6 мая 2022. Штраф на 5,3 млрд рублей за загрязнение Черного моря нефтепродуктами в районе Новороссийска — это уникальный случай для экологического правоприменения в Краснодарском крае. Сейчас Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) готовится оспорить решение краснодарского суда в вышестоящей инстанции. А опрошенные ИА KrasnodarMedia эксперты уверенны, что происходящее имеет не только региональную, но и федеральную подоплеку.
Многомиллиардный штраф присудили за разлив нефти, произошедший 7 августа под Новороссийском во время закачки на греческий танкер с морского терминала в селе Южная Озереевка. Процесс регулировала компания КТК, эксплуатирующая нефтяной трубопровод, идущий сюда из Казахстана.
Каспийский трубопроводный консорциум транспортирует на экспорт нефть с казахстанских и российских месторождений на шельфе Каспийского моря. Магистральный нефтепровод проходит от северо-запада Казахстана через Астраханскую область, Калмыкию, Ставропольский край до Новороссийска. Через систему КТК за весь период работы на мировые рынки экспортировали около 800 млн тонн нефти. Это основной экспортный маршрут казахстанской нефти, на которую приходится более 80% от прокачиваемых объёмов.
Руководство консорциума заявило, что разлив случился из-за неисправности внутреннего резинового слоя гидрокомпенсатора. По данным КТК, площадь нефтяного пятна составила 200 квадратных метров.
Беспрецедентный случай: что стоит за многомиллиардным штрафом КТК на Кубани . Фото: Александр Лященко, ИА PrimaMedia
Однако, по информации сотрудников РАН, площадь пятна оказалась в 400 000 раз больше — 80 квадратных километров. По оценкам экспертов, в акваторию Черного моря тогда попали тонны нефти. Вывод был сделан после изучения спутниковой фотосъёмки, которая демонстрировала невероятный размер пятна.
Как отмечает телеграм-канал "Туподар" (16+), загрязнения нефтью находили в течение нескольких дней на протяжении многих километров берега. А местные жители видели как группы мужчин в спецодежде после аварии обрабатывали кромки пляжей в районе Новороссийска и Анапы какими-то препаратами. Характерные загрязнения после ЧП отмечали в Кабардинке, Мысхако, Южной Озереевке, в Сукко под Анапой.
По факту загрязнения воды возбудили уголовное дело, кончившееся позже судебным разбирательством.
Разлив нефти. Фото: t.me/rt_russian (16
Примечательно, что о решении суда по взысканию штрафа в своем telegram-канале (12+) рассказала глава Росприроднадзора Светлана Радионова, добивавшаяся присуждения штрафной выплаты.
— Арбитражный суд Краснодарского края удовлетворил все требования Росприроднадзора в полном объёме. Каспийский трубопроводный консорциум выплатит 5,285 млрд рублей за ущерб природе", — сообщила Светлана Радионова.
Примечательно, что иск против консорциума был подан ведомством 25 февраля 2022 года. То есть с момента начала разбирательства до решения суда прошло всего два месяца.
Акционерами КТК являются: Российская Федерация — 31%, Казахстан ( "Казмунайгаз" — 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC — 1,75%) — 20,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company — 15%, LUKARCO B.V. — 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company — 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited — 7,5%, BG Overseas Holding Limited — 2%, Eni International N.A. N.V. — 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC — 1,75%.
Беспрецедентный случай: что стоит за многомиллиардным штрафом КТК на Кубани . Фото: Александр Хитров, ИА PrimaMedia
В КТК не согласились с данным решением и сообщили о планах оспорить его. В Консорциуме отметили: по вопросу объема попавшей в Черное море нефти и оценки ущерба с Росприроднадзором есть существенные и принципиальные разногласия. Ведомство утверждает, что в море попало 384 тонн нефти, а по данным компании утечка составила всего 69,1 тонну.
"Считаем, что примененные Росприроднадзором способы определения массы нефти не позволяют получить корректный результат по ряду причин. Например, РПН не учитывает технологические и конструктивные особенности Морского терминала АО "КТК-Р", в силу которых часть нефти, прошедшей через узел учета СИКН, показания которого РПН использует в своем расчете, физически не могла попасть в водный объект", — сообщили в компании.
По мению председателя краснодарского отделения "Зеленой лиги" Евгения Витишко, сумма штрафа не покрывает всех затрат, необходимых на восстановление морской акватории после масштабной аварии.
— По моему мнению, ущерб природе измеряется гораздо большей суммой. Поскольку часть нефтепродуктов попала на территорию заповедника Утриш. Скажу честно, непонятно, хватит ли этой суммы на компенсацию того огромного ущерба, который причинила природе данная авария.
Прочем, эколог признает, что размер штрафа уникален для истории природоохранной деятельности не только Краснодарского края, но и всего Юга.
Беспрецедентный случай: что стоит за многомиллиардным штрафом КТК на Кубани . Фото: PrimaMedia
— Этот случай является уникальным и в том плане, что впервые в суде удалось доказать масштабное загрязнение со стороны компании, работающей на Черном море. Ранее у нас были крупные разливы, однако либо штрафы были несоизмеримы для предприятий, либо виновникам и вовсе удавалось избегать наказаний. Эта история может стать серьезным прецедентом. Она показывает, что, несмотря на участие крупнейших игроков нефтяного рынка, Росприроднадзор в этой части был последователен, как и в Норильске.
В мае "Норильско-Таймырская энергетическая компания" (НТЭК, "дочка" "Норникеля") полностью выплатила рекордный штраф в размере 146,2 млрд руб., присужденный ей судом за разлив топлива под Норильском в мае 2020 года. Тогда произошла утечка более 21 тыс. тонн дизельного топлива. Как и в случае с аварией под Новороссийском размер ущерба тогда считал Росприроднадзор.
— Для Кубани это беспрецедентный по размерам штраф, — соглашается замглавы комитета Заксобрания Краснодарского края по вопросам экологической безопасности Андрей Булдин.
Московский политолог Павел Салин считает, что и данная история выходит далеко за пределы декларируемых сторонами вопросов.
— Уверен, что здесь не только одно измерение. Неправильно считать, что такой штраф выписан только за одно нарушение. Когда крупным игрокам выписываются масштабные штрафы — это всегда результат каких-то серьезных комбинаций. Здесь наверняка более сложные схемы. Такая же история была раньше с Норникелем. Когда речь идет о миллиардах рублей, то всегда есть федеральные интересы, — подчеркивает эксперт.
Как отмечает Евгений Витишко, серьезный вклад в исход судебного дела внесла лично глава Росприроднадзора Светлана Радионова.
— Видно, что для нее было важно, — делится эколог.
По словам Андрея Булдина, судебное решение — это показатель принципиальной позиции Росприроднадзора.
— Конечно, видно работу федерального руководства. Светлана Радионова как харизматичный лидер показала принципиальную позицию, чтобы штрафовать крупные компании на миллиарды, — отметил парламентарий.
Депутат подчеркнул: даже штрафы, чей размер на порядок ниже, все равно находятся на контроле центрального органа Росприроднадзора. Впрочем, политик также отметил профессиональную работу юристов ведомства и местных экспертов Росприроднадзора, сумевших оперативно зафиксировать нанесенный ущерб.
Примечательно, что авария у КТК случилась и в марте 2022 года после очередного шторма. Тогда сообщалось о повреждении двух из трех причальных устройств, которые позволяют загружать нефть в танкеры на значительном расстоянии от берега. Консорциум временно вывел их из эксплуатации для обследования и ремонта. В итоге возобновить отгрузку нефти удалось лишь в конце апреля.
Беспрецедентный случай: что стоит за многомиллиардным штрафом КТК на Кубани . Фото: Александр Хитров, ИА PrimaMedia
Евгений Витишко напоминает, что основную часть идущей через трубопровод нефти составляет "черное золото", добытое на Каспии в Казахстане. В связи с этим появились слухи, что отгрузка продукции могла быть приостановлена намеренно, и стать следствием геополитического противостояния России и Запада.
— Нынешняя ситуация может послужить посылом для закручивая гаек против некоторых предприятий загрязнителей. Но каких-то масштабных системных изменений в лучшую сторону я не жду.
С этой позицией не согласен Андрей Булдин, подчеркивающий, что в последнее время борьба по защите природы ведется активно на системном уровне.