На мокром месте: как общественники Краснодара видят решение проблемы с подтоплениями

Активисты высказались об одной из главных проблем Краснодара
Дождь, ливень, ливневка
Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

1 ноября 2022. Проблема с подтоплениями Краснодара — одна из самых серьезных и застарелых. Ежегодно в сезон дождей город страдает от скопления воды на городских улицах, а лужи начинают напоминать озера и реки. О том, как можно решить эту проблему — с ИА KrasnodarMedia поделились известные общественники.

Елена Шувалова, лидер движения "Помоги Городу", председатель общественного совета по озеленению Краснодара:

— Действительно, состояние системы ливневой канализации для Краснодара представляет огромную проблему. Особенно, с учетом того, что ливневка у нас совмещена с "фекалкой" и нечистоты попадают в реку Кубань и другие водные объекты. Но Краснодар в этом плане не уникален. С проблемой устаревшего дождевого коллектора сталкиваются многие города. А некоторые из них уже имеют позитивный опыт решения, которым мы можем воспользоваться.

Что нужно делать в первую очередь? Для начала бы неплохо было составить карту подтоплений Краснодара, систематизировав самые неблагоприятные места. После такого аудита там можно было бы создать систему водоотведения при помощи дождевых садов. 

В настоящее время уже разработаны Методические рекомендации Минстроя РФ по организации водотовода на улично-дорожной сети не имеющих подземной (трубопроводной) ливневой канализации. Есть успешные реализованные проекты в Перми, и мы — движение "Помоги городу" — изучали в этом году их опыт и готовы им поделиться с мэром и департаментом ЖКХ. Собираемую воду при помощи фильтрации специальными растениями и инертными материалами можно очищать и направлять в городские водоемы.

В частности, у нас есть Карасунские озера, куда можно сливать дождевую воду, очищенную от примесей при помощи дренажных систем. Кроме того, современные "дождевые сады" — это высокоэффективные общественные пространства, которые. в первую очередь, выполняют функцию удержания воды, работают как губка, но это и рекреационные пространства с прекрасными пейзажными и видовыми  характеристиками .

Сейчас я говорю не о масштабных сооружениях. Но даже специальные водоотводящие канавы могут существенно облегчить жизнь горожанам. Главное, следить за состоянием таких объектов, как это и делалось в советские годы.

Понятно, что город сейчас продолжает ждать выделения больших денег на масштабную модернизацию ливневой системы. Она, конечно, нам крайне нужна. Кроме того, в последние годы городские власти занялись расчисткой и поддержанием в рабочем состоянии действующих ливневок, что позитивно сказалось на уменьшении подтоплений. Но, кроме масштабных работ, можно использовать и локальные очистные сооружения, системное внедрение которых серьезно улучшит ситуацию.

Кроме того, к решению проблемы можно подключить бизнес. У нас в городе огромное количество запечатанных поверхностей, тысячи квадратных метров заняты парковками. Есть хороший пример с торговым центром Оз Молл. Они по своей инициативе сняли асфальтовое покрытие в ряде мест и высадили деревья. Это позволяет воде уходить во время дождей. Данному примеру могут последовать и другие организации. Тем более, что технология "зеленых экопарковок", пропускающих воду, уже не первый год известна нашему городу. Многие предприятия внедряют ее на своей территории. Но этот процесс можно масштабировать.

Мирослав Валькович, со-координатор движения "Городские Решения":

— Проблема с затоплением Краснодара масштабная. Ее не решить без системного подхода с модернизацией водоотводящей инфраструктуры, которая уже давно не выдерживает кратно возросших нагрузок .

Точечно можно устранить подтопление конкретных территорий с помощью установки оборудования, создания технических резервуаров и т.д. Но даже на таком уровне это будет временная мера, поскольку близлежащие территории будут подтапливаться. А систему сообщающихся сосудов никто не отменял.

Городу нужны крупные инвестиции на миллиарды рублей. Я так понимаю, что это даже не вопрос к новому мэру. Ведь три предыдущих градоначальника уже прикладывали здесь усилия. А два из них даже избирались в Госдуму, и обещали лоббировать выделение городу денег.

Не поможет и внедрение концессионной системы, возможность которой обсуждал экс-мэр Андрей Алексеенко. Ливневки — это не трамваи и не канализации. За их использование горожане не будут платить деньги.

Сейчас вопрос, на мой взгляд, можно решить только на федеральном уровне. А поспособствовать этому может лишь активизация лоббистской работы со стороны краевого руководства. Но стоит иметь ввиду: даже если город получит заветные миллиарды на ливневку уже завтра, то для ее модернизации потребуется не менее трех лет. И чем больше оттягивается решение проблемы, тем больший масштаб она приобретает.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость