9 ноября 2022. Отказ некоторых пассажиров оплачивать проезд в автобусах, трамваях, маршрутках отражается не только на доходе компаний-перевозчиков, но и на состоянии общественного транспорта в целом — считают члены общественного движения "Транспортная инициатива" в Краснодарском крае. Общественники совместно с сотрудниками отдела контроля департамента транспорта Краснодара провели мониторинг маршрутов № 19 и № 91 и выявили десятки случаев безбилетного проезда. Кто чаще всего ездит зайцем, по каким причинам и как бороться с безбилетниками координатор общественного движения "Транспортная инициатива" Марина Репещук рассказала ИА KrasnodarMedia.
Маршруты № 19 и № 91 в Краснодаре работают по брутто-контрактам, по условиям которых перевозчики перечисляют выручку от перевозок в бюджет города, а администрация оплачивает выполнение рейсов по маршрутам. Для перевозчика такие условия выгодны — прибыль не зависит от количества перевезенных пассажиров, для получения оплаты надо просто выполнить оговоренное по контракту количество рейсов строго по установленному расписанию. Водители на таких рейсах уверены в заработке, им не надо "гонять", чтобы быстрее пройти маршрут и заработать больше. Пассажирам тоже удобно — транспорт приходит на остановки, как по часам.
В дальнейшем в Краснодаре планируется перевести на брутто-контракты весь общественный транспорт: мэрия будет оплачивать из бюджета услуги перевозчиков, а те "в ответ" будут перечислять деньги, которые пассажиры заплатили им за проезд.
Проблема в том, что не все пассажиры платят за поездки на общественном транспорте, зайцев много и количество безбилетников может расти без должного контроля. В итоге перевозчики будут перечислять в городскую казну меньше денег, оплата за услуги пассажироперевозок из бюджета города будет превышать сборы за проезд. Таким образом, компенсировать разницу будут налогоплательщики — за зайцев в городском транспорте заплатят добропорядочные горожане.
К сожалению, зайцев в автобусах в Краснодаре хватает. В ходе проверки на маршрутах № 19 и № 91, которая проводилась общественниками и сотрудниками мэрии в течение двух недель, были выявлены случаи безбилетного проезда. Зайцами ездят и взрослые, и дети.
— Прежде всего не платят школьники. У них нет понимания того, что оплата проезда является их обязанностью. Не платят родители, сопровождающие ребёнка в школу. Взрослые делают вид, что не понимают: не платят они — деньги возьмут из бюджета, а значит в городе что-то на эти деньги не построят, не отремонтируют. Почему другие налогоплательщики должны оплачивать проезд безответственных родителей? — говорит Марина Репещук.
Общественники Краснодара о зайцах в общественном транспорте: "Безбилетник — это вор". Фото: Юрий Евдан
Проблема с оплатой за проезд школьниками стоит очень остро. Многие дети даже на достают проездной, чтобы приложить его к терминалу и оплатить проезд. Кроме того, некоторые учащиеся сознательно не платят за поездки, зная, что несовершеннолетних запрещено высаживать из общественного транспорта, даже если у них нет денег на проезд.
— Мы наблюдали типичную для маршрута № 91 ситуацию: вошли на школе семнадцать человек. Две школьницы не оплатили проезд: одна — потому что якобы не взяла из дома карту, другая — потому что якобы забыла оплатить (судя по всему, ей было лень вынимать карту из кармана). Третьим безбилетником стала женщина. Молодая мать, севшая вместе с дочерью, оплатила только за одного человека — хороший урок гражданского долга, нечего сказать, — рассказала координатор "Транспортной инициативы".
Водители по системе брутто-контрактов не обязаны контролировать оплату проезда, но они берут на себя эти обязательства добровольно. В итоге зайцы "спускают на них всех собак" в присутствии других пассажиров.
Общественники утверждают, что нездоровая ситуация с оплатой проезда существует не только на маршрутах № 19 и № 91, где проходила проверка, но и в целом в городе.
— В Краснодаре был изменен 32 маршрут для того, чтобы детям было удобнее добираться в школу, — объясняет Марина Репещук. — Этот маршрут действует на нерегулируемом тарифе, то есть предприятие-перевозчик не получает субсидий. Это коммерческий маршрут, но родители, пользуясь тем, что детей запрещено высаживать, намеренно не дают деньги школьникам на оплату проезда. Это не преувеличение, в чатах жилого комплекса, мимо которых пролегает маршрут, "лазейка" в законодательстве, которая позволяет школьникам ездить бесплатно, открыто обсуждается. Объясняют родители свой отказ платить тем, что в других районах города школьники ездят на школьных автобусах бесплатно. В итоге такой подход приводит к плачевной ситуации на маршруте. Водители на автобусах тоже являются отцами, им тоже надо кормить семьи. Если они не зарабатывают на маршруте, они отказываются на него выходить. Водители на 59-м маршруте сообщают, что у них ситуация с оплатой проезда школьниками тоже тревожная. По данным транзакций ЭБК у них в среднем один автобус перевозит семь школьников туда и обратно, по факту — 40-50 человек.
Проблему безбилетников общественники "Транспортной инициативы" предлагают решать с помощью штрафов. Бесплатный проезд для пассажиров бюджет города не "потянет".
— Во многих регионах России за безбилетный проезд несовершеннолетних наказывают родителей. Они выплачивают штрафы. У нас в крае требуется вносить правки и выносить штрафы, чтобы родители несли ответственность, ведь неоплата услуг — это нарушение закона. Безбилетники, по сути, занимаются воровством. Они воруют у бюджета города. Считаем, что о безбилетниках стоит говорить открыто, выносить вопрос в публичную плоскость, рассказывать о них в соцсетях. Кроме того, мы направим в администрацию города рекомендации по информационным таблицам, которые должны быть размещены в салонах — пассажиры должны знать, как можно оплатить проезд, сколько он стоит и какое наказание предусмотрено за безбилетный проезд. Еще одной мерой борьбы с безбилетниками могут стать рейды контролеров с привлечением сотрудников полиции.
Общественники "Транспортной инициативы" напоминают жителям и гостям Краснодара, что город готовится к транспортной реформе, обязательное условие реализации которой — система оплаты без кондуктора.
— Если пассажиры собираются саботировать оплату проезда, то реформа может закончиться, едва начавшись, и будем мы по-прежнему ездить в разбитых ПАЗиках, без кондиционеров, регулярно сталкиваясь с хамством водителей, — считают общественники. — Заслуживают ли этого законопослушные пассажиры, ждущие полного обновления системы городского и пригородного общественного транспорта? Каждому пассажиру необходимо понимать, что безбилетный проезд — это обычное воровство.