Экономично и экологично: для чего Кубани сжиженный газ?

В Краснодарском крае строят завод по переработке голубого топлива
Кубань на втором месте в ЮФО по числу газозаправочных станций.
Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

21 июня. В связи с ограничениями поставок трубопроводного газа Россия активно развивает производство сжиженного топлива. К 2030 году планируется достичь объема в 100 млн тонн, что равно примерно 20% мировой выработки. Однако возникает вопрос о возможности реализации этого плана в условиях санкций. И тут на помощь приходит производство сжиженного природного газа (СПГ). Основная цель государства — построить новые заводы, используя при этом собственные технологии. Подробнее — в обзоре ИА KrasnodarMedia.

А у нас в квартире

В Павловском районе Кубани появится один из самых объемных в южной части России комплекс по сжижению природного газа (СПГ). Как информирует пресс-служба региона, проект уже близится к этапу завершения. Губернатор региона Вениамин Кондратьев осмотрел объект строительства.

— Недавно с вами обсуждали проект, и сейчас он уже на стадии завершения. В районе появится еще одно предприятие, которое будет обеспечивать рабочие места и поступление средств в бюджет. Природный газ как топливо поможет сохранить экологию края. Сейчас нагрузка на нашу дорожную сеть в 12 раз превышает норму — помимо жителей края, к нам приезжают туристы со всей страны. Из-за такого количества выхлопных газов увеличивается и урон природе, поэтому надо максимально переходить на новое топливо. Проект позволит реализовать большие задачи, — подчеркнул Вениамин Кондратьев.


Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев. Фото: Пресс-служба администрации Краснодарского края

О преимуществах СПГ рассказал глава компании "Барсук" Антон Толстопятов.

— К новому комплексу уже подвели электросети. Это топливо безопаснее пропана. Сжиженным природным газом можно также снабжать школы, детские сады и котельные, в том числе в частных домах. Его легко перевозить, а значит, решить проблему газификации отдаленных пунктов, — подчеркнул Толстопятов.

Сжиженный газ на станции будут охлаждать и хранить в специальных резервуарах. Топливо можно использовать для заправки транспортных средств или перевозить на большие расстояния. При этом цена на такой газ будет на треть ниже, чем стоимость традиционных видов топлива, как бензин или дизель. 

Технологии и оборудование завода полностью отечественные. Объем производства достигает 3 тонны за час, а в его строительство инвестировали 2,3 млрд рублей.

— В России четыре основных предприятия производят СПГ, — говорит кандидат экономических наук, политолог Вячеслав Усманов. — Россия намерена укрепить свои позиции, поскольку спрос на отечественный сжиженный природный газ растет сегодня по всему миру. В этом году планируется увеличить объем производства СПГ до 47,3 млн тонн в год.

По мнению политолога, сейчас рынок газомоторного топлива в России видит Краснодарский край одним из своих ведущих игроков. Так, по итогам 2023 года регион занял второе место в стране по объему потребления природного газа, и ещё одно второе место в ЮФО по числу газозаправочных станций. Их на Кубани 35. В этом году регион занял 4 место в списке регионов, где газомоторное топливо наиболее успешно внедряют.

Вице-губернатор края Андрей Прошунин обозначил, что газомоторное топливо экологично и экономично, особенно востребовано для заправки автобусов, маршруток и такси. 

— Сегодня в Краснодарском крае работают 37 газовых станций. Кроме того, активно ведется работа по переоборудованию транспортных средств на использование метана в качестве моторного топлива. — сказал он. 

Что это такое и с чем его "едят"?

Специалист в области геологии и добычи нефти Павел Журавлев дал развернутое описание преимуществ переработки природного газа.

— В процессе ликвефикации естественный газ охлаждают до -160°C, приводя к сокращению его объема в 600 раз, — комментирует он. — Это позволяет перевозить его, контролируя давление и температуру, в любую локацию, где его вновь преобразуют в газообразное состояние для дальнейшего использования. Фоссильные топливные ресурсы объемами занимают значительные пространства, преимущественно находясь в подземных геологических структурах. Добыча таковых часто осуществляется с последующей их транспортировкой через трубопроводные системы непосредственно к конечному потребителю. Тем не менее, существуют территории, где прокладка трубопроводов технически невозможна. В таких случаях альтернативой становится процесс сжижения природного газа для его транспортировки и хранения.

По словам нефтяника, СПГ представляет субстанцию без цвета и запаха, главным компонентом которой является метан. 

— Этот газ абсолютно безопасен и не воспламеняется в обычных условиях, при этом на открытом воздухе и при стандартной температуре он быстро переходит из жидкой фазы в газообразную. — пояснил Павел Журавлёв.

Краснодарский край выделяется как ведущий участник федеральной инициативы по финансированию преобразования автотранспорта. В течение 2023 года, благодаря государственной поддержке, в регионе свыше 1,3 тысячи машин перешли на природный газ. Тогда премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил документ на выделение из федерального бюджета 140 млн рублей. Они пойдут на улучшение и расширение инфраструктуры, связанной с заправкой транспорта сжатым природным газом на Кубани на 2023, 2024 и 2025 годы. Об этом говорится на сайте Правительства.

Вчера, 20 июня, президент России Владимир Путин заявил, что отечественные компании в качестве соинвесторов и поставщиков готовы к проектам по производству сжиженного природного газа. 

Безвредная выгода и перспектива

— Строительство комплекса по сжижению природного газа в Краснодарском крае — это стратегически важное событие, которое принесет региону и всей России ощутимые выгоды, — говорит Сергей Иванов, руководитель аналитического агентства LNG.Expert. — Появление комплекса обеспечит регион собственным источником альтернативной энергии, гарантируя стабильное газоснабжение не только самого края, но и удаленных регионов России. 

По словам эксперта, СПГ-заводы не вредны для экологии и соответствуют строгим требованиям пожарной и промышленной безопасности. 

— Процесс сжижения очищает газ от вредных примесей, а метан — это экологически чистое топливо, — пояснил Иванов. — В конечном итоге, комплекс способствует снижению выбросов в атмосферу и улучшению качества воздуха. Помимо обеспечения энергетической независимости, комплекс может дать Краснодарскому краю мощный экономический импульс. Он способствует созданию новых рабочих мест, стимулировать развитие инфраструктуры и принести дополнительные налоговые поступления в бюджет региона. 

Как отметил собеседник, СПГ-комплекс — это не только источник энергии, но и ключевой элемент в развитии транспортной системы, поскольку перспективное альтернативное топливо для автомобилей обладает более высокой безопасностью и низкой стоимостью по сравнению с дизельным топливом. 

— В целом, строительство подобных заводов на Кубани является выгодным и стратегически важным проектом, который положительно скажется на экономике и экологической ситуации региона, а также укрепит энергетическую безопасность России, — заключил Сергей Иванов.

Помнится, в прошлом году лидеры Запада задались целью отказаться от российского СПГ, тем самым желая нанести урон экономике страны. В итоге сознание того, что зима не всегда бывает теплой, отбила охоту наказывать Россию. Европа поняла, что отказ от голубого топлива невозможен, и несмотря на внушительный пакет санкций против РФ, она активно пользуется благами природы своих внешних врагов.  

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость