Нашли управу: самокатчикам Кубани закон писан

ИА KrasnodarMedia выяснил, что ожидает двухколесных нарушителей
Усмирят ли пыл двухколесных нарушителей новые правила езды?
Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

25 июля. Страсти вокруг водителей самокатов накаляются из года в год. Больше всего аварий происходит на прокатных электросамокатах — они с началом лета заполонили улицы городов Кубани. Горожане требуют очистить от них пешеходные тротуары или ужесточить наказание двухколесным злоумышленникам. Народная мольба услышана — Госдума одобрила штрафы для самокатчиков. Подробнее в материале ИА KrasnodarMedia

"С дороги не уйду"

Вечером 16 июля около одного из ресторанов на набережной Новороссийска два подростка на электросамокате сбили 10-летнюю девочку. СУ СК России по Краснодарскому краю сообщает о возбуждении уголовного дела по статье "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности здоровья потребителей" (ч. 1 ст. 238 УК РФ). 

По записям с камер установят личности ребят, а судебно-медицинская экспертиза поможет определить степень тяжести причиненного вреда здоровью ребенка. Подобных трагедий в новостной ленте пруд пруди, но действий со стороны властей не предпринималось. В итоге Госдума одобрила штрафы для любителей нарушить правила, разъезжая на двух колесах. 

Увы, чаще всего в дорожно-транспортных происшествиях страдают социально-незащищенные слои общества. 

— Двигалась я по Российской улице, ступая по узкому тротуару, как вдруг почувствовала резкую боль в спине и пятке правой ноги, — рассказывает пенсионерка из Краснодара Анна М. — Не сразу поняла, что происходит, пока не увидела подростка на самокате. Его руль ударил мне по пояснице, а колесо по пятке. А если бы я не удержалась и наотмашь упала бы головой об асфальт — трагедии бы не избежать. Не знаю помогут ли ужесточения наказаний для таких горе-водителей, по мне, так без этих самокатов пешеходам было комфортнее и трагедий было мало. Есть и такие "ездуны", которые держат курс прямо на тебя и свернуть с дороги не пытаются, мол, сама отходи. Неужели не существует способа на них воздействовать?

Управа на двухколесных нарушителей нашлась. Так, по новому закону установлено денежное наказание в размере от 20 до 30 тысяч рублей за управление средством индивидуальной мобильности (СИМ) в состоянии опьянения и отказ от медосвидетельствования. При нарушении скорости на 5-10 км/ч предусмотрен штраф от 500 до 800 рублей. За превышение в 10-15 км/ч — от 2 до 2,5 тысячи рублей, а за 15-20 км/ч — от 3 до 3,5 тысячи рублей. В случаях, когда нарушение скорости превышает 20 км/ч, сумма штрафа будет колебаться от 4 до 5 тысяч рублей. За перевозку ребенка на самокате можно лишиться до 5 тысяч рублей, а за нарушение правил при грузовых перевозках и буксировке — 1 тысячу рублей. 

За использование самокатов весом свыше 35 кг на тротуарах придется раскошелиться на сумму от 3 до 3,5 тысячи рублей. Пересечение проезжей части на таких самокатах или велосипедах, а также создание неудобств для пешеходов повлечет санкции в размере 2–2,5 тысячи рублей. В случае игнорирования законного требования полицейского остановиться, можно получить штраф от 500 до 800 рублей. К слову, сами правила действуют с марта текущего года, но наказания до сих пор установлены не были. Срок предоставления поправок в законопроект — до 8 августа этого года. 

В Краснодаре на сегодняшний день предоставляется в аренду около 6,5 тысячи самокатов, и ежедневно реализуется более 5 тысяч поездок.

Квест "Увернись от самоката"

Активный пользователь двухколесного транспорта и урбанист из Краснодара Андрей Иванов отметил, что велосипедисты и самокатчики должны использовать специализированные дорожки, но создать их в городе сложно. 

— Как наступает лето или весна — тротуары усыпаны СИМ, и с этим пора что-то делать, — говорит он. — Например, начать хотя бы с того, чтобы развивать культуру взаимного вежливого поведения как на тротуарах, так и на дорогах. В Санкт-Петербурге, например, один из сервисов аренды самокатов планирует внедрение тестов на знание правил дорожного движения перед арендой. Представьте, как было бы прекрасно, если бы и на Кубани такое было! Здесь, увы, пользоваться двухколесным средством передвижения пользоваться могут и кто умеет, и кто не умеет. Отсюда и аварии, и дорожные трагедии. 

Директор по развитию Ольга Радионова согласна с урбанистом, что в теплый сезон тротуары Краснодара накрывает хаос из-за бесцеремонного движения электросамокатчиков. 

— Они буквально оккупировали тротуары, предназначенные для пешеходов, потому что отсутствует развитая инфраструктура, — уверена кубанский эксперт, — В Краснодаре катастрофически не хватает велодорожек, а те, что есть, часто заняты припаркованными автомобилями или превращены в настоящую тропу препятствий из-за неровного асфальта. В итоге самокатчики вынуждены лавировать между пешеходами, что создает дискомфорт и опасность для всех. Электросамокаты приравнены к СИМ, и для них действуют определенные правила дорожного движения (ПДД): ограничение скорости, запрет на перевозку пассажиров, необходимость спешиваться на пешеходных переходах и т.д. Но контроль за их соблюдением пока оставляет желать лучшего. 

Новости о ДТП с участием электросамокатов появляются в краснодарской ленте почти каждый день. По словам Радионовой, прогулка по Краснодару не должна превращаться в квест "увернись от самоката". 

— Периодически на специальных платформах(16+) появляются петиции против беспорядочной и нерегулируемой езды на электросамокатах по тротуарам и дорогам. Например, на глобальном портале Reactor(16+) жительница столицы Кубани создала петицию “Требуем законодательно урегулировать движение электросамокатов для безопасности на улицах Краснодара”, адресованную властям города и Краснодарского края. Подобные инициативы должны привлечь внимание властей и общественности и помочь урегулировать езду электросамокатов по городу. Пока вопрос о безопасности на дорогах Краснодара остается открытым. И только совместными усилиями властей, пешеходов и водителей СИМ можно сделать город комфортным и безопасным для всех, — заключила Ольга Радионова. 

Кто должен быть осторожен?

Правила есть, проблемы возникают по причине незнания, игнорирования ПДД, либо в силу возрастных особенностей психики и воспитания, считает адвокат Олег Матюнин. Он убежден, что установленные в ПДД требования к поведению электросамокатчиков в местах движения пешеходов касаются как раз скоростного режима и отношения к пешеходам.

— Требование первое: предельно допустимая скорость — не более 25 км/ч. Второе, самое важное требование: если водитель самоката подвергает пешеходов опасности или создает им помехи, то правила обязывают двигаться со скоростью движения пешеходов или сойти с СИМ и идти пешком. Кроме того, в пешеходных зонах у прохожего приоритет перед электросамокатчиками. Не пешеходы, а именно водители самокатов обязаны соблюдать максимальную осторожность, уступать пешему дорогу, думать о его безопасности. Проблемы начинаются, когда водитель самоката ведет себя слишком самонадеянно, демонстративно движется с высокой скоростью, лавирует между пешеходами. Он становится нарушителем в таким случаях. Речь о наказании может идти только в отношении электросамокатчиков, которым исполнилось шестнадцать лет. Это возраст административной ответственности, — говорит Матюнин. 

Как отмечает адвокат, по обочине разрешается ехать, только если нет велосипедной или велопешеходной дорожек, полосы для велосипедистов, тротуара, пешеходной дорожки. 

— Если они существуют, но возможности ехать по ним нет, то также можно ехать по обочине. Двигаться на электросамокате по правому краю проезжей части дороги разрешается только при одновременном выполнении сразу нескольких условий:

1. Нет велосипедной или велопешеходной дорожек, полосы для велосипедистов, тротуара, пешеходной дорожки или обочины. Либо что-то из перечисленного существует, но нет возможности там ехать.

2. На дороге скоростной режим не более 60 км/ч и разрешено движение велосипедов.

3. На электросамокате имеются тормоза, звуковой сигнал, световозвращатели с четырех сторон строго определенных цветов, а также фара или фонарь белого цвета спереди, — поделился правилами вождения СИМ эксперт. 

Электросамокатчика невозможно лишить водительских прав, у него нет и не может быть страховки, потому что электросамокат не является автотранспортом, на управление которым требуются водительское удостоверение и обязательная страховка. Кстати, страхование ответственности электросамокатчиков уже два года время от времени обсуждают в СМИ.

— Если во главу угла ставить защиту от травм, то сработает, на мой взгляд, только полный запрет движения по тротуарам и пешеходным дорожкам плюс высокие штрафы за его нарушение с конфискацией самоката, — высказывает свое мнение Олег Матюнин. — Если по тротуарам и пешеходным дорожкам катается человек, возраст которого не дотягивает до административной ответственности, то нужны меры воздействия на родителей. Если во главу угла ставить интересы бизнесов проката самокатов, быстрой доставки, то им поможет обязательное страхование ответственности. Но от столкновений самокатов с пешеходами страховка не защитит. Если двигаться в сторону баланса интересов, то повсеместно должны обустраиваться удобные и безопасные велосипедные дорожки. Однако не везде в Краснодаре это возможно.

Тем временем

Если инфраструктура города пока не может быть адаптирована для удобства водителей систем индивидуальной мобильности, то теперь сообщить об инцидентах небезопасной езды и неправильно припаркованных самокатах можно в Телеграм-бот(18+) (Самокаты: общественный контроль @Samokat_ru_bot). Об этом говорится на сайте администрации Краснодара.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость