29 марта. Мэр Краснодара Евгений Наумов 28 марта объявил о введении запрета на средства индивидуальной мобильности (СИМ) — электросамокаты — в шести парках города и на Александровском бульваре. Ограничительная мера бурно обсуждается горожанами и общественниками. Как комментируют краснодарцы введение запрета на движение средств индивидуальной мобильности в соцсетях, что говорят по этому поводу урбанисты и в каких городах Кубани уже действуют ограничения на электросамокаты — рассказывает ИА KrasnodarMedia.
О том, что теперь на электросамокатах нельзя кататься в парках и на бульваре на улице Красной, мэр города Евгений Наумов сообщил в Telegram (18+). Градоначальник объяснил, что в город пришла весна, краснодарцы выходят на прогулки и одновременно с этим на улицах увеличивается количество самокатчиков.
Глава подчеркнул, что электросамокат — очень удобный вид транспорта, но, к сожалению, часто небезопасный, причем как для водителей, так и для пешеходов.
— С заботой о комфорте всех краснодарцев передвижение на средствах индивидуальной мобильности будет запрещено в парках "Солнечный Остров", "Городской Сад", "Старая Кубань", "Чистяковская Роща", им. 30-летия Победы, "Рождественский" и на Александровском бульваре, — написал Наумов.
Запрет на использование СИМ начнет действовать во втором квартале 2024 года. Уже в мае в городе на подъездах к парковым зонами в парках установят соответствующие дорожные знаки.
Кроме парков и Александровского бульвара ограничительные меры на передвижение на электросамокатов могут коснутся других территорий города. Мэрия ведет переговоры с владельцами станций проката об ограничении скорости СИМ до 15 км/час во всех скверах и на всех бульварах.
Ранее о запрете въезда на электросамокатах объявили в парке Галицкого. Любителей СИМ предупредили, что средства индивидуальной мобильности нельзя использовать не только внутри парковой зоны, но и рядом, в том числе рядом со стадионом.
В соцсетях нововведения, связанные с использованием электросамокатов в Краснодаре, активно обсуждаются. Одни горожане благодарят мэра за ограничения для электросамокатов, другие — высказываются против, третьи — считают, что запрет не помешает желающим раскатывать на электросамокатах в парках и по Александровскому бульвару.
"Давно пора! Достали эти самокатчики! На тротуарах только успевай уворачиваться. Подлетают сзади на скорости. сигналят за несколько метров, а пешеходы должны отлетать, чтобы их пропустить. Может, хоть в парках можно будет спокойно гулять". (Здесь и далее орфография и пунктуация авторов частично сохранены. — Прим. ИА KrasnodarMedia).
"Я бы вообще запретила электросамокаты, пока они носятся по тротуарам. Пройти спокойно нельзя!".
"Меня самокаты бесят. Страшно идти, вечно надо смотреть в оба, чтобы не попасть никому под колеса! Почему они думают, что у них приоритет?".
"Ну хоть только в парках ввели запрет! На самом деле самокат — очень удобное средство передвижения, которое разгружает город от пробок!".
"Сейчас в парках, потом везде? С ума сошли? Почему нельзя кататься на СИМах по дорожкам в парках, а Александровский бульвар с чего закрыли!".
" А кто будет следить за исполнением запрета? Полицейских на каждом углу поставят?".
"Может компании, которые предоставляют самокаты, будут регулировать, чтобы они не ездили в парках?".
самокат. тематическое фото. Фото: РИА Prima-Media
Мнение общественников и урбанистов
Общественники, как и многие рядовые краснодарцы, оценивают введение запрета на движение электросамокатов в парках положительно. Известный в Краснодаре общественный деятель и руководитель общественного движения "Транспортная инициатива" Марина Репещук считает, что решение о запрете электросамокатов в парках города — правильное и логичное решение.
— Почему эта мера оправдана? Электросамокаты развивают высокую скорость и требуют концентрации, внимания не только водителей, но и окружающих. Парк — это зона отдыха, где человек позволяет себе расслабиться и отдохнуть. Острота внимания и собранность находятся на минимальном пороге. Парк — это место, куда люди приходят с детьми. Они не всегда идут за руку с родителями, а, например, любуются цветами, наблюдают за насекомыми. Ребенок при погружении в природу утрачивает внимание и расслаблен. На фоне всего этого повышается вероятность получения травмы пешеходами, если по парку ездят на электросамокатах, — объясняет Марина Репещук.
Общественница обращает внимание, что в Краснодаре высок процент нарушений правил дорожного движения самокатчиками. Они ездят на высокой скорости и представляют угрозу для других участников движения.
— Мы часто видим, что некоторые люди ездят на самокатах не поодиночке, а по двое и даже по трое. В случае непредвиденной ситуации, при столкновении, страдают не два человека, а больше. Так что в целом мэр Краснодара принял верное решение. Необходимо отметить, что в разных городах России уже введены запреты на движение электросамокатов на набережных, в центральных частях города, где люди отдыхают и могут спокойно прогуливаться, не оглядываясь по сторонам и не опасаясь за свою безопасность.
Урбанист, автор проекта "Городист" (18+) Мирослав Гриценко уверен, что в Краснодаре давно пора регулировать правила для самокатчиков.
— Сейчас как раз то самое время, когда для пользователей средств индивидуальной мобильности формируется, накапливается и редактируется нормативно-правовая база и правила пользования в городе. В основном, пополнение происходит за счёт прецедентов. Это естественная история для формирования свода правил и документации такого рода. Разумеется, одна из стадий формирования — внесение запретов в связи тем или иным прецедентом или, что хуже, несчастным случаем. Казалось бы, электросамокаты присутствуют у нас в городе явно более пяти лет, но для части жителей они по-прежнему остаются экзотикой. Зачастую молодые люди воспринимают электросамокат, как средство развлечения в парке, грубо нарушают технику безопасности, отчего, собственно, и происходят травмы и несчастные случаи, — говорит Гриценко.
Урбанист сам активный пользователь СИМ. Он часто передвигается по центру города на электросамокате и считает, что это удобно, так как машину практически негде поставить, с ней много хлопот. Еще одно преимущество СИМ — существуют гибкие тарифные планы и подписки, когда поездка на электросамокате обходится совсем недорого. К тому же сервисы развиваются: когда проезжаешь определённую зону, где есть ограничение по скорости, электросамокат сам ее снижает и невозможно разогнаться выше установленного лимита. На картах указываются территории, где самокатом пользоваться нельзя, это обычно территории промзон или большие прогулочные аллеи. Заехав на "чужую" территорию, самокат будет громко неприятно сигналить, его нельзя будет припарковать.
— Если электросамокаты запрещают в парках и скверах, то здесь вполне понятна логика ограничения. Жители идут в сквер или парк чтобы расслабиться, подышать свежим воздухом, медленно побродить по тропинкам и аллеям, пообщаться в относительно тихом месте, быть подальше от автомобилей. И когда неожиданно вылетают электросамокатчики — это стресс для всех пользователей благоустроенной территории. Особенно для родителей с детьми, — считает Мирослав Гриценко.
Между тем, краснодарец уверен, что у электросамокатов в городе большое будущее.
— Конечно, мне бы хотелось, чтобы город планировал велодорожную сеть, которая проходила бы в том числе и через скверы. Но только не по оживлённым аллеям, а по периферийным дорожкам с низким пешеходным трафиком. Честно, я думаю, что так оно и будет: сфера СИМ очень перспективная. Плюс — это реальный инструмент для разрешения проблемы пробок и парковок в центре, — подчеркивает урбанист.
Краснодар — далеко не пионер среди городов Кубани по введению запрета на передвижение на электросамокатах на определенных территориях.
В Сочи в 2023 году введен новый дорожный знак 3.35 "Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено". За движение на СИМ в неположенном месте предусмотрена административная ответственность. В олимпийской столице также запретили размещать пункты проката электросамокатов и других электрических средств передвижения в Адлерском и Центральном, Лазаревском и Хостинском районах.
В Геленджике набережная с июня 2023 года считается исключительно пешеходной зоной, ездить по ней на электросамокатах строжайше запрещено, о чем предупреждают установленные знаки. Бесхозные электросамокаты с набережной вывозят в пункты хранения, а на самокатчиков, игнорирующих запрет на использование СИМ на территории набережной, полиция составляет административные протоколы.
Работа с нарушителями на СИМ в Геленджике. Фото: Пресс-служба администрации Геленджика
В Приморско-Ахтарске электросамокаты на набережной под запретом с июля 2023 года. Ограничения ввели решением комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения и регулированию рынка транспортных услуг.
— Так как набережная является местом с многочисленным движением пешеходов, было принято решение ограничить здесь движение на электросамокатах. Штраф за нарушение 800 рублей, — объяснили в пресс-службе администрации Приморско-Ахтарска.
В Анапе свободно раскатывать на электросамокатах по набережной запретили с ноября прошлого года. Водителей средств индивидуальной мобильности пообещали штрафовать за выезд на пешеходную зону. С владельцами пунктов проката самокатов договорились о прекращении работы "двухколесников" при подъезде к набережной автоматически.
В Сочи, Анапе и Геленджике пешеходные зоны освобождают от пунктов аренды самокатов. Стоянки средств индивидуальной мобильности разрешают базировать только в разрешенных местах и только рядом с зонами, где использовать самокаты разрешено.
Электросамокаты — это очень удобно, дешево, экологично, современно. С этим никто не спорит. Проблема СИМ в том, что их использование — это иногда опасно.
Аварии с участием самокатчиков регистрируются в Краснодаре часто. В основном, водители СИМ сбивают на тротуарах пешеходов.
В марте текущего года в Краснодаре на перекрестке улиц Игнатова и Трудовой Славы девушка на самокате врезалась в проходившую мимо женщину и скрылась с места происшествия. Пострадавшая получила рваную рану ноги и многочисленные ушибы. Председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело по факту случившегося.
В феврале пара на самокате буквально снесла на тротуаре на Шоссе Нефтяников шестилетнюю девочку. Ребенок ехал навстречу на детском самокате и от удара при столкновении рухнул на землю. Самокатчик после инцидента уехал, а девочка получила травмы и ссадины.
В ноябре 2023 года две девушки на электросамокате на перекрестке улиц Московской и Зиповской в Краснодаре въехали в коляску с ребенком. Годовалый мальчик получил ушибы, ему потребовалась госпитализация. Девушки сбежали с места аварии на тротуаре. По факту было возбуждено уголовное дело.
Это лишь несколько случаев "самокатных" ДТП в Краснодаре. Кубань стабильно входит в ТОП-10 регионов по авариям с СИМ. В прошлом году по итогам трех кварталов край занял шестое место — на Кубани произошло 82 "самокатных" ДТП.
Электросамокат. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Всего в 2023 году по статистике Научного центра безопасности дорожного движения МВД в России было зарегистрировано 3,2 тыс. аварий с участием СИМ, в которых ранения получил 3,2 тыс. человек, а погибли 43 человека. Среди погибших — 42 — водители электросамокатов и один пешеход.
Чтобы снизить количество происшествий с электросамокатами в России разработали "дорожную карту", в которую включен длинный список мероприятий. Среди прочих — введение ответственности за управление СИМ, внесение дополнительных изменений в правила дорожного движения, в то числе ограничение скорости движения и запрет на движение на определенных территориях. Так что, введение запрета в Краснодаре на передвижение на электросамокатах в парках — в тренде. Полного запрета на использование СИМ не предвидится. Просто власти пытаются сделать город безопаснее и для пешеходов. и для водителей СИМ.