11 сентября. Около 90% обманутых жителей Краснодарского края знали о телефонных мошенника, но все стали их жертвами. О том, как сегодня полиция борется с аферистами, кто эти люди и их жертвы, рассказал гость редакции ИА KrasnodarMedia начальник пресс-службы МВД Краснодара Артем Коноваленко.
Средний возраст жертвы кибер-афериста в Краснодаре — от 30 до 60 лет. В прошлом году пожилые люди редко попадали в лапы недоброжелателей, но в этом — IT-мошенники активно нацелились на них. В последние месяцы полиция зафиксировала случаи обмана людей в возрасте от 60 до 75 лет.
Как показывает практика, на обман может купиться каждый, зачастую те, кого обманули — это люди имеющие высшее образование и ответственную работу. Как писали ранее, на удочку IT-мафии клюют люди разных профессий в том числе правоохранители, медики и даже судьи.
По словам Коноваленко, кибермошенники — это люди с хорошим образованием, отлично знающие психологию, умеющие ориентироваться в разговоре и склонить человека к нужному решению. Они приветливы и сдержаны. Как правило, для работы организовываются целые колл-центры и офисы с современным оборудованием.
Минус четыре млрд рублей за полгода: IT-мошенники атакуют Кубань. Владимир Селиванов
— Львиная доля IT-мошенничества происходит из недружественных стран. Чаще всего звонят мужчины, представляясь сотрудниками правоохранительных органов, женщины — сотрудницами банков (женщин и мужчин примерно 50 на 50), –— сказал руководитель пресс-службы полиции крайцентра Артем Коноваленко.
Аферисты используют специальные технологии, чтобы скурать сим-карты с оформлением на фиктивных лиц (людей без прописки или умерших). Данные для этого берут из открытых источников.
Полиция Краснодара задерживает мошенников десятками в год, но их тысячи, поэтому борьба с ними продвигается медленно. Одной из главных проблем является сложность установления владельца сим-карты и отслеживания денежных переводов. Однако еще два года назад банки и операторы связи могли месяцами рассматривать запросы полиции. Сегодня ситуация изменилась благодаря совместным программам банков и МВД, которые позволяют обмениваться информацией в течение суток.
Несмотря на прогресс, мошенники постоянно придумывают новые схемы. Например, звонят от имени руководителя, сообщают о "проверке ФСБ". А следом поступает звонок от лже-силовика, который говорит, что якобы на счете обладателя заметили подозрительную активность и попытки перевести деньги в недружественные страны для финансирования терроризма и экстремизма. Поэтому деньги нужно перевести на "безопасный счет" на время следствия, чтобы убедиться, что человек не пособник стран-недругов.
Также мошенники рассылают заявки на кредиты и микрозаймы в разные банки, используя украденные данные. В результате человек может получить уведомление о взятом кредите, не зная о нем, или столкнуться с проблемами из-за просроченных платежей.
Именно "безопасный счет" является одним из главных инструментов кибер-разбойника. Когда деньги уходят на эти счета, про них можно забыть. Потому, что финансы с него кочуют на пять других электронных кошельков, а затем деньги попадают еще на 20 счетов и в результате остаются за границей, откуда уже ничего не достать.
С начала года 15 тысяч жителей края перевели четыре млрд рублей на счета аферистов. Одним из распространенных способов обмана является взлом портала Госуслуги и оформление кредитов без ведома человека.
— Если после общения с незнакомцем вам пришло смс с кодом, который вы продиктовали, а стали приходить уведомления об одобренной заявке на кредит от разных банков, тогда следует обратиться в МФЦ, чтобы сообщить о взломе страницы на Едином портале Госуслуги и поменять все пароли. Возможно ваши данные присвоили недоброжелатели с целью получения онлайн-кредитов. Затем нужно обратиться в финансовые учреждения, от которых пришли смс-ки и уведомить, что вы ничего не подавали. Также не забывайте о заявлении в полицию, — предупреждает Артем Коноваленко.
Эти действия необходимо совершить даже в том случае, если никаких смс об одобренной заявке на заем средств не было. Потому, что оформить кредит мошенники могут позже. Кроме этого, обязательно нужно изменить в приложении банка номер телефона, если произошла его замена, так как операторы связи их через время продают и номер окажется в чьих-то руках.
По-прежнему работают и “классические” схемы обмана, например, “ваш родственник в беде, нужны деньги”. В таких случаях мошенники используют курьеров, которые часто становятся соучастниками, их легко вычисляет полиция по камерам.
Для борьбы с дистанционным бандитизмом в Краснодаре уже более трех лет действует специализированная следственно-оперативная группа, которая занимается раскрытием исключительно телекоммуникационных преступлений. Однако есть сложности, которые заключаются в том, что мошенники часто находятся за границей, используют анонимные средства связи и постоянно меняют местонахождение. Но несмотря на сложности полиция задерживает IT-мошенников регулярно, а недавно на территории региона правоохранители "накрыли" целый колл-центр с десятью сотрудниками.
— Важно помнить, что в результате мошенничества жертва остается должна банку, а деньги не возвращаются. Единственная возможность вернуть ущерб — обратиться в суд и добиться возмещения от виновного, — сказал начальник пресс-службы полиции города.
Получили звонок от “сотрудника банка” или “полицейского”? Полиция Краснодара рекомендует:
Положить трубку — это самый эффективный способ защитить себя от телефонных мошенников и сохранить свои деньги.