21 декабря 2022. Краснодарский край входит в ТОП регионов по количеству дорожных происшествий с участием электросамокатов. Этим летом в курортных городах региона власти запретили езду на электросамокатах по набережным и пешеходным зонам, а где-то ограничили скорость их движения. Это, кроме всего прочего, предполагает и принятый недавно ГОСТ для электросамокатов, гироскутеров и моноколес. Что стоит знать об использовании самокатов, что советует ГИБДД владельцам этого вида транспорта — об этом и многом другом в материале ИА KrasnodarMedia.
В целом по РФ специалисты отмечают значительный рост общего числа аварий с участием СИМ. За первые шесть месяцев этого года их было зафиксировано 370, что на 174% больше за тот же период прошлого года. Наблюдается также кратный рост погибших и раненых в результате таких происшествий. За первое полугодие этого года в ДТП с участием электросамокатов и гироскутеров погибло шесть человек (+100%) и еще 382 человека (+176%) получили различные травмы. Абсолютное большинство аварий с участием СИМ (78,8%) было квалифицировано как наезд на пешеходов.
Как ранее сообщало ИА KrasnodarMedia, согласно проведенному центром Безопасности дорожного движения МВД России исследованию Кубань в первом полугодии этого года заняла третье место в России по числу ДТП с электросамокатами, гироскутерами и другими средствами индивидуальной мобильности (СИМ).
За первые шесть месяцев 2022 года в крае было зафиксировано 26 дорожных происшествий с участием электросамокатов, больше подобных ДТП было лишь в Москве (94 случая) и Санкт-Петербурге (57 случаев).
В этом году в Краснодарском крае было очень много резонансных случаев наездов "самокатчиков" на людей в парках и в курортных зонах. На проблему обратили внимание и чиновники — в мае этого года на набережных Анапы и Геленджика ввели ограничение для въезда велосипедов и электросамокатов.
В июне глава администрации Сочи Алексей Копайгородский в своем Телеграм-канале (16+) рассказал об ограничениях, связанных со скоростью движения электросамокатов.
— По многочисленным просьбам горожан и гостей Сочи мы ввели ограничения скорости движения электросамокатов. Эта сфера давно вызывала много вопросов и нареканий. В городе масса происшествий, связанных с неоправданно высокой скоростью езды. Только за первую неделю июня в Сочи зафиксировано более 70 фактов, многие из них закончились травмами, в Краснодарском крае был даже случай с летальным исходом, — отметил градоначальник.
Этим летом в Сочи была запрещена езда на электросамокатах на всех центральных морских набережных курорта во всех четырёх районах города. Но волна ДТП с самокатами затронула не только курорты нашего края, но и крупнейшие города Кубани.
В Новороссийске на заседании комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения власти города приняли решение об ограничении скорости движения электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности, установив предельно допустимую скорость в разных районах города. Передвигаться по городу на электросамокатах теперь можно с разрешенной скоростью движения до 25 километров в час, на набережной — до 15, а в районе городского пляжа и мемориального комплекса "Малая Земля" — до 10 километров в час.
Руководство Краснодара этим летом также активно обсуждало возможность ограничения скорости электросамокатов, но никаких конкретных запретов так и не было введено. Правда один из сервисов по прокату самокатов самостоятельно ограничил скорость движения в кубанской столице.
Стоит отметить, что самокаты представляют опасность не только для пешеходов, но и для тех, кто на них колесит по улицам городов. Буквально пару недель назад ИА KrasnodarMedia рассказало о том, как врачи новороссийской городской больницы буквально по кусочкам собрали и восстановили лицо молодого человека. Девятнадцатилетний парень во время катания упал с самоката и ударился головой об бордюр. В результате он получил множественные переломы.
В течение двухчасовой сложной операции хирурги как пазл собирали лицо пациента. Они устанавливали осколки лицевой кости на три титановые микропластины. Благодаря мастерству врачей молодой человек не только обрел нормальный внешний вид, но также избежал больших проблем со зрением, которые могли спровоцировать полученные им травмы.
Однако, электросамокаты могут быть чрезвычайно опасными не только когда они на ходу.
Осенью в Краснодаре произошел резонансный случай, когда житель одного из многоэтажных домов по улице Красных Партизан чуть заживо не сгорел в лифте. В результате он был госпитализирован с тяжелыми ожогами третьей степени — пострадали 60% кожного покрова. Причиной этой трагедии стало возгорание аккумулятора электросамоката, который его владелец как раз и нес на ремонт.
Как видно, опасности эксплуатации двухколесного электротранспорта и недовольные окрики пешеходов ничуть не пугают жителей Краснодара. Согласно опросу, проведенному компанией SuperJob практически четверть (23%) жителей кубанской столицы хотели бы ездить на работу на самокате. При этом пять процентов горожан уже используют этот вид транспорта для ежедневных поездок.
Как рассказал корреспонденту ИА KrasnodarMedia житель кубанской столицы Алексей, он пользуется электросамокатом вот уже два года. По его мнению, это самый удобный и самый безопасный вид транспорта.
— Я сам водитель с многолетним стажем, правда ездил на своей машине в основном в офис и обратно. Пару лет назад купил самокат для "покатушек" по парку. Освоил достаточно быстро. Как оказалось, это очень удобное и экономичное транспортное средство. Бензина в него заливать не нужно, масла не надо, воткнул в розетку — и через три-четыре часа можно кататься. Постепенно я стал выезжать на электросамокате в город и понял, что таким образом в нашем городе можно объезжать все пробки, проносясь мимо стоящих в заторах автомобилистов. Я поставил свой автомобиль в гараж, и теперь на работу езжу только на самокате. Экономлю при этом и деньги, и время, минимум часа по полтора в день, — рассказал Алексей.
"Средство поражения": поможет ли новый ГОСТ кубанцам ездить на самокатах безопаснее. Фото: Сулейман Алиев, ИА KrasnodarMedia
Отвечая на вопрос о том, как он соблюдает технику безопасности при езде на электросамокате, горожанин заявил, что просто не нарушает правила дорожного движения и не превышает скорость в 30 километров в час. Никакую специальную защитную экипировку он не одевает. По его мнению, она не защитит его при падении. Случай с парнем из Новороссийска, про которого мы писали выше, его тоже не переубедил.
Что касается соблюдения порога скорости при использовании электросамоката, то по мнению специалистов, это действительно может помочь избежать ДТП. По всей вероятности, разработчики принятого недавно государственного стандарта придерживаются этого же мнения.
ГОСТ для электросамокатов, гироскутеров и моноколес предполагает ограничение скорости для этих транспортных средств до 25 километра в час. В СИМ будет также будет встроена функция автоматического замедления хода в определенных зонах города, таких как парки, скверы, бульвары и пешеходные улицы. Для этого электрические транспортные средства в обязательном порядке будут оснащены возможностью определения их местоположения. Кроме того, электросамокаты и аналогичные средства передвижения должны будут иметь пешеходный режим, который позволит снизить скорость до 8 километров в час и иметь возможность заднего хода не быстрее 6 километров в час и со звуковым сигналом.
Подумали разработчики ГОСТа и о безопасности при эксплуатации СИМ. Их батареи и аккумуляторы должны будут спроектированы так, чтобы исключить любой риск возгорания или механического повреждения. Принятый Госстандарт вступит в силу 1 февраля 2023 года. Но поможет ли он значительно снизить число ДПТ с участием индивидуального электротранспорта?
По мнению работников правоохранительных органов, только строгое выполнение правил дорожного движения сможет сделать этот вид транспорта достаточно безопасным как для его владельцев, так и для окружающих.
"Средство поражения": поможет ли новый ГОСТ кубанцам ездить на самокатах безопаснее. Фото: Сулейман Алиев, ИА KrasnodarMedia
В краснодарской Госавтоинспекции предложили владельцам электросамокатов следовать еще и таким, достаточно простым правилам:
— при переходе проезжей части необходимо обязательно спешиваться, а самокат катить рядом;
— при движении нужно сохранять безопасную скорость и соблюдать дистанцию с другими транспортными средствами и пешеходами;
— не кататься в узких пространствах, при больших скоплениях людей или в местах, где много помех и препятствий, а также при недостаточном освещении.
Даже соблюдая все вышеперечисленные правила не стоит забывать и о защитной экипировке. Несмотря на кажущуюся безопасность индивидуального электротранспорта в случае ДТП только шлем, налокотники и наколенники смогут уберечь от серьезных травм. Эти правила необходимо знать и соблюдать "пользователям" электротранспорта любого возраста, а подросткам автоинспекторы также рекомендуют воздержаться от катания на средствах индивидуальной мобильности по дорогам общего пользования.