Восставший из небытия: как в Краснодаре возрождают храм времен царя Александра III

Храм Александра Невского в кубанской столице продолжают расписывать художники академии Ильи Глазунова
Восставший из небытия: как в Краснодаре возрождают храм времен царя Александра III
Фото: ИА KrasnodarMedia

22 марта. Войсковой собор святого Благоверного Князя Александра Невского в Краснодаре на улице Постовой — один из самых новых храмов Кубани, его сдали в эксплуатацию в 2006 году. Между тем, его история ведется с 1853 года. Дело в том, что ныне существующий храм воссоздан вместо разрушенного в 30-е годы Войскового собора. Вот уже в течение нескольких лет ведется роспись воссозданного храма. Кто расписывает пределы собора, сложно ли быть иконописцем и почему процесс росписи продолжается годами, рассказывает ИА KrasnodarMedia.

Восставший из небытия

Первый храм Александра Невского начали строить в Екатеринодаре в апреле 1853 года. Возводили его на войсковые средства по проекту братьев-казаков Ивана и Елисея Черников. Строительство храма пришлось на период Крымской войны, средств на строительные материалы не хватало, подводили подрядчики, в итоге в эксплуатацию собор ввели только спустя 19 лет. 8 ноября 1872 года храм освятили.

Реализация проекта обошлась в 200 тысяч рублей. По тем временам — сумасшедшие деньги, но траты горожане посчитали обоснованными: собор потрясал великолепием. Выглядел он также как современный "близнец" — белокаменный византийско-русского стиля собор с пятью куполами возвышался над соседними зданиями и был виден почти со всех концов города. Высота собора составляла 41 метр. Располагался первый Войсковой храм на Базарной площади, в районе современного сквера имени Жукова, то есть напротив здания краевой администрации, где сейчас установлена часовня Александра Невского. После возведения храма площадь переименовали в Соборную.


Войсковой собор с 1893 по 1930 годы. Фото: С сайта собора Александра Невского

Собор был местом хранения реликвий Кубанского казачьего войска, на площади перед храмом проходили торжественные парады, церемонии, здесь встречали императора Александра III c семьей и императора Николая II, проводили построения, с которых отбывали на фронт участники Первой мировой войны, приветствовали предводителей Добровольческой армии Лавра Корнилова и Антона Деникина.

В храме пел войсковой певчий хор, из которого впоследствии вырос знаменитый Кубанский казачий хор. В этом соборе крестили, отпевали, венчали тысячи жителей Екатеринодара. Собор был сердцем города, первоначально построенного как военная крепость.

После революции деятельность храма угасла. Он номинально работал до 1929 года, но горожане, которые его посещали, порицались советской властью. Затем со здания собора сняли купола, а в помещении организовали музей атеизма имени Иосифа Сталина. В 1932 году храм было решено взорвать. Разобрать его по-другому у местных властей не получилось — построили его на совесть, кладка не разбивалась даже с помощью техники. 1 мая 1932 года здание сравняли с землей.


Во время разбора собора в 1932 году. Фото: С сайта собора Александра Невского

Спустя десятилетия в Краснодаре на месте разрушенного храма возвели часовню, а в начале двухтысячных годов встал вопрос о возрождении Войскового собора. Закладка нового храма состоялась в декабре 2003 года. Правда, на новом месте — на улице Постовой в точке начала улица Красной. Архитектором храма стал Валерий Головеров. Проект собора он делал по сохранившимся фотографиям и с учетом архивных документов.

В мае 2006 года восстановленный Александро-Невский храм освятили, и он начал действовать.

Роспись храма

Несколько лет белоснежный снаружи храм и внутри оставался абсолютно белым — стены побелили перед вводом в эксплуатацию. Организация росписи собора стартовала в 2010 году при поддержке администрации Краснодарского края.  Проект художественного оформления собора в неовизантийском стиле выполнил заслуженный художник России Илья Глазунов. Никаких материалов о росписи первого разрушенного в СССР храма не сохранилось. Именитый мастер сам разрабатывал эскизы, ориентируясь на традиции русской иконописи.


Роспись храма. Фото: Оксана Иванова

Роспись стен поручили художникам Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Работы ведутся с 2015 года, но пока расписаны только около двух третей храма, а общая площадь росписи, согласно проекту, составляет около четырех тысяч квадратных метров.

На стенах храма представлены Евангельские сюжеты, повествующие о жизни Иисуса Христа, святых угодников, преподобных праведников, которые своим жизненным подвигом засвидетельствовали веру в Спасителя.

Так как храм возведен в честь благоверного великого князя Александра Невского, то на стенах собора проектом предусмотрено изображение сюжетов, связанных с житием князя, в том числе с его ратными подвигами. Также в проекте есть мемориальные доски в честь воинской доблести и подвигов кубанских казаков.


Роспись храма. Фото: Оксана Иванова

Часть стен собора скрыта строительными лесами. Потребуется еще несколько лет, чтобы завершить работу по росписи стен. Образы и сюжеты росписи хоть и зарегламентированы утвержденным проектом, но оставляют простор для творчества. Воплощение может незначительно отличаться от эскизов. Кроме того, иконопись — это еще и своего рода служение, требующее особого подхода, веры, настроя. Большинство участников росписи Александро-Невского собора — люди воцерковленные, верующие. Многие из них уже участвовали в росписи других церквей.

Выпускник Академии Ильи Глазунова Алексей Егоров, участвующий в росписи храма, соглашается с тем, что без веры в Бога сложно заниматься иконописью.

— Я человек верующий, — делится Алексей. — Храм в Краснодаре — не единственный, где я участвовал в росписи. Самый дорогой для меня проект — Храм Троицы Животворящей в Гаретово Московской области. Здесь мне тоже интересно работать, и я приезжаю сюда не первый год.

Работа по росписи храма идет небыстро, не только потому, что художникам требуется настрой, но и из-за технологических особенностей процесса. Роспись "квадрата" может занимать несколько месяцев.

— Прежде, чем приступать к росписи, выполняется несколько этапов подготовки, в их числе подготовка поверхности и разработка цветных эскизов, выполнение прорези в размер. После длительных подготовительных работ художники приступают к послойной росписи, — объясняет Елена Виногорова, художник артели. — Затем краска должна высохнуть. Зимой и холодной осенью сушка может длиться неделями. Одним из видов работ является нанесение сусального золота. Это очень сложный и ответственный процесс, который требует умения. Сусаль представляет собой тонкие листы золота толщиной в несколько микронов. К листам золота нельзя прикасаться даже пальцем, только специальной кистью. Мастера задерживают дыхание, чтобы не испортить покрытие. Заключительный этап работы — покрытие лаком. И краски, и лак издают резкий запах, от которого могут страдать не только художники, но и работники храма, и прихожане, поэтому объем работ ограничивается.

Стоять на лесах художникам артели приходится часами. Иногда работать нужно в полусогнутом положении. А роспись храма наверху — это еще и риск, ведь работать приходится на внушительной высоте, а требуется ювелирная точность в мазках.

— Высота храма — более 40 метров, чтобы подняться на самый верх, надо преодолеть несколько лестничных пролетов с крутыми лестницами, — рассказывает Елена. — Когда расписывали купол, было очень тяжело. Представьте, сколько раз приходилось спускаться и подниматься за день художникам, которые там работали. В артели художников разделение труда — одни пишут орнаменты, другие — лики, третьи — одежды. Специализация зависит от квалификации художника и его личных предпочтений, но в любом случае, это работа, требующая внимательности и сосредоточенности. Роспись храма — это очень тяжелый труд.

Благодаря росписи храм оживает, приобретает свое особое "лицо", отличное от других. Но до окончания работ еще далеко. Жители Краснодара ждут окончательного преображения восставшего из небытия собора с более чем 150-летней историей.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость