29 июня. Талантливые дети — наше будущее. Им предстоит изменять мир к лучшему, развивать новые формы, технологии и совершать открытия в науке. В Краснодарском крае много талантливой и целеустремленной молодежи. Один из представителей нового поколения успешных кубанцев — Роман Комиссаров, выпускник МОБУ "Гимназия №8" в Сочи. Он первым на Кубани набрал 300 баллов на ЕГЭ по трём предметам: математике, физике и информатике. Губернатор региона Вениамин Кондратьев поздравил школьника с успехами. ИА KrasnodarMedia побеседовал с Романом о том, как ему удалось добиться такого высокого результата.
— Роман, ты считаешь себя гением?
— Считаю, что я обладаю хорошим набором качеств, благодаря которым быстрыми темпами двигался вперед, несмотря на сложности. Рассчитываю, что так будет продолжаться и дальше. В будущем планирую связать свою жизнь с программированием или с изучением искусственного интеллекта. Это востребованные, интересные и быстро развивающиеся направления. Поступать хочу в Московский физико-технический институт (МФТИ) на факультет ВШПИ (высшая школа программной инженерии) или ПМИ (прикладная математика и информатика).
— Откуда такая тяга к учебе? С самого первого класса ты учился с удовольствием или родители требовали учиться на отлично?
— Еще до первого класса папа поставил мне цель окончить школу с золотой медалью. В начальных классах не было тяжело, меня подготовили к школе: я умел читать, считать и писать, поэтому учеба давалась легко. Также огромную роль сыграли занятия шахматами, которые я посещал с пяти лет. Они научили меня усидчивости, терпеливости и подготовили к разным нагрузкам. Помню, как первым делом после школы я садился делать уроки. Начиная с пятого класса, с появлением таких предметов, как биология, история и обществознание, учиться стало намного тяжелее, но я старался. В итоге все годовые оценки за все классы у меня пятерки.
— Родители у тебя тоже математики, и все дело в генах?
— В общем-то математиков и физиков у нас в семье почти нет, лишь дедушка увлекается точными науками. Поэтому я думаю, что наследственность тут ни при чем. Может, предрасположенность была с рождения. Возможно, что именно шахматы, которыми очень много занимался в детстве, перестроили нужным образом мои мозги.
— Какие предметы тебе давались легко и какие тяжело?
— Ещё с начальных классов стало ясно, что у меня есть способности к математике. Позже я начал заниматься информатикой, вскоре появились хорошие результаты. Потом начал дополнительно изучать физику — там тоже были успехи. Однако гуманитарные предметы мне всегда давались с трудом — история, биология, обществознание. На подготовку к ним уходила большая часть времени.
— Ты победитель и призер олимпиад по математике, физике и информатике. Насколько сильно это помогло тебе при сдаче ЕГЭ?
— Я считаю, что именно этот факт сыграл решающую роль, ведь олимпиадные задачи требуют повышенного уровня подготовки к тому или иному предмету. Подобного рода умственные состязания дают умение гибко мыслить и хорошо разбираться в предмете. Учитывая вышесказанное, после олимпиад экзамены казались совсем несложными, даже проще олимпиад. К тому же немаловажно то, что участие в олимпиадах вырабатывает у человека иммунитет к стрессовой обстановке.
— Получается, ты особо и не готовился к ЕГЭ?
— Знания, полученные в предыдущие годы на занятиях олимпиадными математикой и информатикой, стали решающими. Также в одиннадцатом классе я поступил на курсы подготовки к ЕГЭ по математике от ВШЭ (Высшая школа экономики), благодаря которым я смог найти и залатать дыры в моих знаниях. Еще хочу отметить вклад школьных диагностических работ — вариантов ЕГЭ по математике, регулярно проводящихся в 10 и 11 классах по инициативе нашего завуча. Видя получаемые результаты, я понимал, где у меня пробелы, а где все хорошо. К ЕГЭ по физике же меня целиком и полностью подготовил наш учитель по физике Степанов Сергей Григорьевич. Он проделал гигантскую работу, готовя нас к экзаменам.
— Если человек не отдыхает, то можно и выгореть ведь?
— Выгорание было, поэтому я старался не заставлять себя слишком много готовиться к ЕГЭ, так как это само по себе очень утомительное занятие. На экзамен нужно было прийти в хорошем рабочем настроении, поэтому готовился по мере необходимости. Отдыхал я преимущественно за играми и просмотром фильмов.
— Может, есть особая диета для развития ума и памяти? Поделись.
— Особой диеты, конечно, нет. Лишь могу отметить, что люблю есть сладкое: варенье, пирожные, конфеты. Причем чем больше умственной работы, тем больше сладкого хочется. Кстати, наверное, именно за счет умственных нагрузок и не толстеешь — все варенье уходит в голову.
— Каждый из старшеклассников хочет хорошо сдать ЕГЭ, поскольку это не только залог получения аттестата о среднем образовании, но и возможность поступить в ведущие вузы. Что бы ты хотел посоветовать будущим выпускникам?
— Скажу вот что: гораздо лучше пытаться поступить в желанный вуз по олимпиадам, а не по ЕГЭ, так как в сдаче единого гоэкзамена достаточно велик фактор случайности. Любой может допустить глупые ошибки, за которые снимут непозволительное количество баллов. На олимпиаде достаточно стать призером, решив при этом, возможно, половину задач. При выборе педагога можно ориентироваться на успехи его учеников: если они преуспели в этом предмете, то, скорее всего, этот учитель готовит хорошо. Убедиться в качестве подготовки можно будет уже после начала занятий, ведь если вам не давался этот предмет, а потом вы начали его понимать, то значит, вам этот учитель и его методика работы точно подходят. Но не нужно полностью надеяться на учителя — он лишь проводник к знаниям, основную работу должен проделывать сам ученик. Советы мои больше касаются инженерных специальностей: не готовьтесь конкретно к экзаменам, это не даст большого успеха, много времени будет потрачено впустую. Я советую просто углубленно изучать эти предметы, именно поэтому я убежден, что подготовка к олимпиадам — лучший вариант.
— И когда же стоит к ним готовиться?
— Для плавности изучения желательно потихоньку начинать уже в классе 5-ом. Здесь важна и активность родителей, ведь в этом возрасте школьники редко знают, чего хотят, а олимпиадное мышление важно развивать. А когда вы после олимпиад начнете подготовку к ЕГЭ, то он покажется вам совсем не сложным, значительно проще, чем олимпиады. Также я советую за полгода-год до подготовкии к экзаменам начать изучать, из каких заданий состоят экзамены, какие там требования. Например, в ЕГЭ по физике решить все задачи — только половина заботы, надо еще уметь их грамотно оформлять. Этот способ можно только отчасти применить к гуманитарным предметам, ведь я все же думаю, что там есть свои методы подготовки. Главное — трудиться и верить в себя. Удачи всем будущим выпускникам!