.
Однако если владельцу не повезло и катализатор выполнен неразъёмным с другими частями выпуска с завода, то даже снятие его с автомобиля вряд ли поможет в диагностике. Осмотреть деталь на просвет не получится — разве что, если у вас есть качественный эндоскоп с подсветкой.
Что делать, если катализатор забит
Замена катализатора на новый — это самый правильный и дорогой вариант. Его редко используют в нашей стране, поскольку стоимость новой детали может шокировать неподготовленного автолюбителя.
Установка пламегасителя — более популярное решение среди автовладельцев. Отсутствие контроля норм выхлопа и доступность пламегасителей определяют популярность этой меры. При замене катализатора на пламегаситель вместо второго лямбда-зонда устанавливают "обманку", которая сообщает блоку управления, что с выхлопом всё в порядке.
Источник "AUTONEWS" (18+).