Селевые потоки, "море" на улицах: после сильных ливней в Сочи случился "вселенский потоп" Фото: пользователя Елена Керенская в соцсети "Вконтакте"
Сочи приходит в себя после масштабного потопа вызванного залповыми ливнями. В субботу за час на Курорте выпало 55 миллиметров осадков, многие городские улицы в мгновение превратились в бурный поток, последствия которого устраняют до сих пор. Не обошлось и без человеческих жертв. Следом за Сочи удара стихии ожидает Крымский район Кубани и Геленджик. О том, почему в регионе там разрушительны последствия ливней и подтоплений, а также о том, как минимизировать возможный ущерб, рассказал действующий депутат ЗСК, первый зампредседателя комитета по вопросам экологической безопасности и санаторно-курортного комплекса Андрей Булдин.
Природа против человека
"Проблема с подтоплениями не имеет одной простой причины и связана с целым рядом факторов. Важнейший из них — природный. Кубань — это регион, где в принципе может за день выпасть месячная норма осадков. От этого никуда не деться.
Более сложная ситуация в горных и предгорных районах края. Там залповые дожди периодически накладываются на сложный рельеф местности. Вода не распределяется однородно по всей территории, а скапливается в определенных местах, из-за чего некоторые территории могут накрываться масштабными потоками.
Кроме того, у нас уже с Геленджика начинаются субтропики. А Сочи в целом является регионом с высокой влажностью. Там есть ущелья, где наблюдаются высокие уровни осадков на территории Кавказа. Здесь свою роль играет и расположенное рядом море. Сочетание холодного воздуха с теплой водой приводит к образованию смерчей, которые уносят воду в горы. Поэтому на побережье Краснодарского края вызванные ливнями паводки могут быть особенно масштабными.
Это глобальная проблема, требующая комплексного решения.
Человеческий фактор
Безусловно, есть и определённый антропогенный фактор. Человек испокон веков строил города рядом с реками и морями. Это нормально. Но сейчас наши города покрыты асфальтом и бетоном, а также шифером крыш. Земля не впитывает воду. Соответственно, во время ливней вода несется в сторону моря или больших городов, образуя бурные потоки в местах с неровной местностью.
Одна из проблем — это неконтролируемая стихийная застройка, которая велась в наших городах в 90-е и нулевые годы. Тогда было понастроено много объектов в зонах подтопления и даже в руслах рек. Были забиты ливневки.
Если мы посмотрим затапливаемые территории, то в Сочи из года в год вода накрывает одни и те же улицы. Даже при небольших дождях. Схожая ситуация есть и в других муниципалитетах, включая Краснодар. Из-за отсутствия стоков вода упирается в препятствия и затапливает окружающее пространство.
К сожалению, у нас застройщики часто игнорируют этот фактор, что приводит к проблемам. Впрочем, свои частные дома в затапливаемых зонах строят и рядовые граждане. Мне доводилось общаться с гидрологом, который жаловался на постоянные наводнения и просил построить дамбу около своего жилья. Причем, дом он возвел прямо в излучине реки, на месте, которое затапливает во время сильного дождя.
Я знаю, что в некоторых городах России при строительстве учитывается роза ветров, чтобы обеспечить продуваемость для муниципальных пространств. А у нас до последнего времени не предусматривалось, как из городов будет уходить вода. Фактор сбора воды нужно обязательно учитывать при создании генпланов и комплексной застройке территории.
Однако абсолютизировать эту проблему не стоит. Я как уроженец города Туапсе, видел смерчи и подтопление огромное число раз. Причем, не только последние десятилетия, когда уже была массовая застройка. Но и в советские годы. На моей памяти масштабное наводнение 1991-го года в Туапсе и Лазаревском, когда вода смывала дома и затапливала мосты. Т.е. на территории края всегда были условия для возникновения масштабных потопов.
Власти наводят порядок
Соответственно нынешняя губернаторская команда все последние годы наводит порядок в муниципалитетах. Это и активизация работы по сносу незаконных строений и приведение в порядок отводящих воду сооружений и создание новых генпланов в городах Кубани, учитывающих особенности рельефа и водостока.
Отмечу, что у нас в крае была проделана большая работа по учету зон наводнений и подтоплений. На это край выделил порядка полумиллиардов рублей. Мы по всем пунктам определи зоны риска.
Сейчас разрабатываемые в муниципалитетах новые генпланы (включая Сочи), идут уже с учетом этого исследования. Кстати, эта работа была сделана по поручению президента Владимира Путина. Сейчас задача властей муниципалитетов — следить за тем, чтобы эти нормы применялись.
Что касается старых застроек — то здесь все сложнее. Там уже живут люди или работают предприятия. Снос вызовет массовое недовольство. Тут нужно смотреть. Если постройки создают серьезную угрозу жизни и здоровью граждан, то по ним нужно принимать решения", — считает Андрей Булдин.