29 января 2023. Многие жители Краснодара и гости кубанской столицы считают здание на пересечении улиц Гимназической и Красноармейской одним из самых красивых в городе. У него, как и у каждого исторического строения, есть своя история — местами занятная, местами трагическая. Историю "Гранд— отеля", тесно связанную с фамилией Губкиных, рассказывает ИА KrasnodarMedia.
19 век, 60-е годы — благодатный кубанский чернозем манил многих жителей центральной части страны. В это время и приехал сюда Поликарп Губкин — почти неграмотный, но деловитый, инициативный и с практичной жилкой.
Первым проектом Губкина стала парикмахерская, которую крестьянин оборудовал на легендарном Сенном рынке, бывшим своеобразным местом притяжения краснодарцев. Публика активно посещала заведение с забавной вывеской, изображавшей щёголя с залихватски подкрученными усами.
В жены Губкин выбрал девушку неглупую, из обедневшего рода — Катенька Хованская была милой и не менее энергичной, чем муж.
Парикмахерскую вскоре Губкин закрыл, и стал торговать бакалеей и металлической продукцией — возил он ее издалека, и из Москвы, и из Китая, куда ездил сам.
Еще спустя какое-то время бакалейная лавка выросла — появился магазин, который стал популярен среди жителей всего края. Магазин располагался рядом с другим, не менее известным зданием — домом купцов Богарсуковых.
Когда Губкин покинул этот мир, оставив жену и дочь, супруга не опустила рук и продолжила развитие дела. В частности, она инициировала достройку особняка, где находилась бакалея семейной четы. Итогом ее усилий стала роскошная и современная по тем временам гостиница, которая гордо именовалась "гранд-отелем". Богатейшая лепнина, башенки, "чешуя" металла на них — выглядело это дорого и по-новаторски.
Историческое здание известно также как "Гранд-отель мадам Губкиной". Фото: Общественное достояние
По разным источникам, в гостинце было от 20 до 36 богато убранных номеров. Строители расстарались на славу, а мебель была польского производства. Любили останавливаться в отеле военнослужащие высокого ранга — по долгу службы они прибывали в Краснодар в командировку.
В ресторане, которым также управляла ловкая мадам Губкина, играл живой духовой оркестр. Во дворе гостиницы — и это было очень необычно для того времени — работало свое, пусть и небольшое предприятие по выпуску консервированной продукции. Мадам считала, что ее постояльцам необходимо предоставлять лучшее питание.
Не нужно думать, что "заматеревшая" с возрастом девушка из обедневшего панского рода была "торгашкой" до мозга костей — Екатерина Михайловна очень много средств и сил вкладывала в благотворительные проекты. Для малышей-сирот она организовала первый в город ясельный детсад, этих же ребят она обучала, когда они подрастали, многим из них впоследствии нашла работу.
Пришедшие в город Советы не пощадили умную женщину, много сделавшую для развития Краснодара — она, буквально, оказалась вышвырнутой на улицу без средств к существованию. Имущество, конечно же, конфисковали в пользу советской власти. Известно, что Екатерине Губкиной удалось устроиться в те самые ясли, но пришлось уйти и оттуда. Дальше ее следы теряются, историки предполагают, что женщина умерла в нищете.
В конце лета революционного 1917 года в помещении особняка организовали зернохранилище.
Связана с "Гранд-отелем" и трагическая страница в истории Краснодара. Речь идет о белом генерале Лавре Корнилове, который скончался 13 апреля 1918 года.
Его похоронили под Краснодаром. Но уже через сутки, бойцы Красной Армии выкопали тело генерала из могилы и привезли в краевую столицу, в тот самый "Гранд-отель", где жил командирский состав.
Лавр Корнилов. Фото: Общественное достояние
На площади перед особняком уже собралась толпа. Слышались отборные ругательства в адрес умершего. Кто-то из толпы призывал остановить глумление над покойником, но эти голоса тонули в общем хаосе и криках разъяренной толпы. Больше двух часов издевались над телом погибшего генерала. С трупа сорвали все одежды, он был совершенно голым. Кто-то кричал, что тело надо бы разорвать на мелкие кусочки. И многие были готовы последовать этому призыву, но предупреждение с балкона отеля, что толпу расстреляют из пулемета, остановило вакханалию — народ отхлынул от истерзанного тела. Было решено вывезти его за город и сжечь. Издевательства продолжись по дороге за городскую черту. Во время сожжения солдаты тыкали труп штыками и подкладывали дров и соломы в огонь. Белый генерал не сдавался даже после смерти — сжечь тело в первый день не смогли и продолжили на второй…
В двадцатых годах прошлого века в здание отеля Губкиных находилась городская биржа труда и Кубанская ЧК. Потом его отдали под общежитие для студентов. После Великой Отечественной войны здесь расположился краевой архив, в начале семидесятых годов — музей-заповедник имени Фелицына.