Крутое пике: что ждет авиаотрасль после западных санкций и паузы с аэропортами Юга

В ситуации жесточайшего санкционного давления вся авиаиндустрия оказалась на распутье
#Санкции
Самолет МС-21
Фото: Владислав Костин, ИА IrkutskMedia

24 марта 2022. "Хотела на Канары, а везу тебя за МКАД", — в ситуации героини песни Gayazov$ brother$ за последний месяц оказалась значительная часть авиапассажиров России. После введения санкций Европа и США закрыли свое воздушное пространство, зарубежные компании-лизингодатели пытаются отозвать 500 самолётов, эксплуатируемые отечественными авиакомпаниями, на Юге России для полетов закрыто 11 аэропортов, включая Краснодар, а цены на авиаперелеты внутри России уже в скором времени могут увеличиться в полтора раза. О том, к чему авиаотрасль пришла на данный момент и какая ситуация может сложиться для нее в будущем — читайте в материале корр. ИА KrasnodarMedia Дмитрия Мирошникова.

Месяц воздушных ям

Авиаотрасль России подпала под санкции стран Запада ровно месяц назад. На фоне спецоперации России на Украине страны ЕС, США и Канады закрыли небо для самолётов из России, наша страна в ответ закрыла небо для 30 стран. Также крупнейшие мировые производители Boeing (США), Airbus (ЕС) и Embraer (Бразилия) приостановили поставки запчастей и техобслуживание самолётов российских авиакомпаний.

При этом, примерно половина из имеющихся в РФ иностранных самолётов не принадлежат российским перевозчикам, а находятся в лизинге (то есть ими владеют зарубежные компании). Из-за введённых ЕС санкций российские компании должны были до 28 марта вернуть все самолёты Airbus, а также любые самолёты, принадлежащие европейским лизингодателям.


Крутое пике: что ждет авиаотрасль после западных санкций и "паузы" с аэропортами Юга. Фото: Людмила Лата, ИА KrasnodarMedia

Санкции привели к тому, что "Аэрофлот" и другие авиаперевозчики объявили о временной приостановке всех зарубежных рейсов. Сейчас с внешним миром по воздуху Россию связывают только авиакомпании Китая, Турции и стран третьего мира.

Кроме того, после начала спецоперации РФ на Украине, свои посты покинули, помимо Полубояринова, экс-заместитель гендиректора "Аэрофлота" по стратегии, сервису и маркетингу Андрей Панов, экс-гендиректор "Победы" Андрей Калмыков, экс-председатель совета директоров "Шереметьево" Александр Пономаренко, экс-гендиректор подмосковного аэропорта "Жуковский" Томас Вайшвила.

Министр транспорта РФ Виталий Савельев отметил, что уход ряда топ-менеджеров в сфере авиации — "очень чувствительный вопрос", однако заметил, что не видит "незаменимости в этих кадровых решениях".

Около 800 самолетов отечественных авиакомпаний переведены в российский реестр воздушных судов, сообщил Виталий Савельев, выступая на комитете Совфеда по экономической политике. Он уточнил, что эти воздушные суда страхуют в российских перестраховочных компаниях и пытаются договориться с лизингодателями, но пока безуспешно.

"Мы уже перевели почти 800 машин", — приводит РИА Новости слова министра.

По его словам, 78 самолетов были арестованы за рубежом при полетах. Всего в 111 российских авиакомпаниях было 1 367 воздушных судов. Савельев, уточнил, что лайнеры были арестованы и в дружественных России странах — Турции, Азербайджане, Армении.

"Мы надежду не теряем и мы их не отдаем. Потому что отдать — означает оставить себя без авиации. Вы это понимаете, и поэтому такое решение правительство приняло", — подчеркнул Савельев.

По его словам, власти сейчас ищут возможность решить вопрос с поставками запчастей для самолётов и ориентируются на опыт Ирана, который под санкциями много лет — с 1979 года.


Крутое пике: что ждет авиаотрасль после западных санкций и "паузы" с аэропортами Юга. Фото: Людмила Лата, ИА KrasnodarMedia

Из-за арестов Boeing и Airbus российских авиакомпаний, за рубежом им приходится использовать на международных маршрутах российские Superjet 100, тогда как дальность их полетов ограничена, сообщил Савельев. В парках авиакомпаний 148 таких самолетов. Савельев напомнил о большой импортной составляющей этих бортов.

"Вот я вам говорю, мы летаем сейчас на 148 "Сухих" — "веером" пошли летать. А импортная составляющая там большая! А двигатель — Snecma (французский производитель). А что будет, если они выйдут из строя? Да, у нас есть ПД-8 — Минпромторг разработал, отлично! Но они хотят его ввести только в 2023 году, и я не могу их торопить, авиация — это безопасность", — заявил Савельев, слова которого приводит "Интерфакс".

Министр транспорта России признал, что лизинговые самолеты, оставшиеся у российских авиакомпаний, никогда не смогут вылететь за пределы государства (разве что в "дружественные страны").

"Они [эти самолеты] не будут обслуживаться на Западе, их даже не выпустят в силу того, что мы забрали чужую собственность", — сказал Савельев, выступая в Совете Федерации, сообщает RTVI. 

По его словам, на данный момент в РФ "летают 32 авиакомпании из 22 стран". Среди них бывшие советские республики, а также Турция, Марокко, Алжир, Индия, Венесуэла и другие.

Как отмечает "Коммерсантъ", единственный вариант продолжения полетов за рубеж без угрозы ареста судна — на SSJ 100. По данным ОАК, в коммерческих авиакомпаниях находится более 160 самолетов, еще 11 — в бизнес— и ведомственной авиации. Но юристы допускают, что отечественные лайнеры также будут арестовывать, если их эксплуатанты не вернут свои Boeing и Airbus иностранным собственникам к 28 марта, когда те обязаны их забрать по условиям санкций.

Пока же авиакомпании и аэропорты переводят своих сотрудников в режим простоя. Так, о переводе 40% персонала Шереметьево (6–7 тыс. человек) в режим простоя сообщили "Известия" со ссылкой на приказ генерального директора аэропорта Михаила Василенко.

В середине марта аэропорт Шереметьево закрыл два международных терминала E и D и приостановил использование третьей взлетно-посадочной полосы в рамках антикризисных мер в условиях снижения перевозок

Грустные прогнозы

Будущее авиационной отрасли будет решаться через неделю. Глава Минтранса РФ Виталий Савельев анонсировал проведение 29 марта совещания по авиации с президентом РФ Владимиром Путиным, пишут РИА Новости.

Впрочем, уже сейчас эксперты прогнозируют дальнейшие сложности работы авиаотрасли.Так тот же Минтранс понизил прогноз пассажиропотока российских авиакомпаний в текущем году. Выступая накануне в Совете Федерации, Виталий Савельев сообщил, что при благоприятном развитии ситуации объем авиаперевозок в 2022 году может составить до 90 миллионов человек, отмечает "Интерфакс". 

При этом, еще в начале февраля в Минтрансе прогнозировали, что пассажиропоток российских авиакомпаний в 2022 году превзойдет результат допандемийного 2019 года, когда было перевезено 128 млн человек.

По словам Савельева, после введения антироссийских санкций из 114 зарегистрированных в РФ авиакомпаний — три не смогли подтвердить сертификаты летной годности. Но 111 авиакомпаний "вполне достаточно", считает министр. Также он отметил, что 32 авиакомпании из 22 стран мира продолжают летать в РФ. "Особенно хорошо" летают арабские перевозчики, к примеру, Emirates, сказал Савельев.

Аналитики ВТБ Капитала спрогнозировали, что цены на билеты российских авиакомпаний в 2022 году вырастут минимум в 1,5 раза, а спрос на перелеты при этом упадет на 20%. Средняя стоимость билета, согласно обзору аналитиков, вырастет с нынешних 9 тыс. руб. до 14 тыс. руб.

Такие прогнозы основаны на ожиданиях двукратного роста стоимости авиакеросина и ослабления рубля, которое приведет к повышению в 1,5 раза цены лизинга самолетов (по большей части это лизинг у зарубежных компаний). Расходы на топливо и лизинг вместе составляют две трети от всех затрат авиаперевозчиков, отмечается в обзоре.

Рост авиабилетов предсказал и глава Минтранса. Выступая накануне в Совете Федерации, Савельев сообщил, что в летнем сезоне из-за высокого спроса авиабилеты традиционно подорожают, "но ненамного".

Завихрения на Кубани и по-соседству

Режим временного ограничения полетов в российские аэропорты Юга и Центральной части России был продлен 24 марта. Воздушные гавани Краснодара и Анапы закрыты до 1 апреля 2022 года 03:45 часов по московскому времени. Напомним, что авиагавани всего ЮФО и ряда городов ЦФО были закрыты с начала спецоперации на Донбассе. Исключение в Южном федеральном округе составили лишь аэропорты Волгограда и Сочи (в последнем приостановка была, но продлилась недолго). А вот в Ростове, Симферополе и Воронеже аэропорты тоже закрыты.


аэропорт Сочи. Фото: пресс-служба администрации Сочи

Росавиация рекомендовала российским авиакомпаниям организовать перевозку пассажиров по альтернативным маршрутам, используя ближайшие работающие аэропорты : Сочи, Ставрополь и Минеральные Воды. По всем вопросам обмена, возврата авиабилетов, переноса вылета в другие аэропорты также следует обращаться в авиакомпании, отмечают в ведомстве.

"Аэропорт Сочи продолжает работу в штатном режиме в качестве временного хаба для гостей Кубани. Воздушная гавань выполняет рейсы по всей России, а также в зарубежных направлениях. Обо всех изменениях, включая возможное продление закрытия аэропортов после 1.04.2022, будет сообщено на официальных сайтах аэропортов и социальных сетях", — скупо комментируют информацию в пресс-службе холдинга "Аэродинамика", обслуживающего кубанские аэропорты, в ТГ-канале (16+) компании.

Сейчас 40% сотрудников аэропорта Краснодара и 18% персонала воздушной гавани Анапы перевели в режим простоя. В основном это работники наземного обслуживания судов, службы авиационной безопасности и организации перевозок. При этом работникам сохранена зарплата в размере 2/3 от оклада, а также ожидаются дополнительные выплаты. Кроме того, в холдинге уточняют, что аэропорты Краснодара и Анапы не планируют сокращать персонал. Сейчас в воздушных гаванях ведутся работы по подготовке к летнему сезону.


Геленджик. Фото: пресс-служба аэропорта Геленджик

Добавим, что на паузу поставлена и работа аэропорта Геленджика, принадлежащего группе компаний ВТБ. О ситуации на этом предприятии пока не известно.

Ситуацию с аэропортами по просьбе ИА KrasnodarMedia прокомментировал руководитель одной из компаний, связанной с отраслью авиаперевозок.

"К сожалению, видения того, как будет развиваться ситуация, у нас нет. Когда откроются авиаперевозки — непонятно. Все мы следим за СМИ и ждем положительных новостей. Но пока их нет", — сетует управленец в комментарии ИА KrasnodarMedia.

Санкционный бумеранг

Впрочем, как подчеркивает глава российского Минтранса, меры по закрытию воздушного пространства над Россией принимались зеркально закрытию воздушных пространств иностранными государствами.

"Мы ждали, как поведут себя другие государства. Великобритания закрыла — мы тоже закрыли, и так далее", — заверил Виталий Савельев.

Министр транспорта РФ предрек международным авиакомпаниям миллиардные убытки.

— Для иностранных авиакомпаний из-за закрытия транссибирских воздушных магистралей полет удлинился на 2−3 часа в зависимости от точки вылета. А керосин подорожал. Потери авиакомпаний составят 2−3 миллиарда долларов в год, — заявил глава Минтранса.

Мнение эксперта

По просьбе ИА KrasnodarMedia ситуацию с российской авиаотраслью прокомментировал следящий за ней финансист и частный инвестор Дмитрий Гарматюк.

"На текущий момент очень сложно сказать точно, поможет ли перерегистрация бортов из офшоров в российскую юрисдикцию (это не смена собственника, а лишь изменение страны, где самолет стоит на учете), ведь во многом, текущая ситуация отталкивает нормы логики и права, а на первый план выходит популизм и политическая воля.

Непонятно, как будет проходить техническое обслуживание самолетов. Обход санкций, которые были наложены, точно можно найти, например, используя сервисные центры Азиатских стран, если ситуация затянется, но возникнет проблема со временем. Самолеты проходят мелкое техобслуживание ежедневно, некоторые узлы обследуются раз в неделю, а некоторые раз в 12-24 месяца , и график продолжительного обслуживания (длится 2 недели) расписан заранее, и получится ли включить в них дополнительные объёмы — большой вопрос. Что касается наших российских Сухого Суперджета и МС-21, то мощность заводов не позволит ускорить их производство, плюс до сих пор не сертифицирован российский двигатель для Суперджета. Могут быть проблемы с поставкой авионики.

Как мне кажется, ситуация поставлена на паузу, и все ждут окончания или приостановки спецоперации в Украине, после которой несколько спадет напряжённость и станет ясно, как работать дальше. Ведь вся мировая авиастроительная отрасль прочно завязана друг на друге, полностью, самостоятельно все детали для своих самолетов, не производит ни одна страна в мире, везде кооперация.

Аэропорты Юга России точно будут закрыты до конца операции. Надеюсь, она закончится в скором времени. Иначе начнутся проблемы с загрузкой гостиниц по всему побережью края и потери туристической отрасли, которая в любом случае пострадает из-за инфляции. Ведь многие совершили предзаказы на летний отдых еще в конце осени, начале зимы", — поделился своим мнением эксперт. 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость