16 мая 2022. Недавно в СМИ появилась информация о том, как водитель междугороднего автобуса Краснодар-Москва избил пассажирку за просьбу не курить. В эту ситуацию, как оказалось, попала руководитель общественного движения "Транспортная инициатива" Марина Репещук, которая поделилась подробностями той поездки. Зачем активистка поехала в Москву на автобусе, а не поездом, с какой целью встречалась с кубанским депутатом Госдумы, справедливороссом Дмитрием Гусевым, что ответили в Минтрансе РФ на депутатский запрос по поводу "серых перевозчиков" — в материале ИА KrasnodarMedia.
В путь до Москвы в конце марта Марина Репещук отправилась на автобусе не случайно — общественница хотела на деле проверить, как организованы перевозки пассажиров на дальние расстояния автобусами. Напомним, общественное движение "Транспортная инициатива" ратует за грамотное выстраивание маршрутной сети, соблюдение законодательства в сфере пассажирских перевозок и продуктивное взаимодействие с депутатами различных уровней, чиновниками, компетентными органами.
Началась поездка Марина с того, что в районе ТЦ "Красная Площадь" пассажиров посадили в семиместный легковой автомобиль, пообещав впоследствии пересадку в станице Новотитаровской в "большой автобус".
— Женщина-водитель фотографирует билет, паспорт не проверяет. Сидим в автомобиле полчаса. Он настолько мал, что пассажиры жалуются на состояние спины и ног. Перед отправкой появился ещё один пассажир, который якобы ходил по микрорайону имени Жукова, искал, как уехать в Москву, и совершенно случайно познакомился в половине двенадцатого ночи с пассажиром, у которого был билет, и тот рассказал о нашем рейсе, — восстанавливает хронологию событий Марина.
По словам женщины, рассаживающей пассажиров, этот маршрут существует уже около семи лет, и, дескать, все путешествующие всегда были довольны.
Пассажиров привозят в Новотитаровскую, час ночи — они ожидают тот самый "большой автобус". Документы у людей, следующих в Москву, так никто и не проверил. Посадка, вместо шести пассажиров в столицу едут семеро.
— Едем, водитель курит. Мой сидящий рядом пассажир уже понял, что нас обманули с комфортом, что большого автобуса не будет, что придётся дышать дымом сигарет, но молчит, терпит. Понизив голос, тихо говорит, что за таким наглым перевозчиком, возможно, кто-то стоит, — продолжает рассказ Марина.
По ее словам, автобус останавливали на двух блокпостах. На втором водитель, якобы, сказал, что везёт пассажиров по договору фрахтования — это заказные перевозки, и что есть список пассажиров. Однако, когда сотрудник в погонах заходит в салон, Марина пытается у него уточнить — действительно ли их везут по договору фрахтования, и слышит ответ от правоохранителя, что ему ничего об этом не известно.
Проверка показала, что у пассажира, который сел последним, просрочена отметка о регистрации — она закончилась 20 дней назад. Пассажира выводят из салона, доносятся фразы о каких-то исправлениях чернилами. Мужчину уводят. Из машины выходит водитель, идёт следом. Их долго нет. Наконец водитель и пассажир возвращаются.
Марина отмечает также, что, когда заправлялся автобус, пассажирам никто не предложил выйти, они остались сидеть в салоне. В салоне холодно. Печку водитель отказался включать. Еще деталь: к утру конденсат от дыхания пассажиров схватился на окнах льдом.
Вот за просьбу не курить и включить отопление Марина поплатилась. И пострадала за включенную камеру, чтобы зафиксировать поведение и слова водителя.
Разбитые очки — один из печальных итогов поездки. Фото: Из личного архива Марины Репещук
— Чтобы пассажир не фиксировал нарушения, применяются методы физического насилия и угрозы выкинуть пассажира посреди трассы. Синяки, температура, разбитые очки, испорченное настроение — таков итог "комфортной" поездки транспортом нелегальных перевозчиков. Мы были наслышаны о том кошмаре и бесправии, с которым не раз сталкивались пассажиры подобных рейсов, много крайне негативных отзывов можно найти и в интернете. Но реальность оказалась ещё хуже, — констатирует Марина Репещук, выступавшая в этой ситуации "тайным пассажиром", по аналогии с "тайным покупателем".
К каким же выводам пришла "Транспортная инициатива" после этой истории?
Во-первых, когда пассажир покупает билет на любом сайте-агрегаторе, то в расписании нет особых отметок о перевозчике — где регулярный и официальный, а где работающий по договору фрахтования, то есть, по идее выполняющий только заказные перевозки. Так называемых, заказных — "серых" — перевозчиков на таких сайтах вообще быть не должно, но их никто их не проверяет, агрегатору важна, по сути, лишь комиссия.
Количество "серых" перевозчиков постоянно растёт, считают общественники. Причина на поверхности — у такого перевозчика ответственности и требований по законодательству меньше и штрафы, соответственно, ниже. За одно и то же нарушение легальный перевозчик, обслуживающий регулярные рейсы, будет оштрафован до 300 000 рублей, могут и транспорт арестовать, а его недобросовестного конкурента оштрафуют всего лишь на 20 000 рублей.
"Транспортная инициатива": Нелегальному перевозчику невыгодно держать парк больших современных автобусов. Фото: Александр Хитров
Во-вторых, "серый" перевозчик экономит на всём, включая режим труда и отдыха водителя. Активисты вспоминают, как в 2020 году подобная экономия привела к трагедии: водитель автобуса, следовавшего из Краснодара в Крым, уснул за рулём. Тогда в ДТП погибли 9 человек, еще 9 пассажиров получили тяжелые ранения.
В-третьих, нелегальному перевозчику невыгодно держать парк больших современных автобусов. Условно говоря: можно взять транспорт поменьше и набить им пассажиров как сельдь в банку. Более того, возмущаются активисты, стала "нормальной" ситуация, когда пассажир, едущий на дальнее расстояние, включая поездку из Краснодара в Москву, путешествует либо сидя на своей дорожной сумке, либо вообще стоя — и такие случаи известны "Транспортной инициативе".
В-четвертых, буквально, скотское отношение к пассажирам не поддается никаким объяснениям. Задержка отправления — вплоть до нескольких часов, последующая гонка по трассе с целью нагнать время, невозможность выйти на остановках в туалет, за едой, за водой. Курение — вообще, отдельная история. Этим грешат многие водители "серых" рейсов, игнорируя жалобы пассажиров. Холод в салоне и физическое насилие, которое совсем не редкое явление в ответ на просьбы и требования путешествующих.
Пятое, и, пожалуй, едва ли не самое главное — полное несоблюдение правил антитеррористической безопасности. Водители берут посылки для передачи адресату в конечном пункте от незнакомых людей, у пассажиров не проверяют документы от слова "совсем". Увидев на федеральной трассе посты с правоохранителями, водители могут сойти с трассы, чтобы не "светить" себя и пассажиров с просроченными документами или вовсе без них.
При этом, констатирует Марина Репещук, проезд у нелегальных перевозчиков, порой, стоит даже больше, чем у официальных. За поездку, итогом которой стали синяки и разбитые очки, она заплатила 2 500 рублей. В тот же день билеты на регулярный комфортабельный рейс стоили 2 000 рублей. Обратная дорога с легальным перевозчиком до недавно открытого у ТРЦ OZ МОЛЛ остановочного пункта для междугородних рейсов обошлись Марине почти в 2 700 рублей, нелегалы в этот день просили за поездку 3 200 рублей.
— Понять, почему пассажиры, столкнувшись с беззаконием на междугороднем рейсе, предпочитают молчать, тоже можно, — считает Марина Репещук. — В течение поездки и я снимала видео, отвечающие и на эти вопросы. Угроза быть высаженным посреди пути, в неизвестной местности, на какой-нибудь просёлочной дороге, заставляет терпеть и мучиться. ️К сожалению, "эпидемия" нелегальных перевозок охватила всю страну. Кубань не исключение. Купить билет на рейс перевозчика-нелегала можно за пару минут — любой поисковик в Сети выдает множество вариантов.
С этой проблемой руководитель общественного движения обратилась к кубанскому депутату Госдумы, справедливороссу Дмитрию Гусеву, команда которого направила депутатские запросы в различные ведомства. Свой ответ прислал Минтранс РФ, ведет проверку и МВД РФ, куда тоже направлен запрос.
В ответе Минтранса говорится, что ко второму чтению рабочей группой Комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры совместно с ведомством готовится проект федерального закона N 814541-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную деятельность в сфере перевозок пассажиров и иных лиц автобусами и перевозок пассажиров городским наземным электрическим транспортом".
Прорабатываются, также, поправки к законопроекту, предусматривающие распространение действия статьи 14.1.2 КоАП РФ на все виды предпринимательской деятельности в области транспорта, допуск к которым осуществляется в любом разрешительном порядке — имеются ввиду получение лицензии на перевозку автобусами, получение разрешения на перевозки легковым такси, обязанность регистрации в реестре служб заказов легковых такси, обязанность регистрации в реестре организаторов совместных поездок и тому подобное.
"В последние годы резко увеличилось количество случаев заключения притворных сделок в целях осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом под видом перевозок по заказам (автобусами и легковыми автомобилями) или под видом перевозок легковыми такси. В результате, хозяйствующим субъектам, занятым в сфере регулярных перевозок, причиняется значительный ущерб", — констатировали в Минтрасе РФ.
Выявить эти указанные притворные сделки, считают в ведомстве, возможно только анализируя предложения о заключении соответствующих договоров, которые размещаются в средствах массой информации, на сайтах информационных агрегаторов и на сайтах операторов автоматизированных систем продажи билетов.
Минтранс отметил: статьей 14.1.2 КоАП РФ в редакции законопроекта предусматривается
признание незаконной предпринимательской деятельностью случаи пассажирских перевозок лицами, не наделенными таким правом официально.
"В силу ограниченных ресурсов уполномоченных федеральных органов государственного контроля организация мониторинга размещения предложений, содержащих признаки притворной сделки, исключительно их собственными силами невозможна", — сообщили в ведомстве, добавив, что поправками к законопроекту предусмотрено наделить правом фиксации подобных нарушений граждан. Отравлять аудио и видеозаписи можно будет, предположительно, через портал Госуслуг.
Активисты: В городе нужны специальные остановочные пункты для междугородних рейсов. Фото: Антон Балашов
— Что касается Краснодара, хотелось бы более жёсткого контроля Ространснадзора и других государственных органов к "серым" перевозчикам, — говорит Марина Репещук. — Мы понимаем, что город разрастается, и не всем удобно ехать на автовокзал в центр города. Например, во многих регионах активно применяется практика строительства специальных остановочных пунктов, транспортно-пересадочных узлов. Если бы подобные существовали в нескольких районах нашего города, то у пассажиров не возникало бы желания рисковать и надеяться на русское "авось". Мы призываем всех пассажиров быть внимательными и не проявлять беспечность. И помнить: ответственность за жизнь, здоровье, комфорт и безопасность лежит прежде всего на нас самих. Мы в этой истории точку не ставим…