Всем выйти из тени: эксперт о преимуществах и подводных камнях статуса самозанятого

Что нужно знать человеку, выбравшему облегченную форму предпринимательской деятельности
Всем выйти из тени: эксперт о преимуществах и подводных камнях статуса самозанятого
Фото: ИА PrimaMedia

30 августа 2022. Количество самозанятых в России достигло 3,5 млн человек, что в два раза больше, чем в начале 2021 года. Тогда этот статус имели около 1,6 млн человек. О том, почему растет популярность такого вида занятости, какие преимущества он дает, и с какими трудностями сталкиваются предприниматели, специально для ИА KrasnodarMedia рассказал эксперт по налогам и финансист Дмитрий Гарматюк.

"Самозанятость — это выгодный налоговый режим для тех, кто работает сам на себя. В Краснодарском крае он начал действовать с лета 2020 года. Главное отличие от близкого статуса индивидуального предпринимателя — крайне упрощенная система налогообложения. Специалист платит 6% с дохода, если что-то продает или оказывает услуги юрлицам, или всего 4% для сделок с обычными людьми.

Кроме того, для самозанятых есть ещё налоговый вычет в размере 10 тысяч рублей, что де-факто снижает размер отчислений для выбравших этот статус людей. Больше нет никаких других обязательных платежей, и перечислений в фонды тоже не требуется. Это сильно упрощает жизнь самозанятых.

Оговорюсь, что воспользоваться данным режимом можно, если доход специалиста за год не превышает 2,4 млн рублей и нет наёмных работников. Кроме того, самозанятый не может вести деятельность, подлежащую лицензированию,

Зачем выходить из тени

По моему мнению, этот налоговый режим придуман властями не от хорошей жизни. У нас есть огромное количество людей, которые занимаются своим микробизнесом: пекари, парикмахеры, создатели хэнд-мейда, копирайтеры, строители, владельцы сдаваемых в аренду квартир, фотографы и видеооператоры, массажисты, мастера маникюра, швеи, визажисты, есть даже частные бухгалтера. Все они раньше не спешили становиться на налоговый учет, не желая платить множество разнообразных отчислений и тратить силы на многочисленные документы. Эти люди оставались в тени, что несло серьезные издержки. Например, при конфликте с клиентами, или при развитии своего бизнеса. Да и кредит в банке такие граждане получить не могли.

Отмечу, что самозанятыми являются люди с небольшим доходом, либо лица, имеющие помимо основной работы попутный, но относительно регулярный заработок. Или же хобби, которое с какого-то момента стало приносить доход.

В конце прошлого десятилетия государство поняло, что "загнать" всех представителей этой сферы под статус ИП не получится. Они работают "в чёрную", либо "в серую". Однако, совокупно в этих микробизнесах занято очень много людей. А значит, они генерируют ощутимую прибыль.

Ощутимые преимущества

Введение статуса самозанятых — это своеобразный компромисс между обществом и государством. Власть создала инструмент, который сейчас позволяет нескольким миллионам людей работать легально, платить небольшие отчисления и получать возможность для развития бизнеса. В обмен власть получила контроль за этой сферой и финансовые поступления от самозанятых.

Начнем с того, что стать самозанятым достаточно просто. Например, это можно сделать через раздел в приложении "СберБанк Онлайн" (6+), продукты других банков или через приложение "Мой налог" (6+) (от ФНС России). Через них вы сможете оформлять чеки для ваших партнеров и платить налоги. Делать это достаточно легко. Но вам потребуется ввести свой ИНН и паспортные данные, а также расчетный счет.

Добавлю, что статус самозанятых сильно облегчил жизнь арендаторов жилья. Раньше у них часто возникали проблемы с клиентами, которые не решались в суде из-за нелегальной работы. Теперь же за 4 % от дохода владельцы квартир могут работать "в белую". А значит, у них появилась возможность официально защищать свои права в суде в случае нарушений — например, порчи имущества или неисполнений обязательств по срокам проживания.

Вторая карточка "на всякий случай" и обязательный налог

Принято считать, что самозанятые в обязательном порядке должны иметь вторую карту. На самом деле это не так. Закон не требует отдельной карты. Да и при регистрации через "Мой налог" многие указывают основную карту.

Однако плательщики НПД предпочитают оформлять вторую карту для удобства — чтобы минимизировать риск блокировки. Если у самозанятого в день проходят десятки операций с небольшими суммами, то банк может посчитать это отмыванием денег и заблокировать карту. В таком случае действительно лучше оформить отдельный счет или воспользоваться банковскими виртуальными сервисами для самозанятых.

Но если ваш доход поступает нерегулярно, то риск блокировки невелик. Вопрос здесь в том, окупится ли приобретение второй карты.

Формально вопросы могут возникнуть и у налоговой, когда вы на одну карту получаете оплату за товары/услуги и зарплату от основного работодателя. Но пока таких проблем нет. ФНС очень сложно отслеживать и администрировать такие транзакции. Да им это не и нужно. Тем более, что речь идет о мелких суммах. А сам факт вашей регистрации в качестве самозанятого и периодической уплаты взносов показывает, что вы — добросовестный налогоплательщик.

А вот в случае неуплаты налога у вас могут возникнуть проблемы. Самозанятого, как и любого другого бизнесмена, ждет штраф на 20% от дохода. Кроме того, саму выручку придётся задекларировать и оплатить сбор. Но у меня нет данных о том, какую активность сейчас налоговики проявляют в данной сфере.

Подводные камни

Для самозанятых де-факто снижены требования по санитарным нормам. Де-юре они действуют так же, как и для ИП и бизнеса. Однако, в силу сложностей администрирования у самозанятых значительно меньше шансов нарваться на проверку контролирующих органов. Тем более, требования разработаны для нежилых помещений. Их выдерживать достаточно сложно тем, кто оказывает услуги у себя дома.

Интересно, что еще в 2019 года в Татарстане (одном из пилотных регионов по внедрению НПД) республиканский совет предпринимателей совместно с региональным Роспотребнадзором разработал упрощенные санитарные правила работы для самозанятых кондитеров. Эти правила передали на рассмотрение федеральному Роспотребнадзору. Но с тех пор о них ничего не слышно.

Однако, в случае возникновения спора с клиентом, никто от ответственности за некачественно оказанную услугу вас освобождать не будет. Стоит это помнить и стараться придерживаться правил. Даже если вас не проверяют.

Впрочем, сейчас основная проблема заключается в другом. Как оказалось, многие юридические лица не очень любят работать с самозанятыми. По старинке они предпочитают искать контрагентов среди ООО и ИП. То есть тех, кто работает с полным пакетом документов и имеет возможность заниматься лицензированной деятельностью.

Поэтому если вы собираетесь работать с юрлицами (например, в качестве бухгалтера или юриста), то лучше регистрироваться в качестве ИП.

Кроме того, если после старта ваше дело оказалось доходным сверх меры, то тоже стоит задуматься о статусе индивидуального предпринимателя. Планка дохода в 2,4 млн рублей на самом деле не такая уж большая. И если вы ее превысили, являясь плательщиком НПД, то налоговая гарантированно заинтересуется вами, сочтя это нарушением.

Впрочем, для тех, кто любит "подстилать соломку" — есть возможность зарегистрировать оба статуса. Но делать это стоит только тогда, когда у вас есть гарантированно высокая прибыль. Иначе статус ИП себя не окупит.

Ну, а людям, занимающимся бизнесом периодически или имеющим стандартно небольшие доходы, статус плательщика НПД дает хорошую возможность работать легально, но иметь минимальные издержки по налогам и оформлению документов", — рассказывает Дмитрий Гарматюк.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость