20 февраля 2022. По данным Генпрокуратуры РФ телефонное мошенничество в общей структуре преступлений за минувший год "отвоевало" себе около 26 % от всех совершенных в РФ. Статистика неутешительна и на Кубани, и в Краснодаре в частности. Жители края теряют миллионы со своих банковских счетов, пополняя "копилку" преступников, которые в достижении цели становятся все изощрённее. Откровения жертв телефонных преступников, почему, по мнению психолога, люди ведутся на эти "разводы", как не купиться на хитрые уловки аферистов, и советы юриста в ситуации, когда со счета "уплыли" деньги — в материале корр. ИА KrasnodarMedia Ирины Ленской.
— Летом прошлого года раздался звонок на мой сотовый. Мужчина представился — он сотрудник банка, и назвал этот банк, — рассказывает 52-летняя жительница Краснодара Ольга Н.— У меня в этом банке и правда открыт счет. Причем, основной, я им пользуюсь часто. По словам звонившего, они заметили, что в моей учетной записи сменился номер мобильного телефона. И назвал мне этот номер — я понятия не имела чей он, кто мог это сделать, мысли сразу взразброд. Кроме этого мне сказали, что кто-то также оформил заявку на кредит на мое имя!
Естественно, женщина сказала, что никакой заявки на кредит она не оставляла. Сотрудник перевел женщину, якобы, на службу безопасности банка. Дальше с Ольгой общалась девушка. Она просит Ольгу явиться лично в отделение банка, где она когда-то заводила счет, мотивируя это тем, что кредит, дескать, оформить на нее пытается сотрудник этого отделения и служба безопасности хочет его "вычислить".
Во время разговора со службой безопасности Ольге поступает звонок на вторую линию — это звонит уже, якобы, следком, и мужской голос говорит и без того замороченной женщине, что в городе наблюдается массовый слив банковских данных. Он посоветовал слушаться службу безопасности, а на следующий день попросил прийти к следователям — дать показания.
Итак, служба безопасности продолжает давать указания Ольге — женщине следовало ехать в отделение банка, а кроме этого девушка на линии давала точные инструкции как себя вести в учреждении.
Ольга должна была подойти к менеджеру и уточнить, есть ли заявка на ее имя на получение кредита. Если да — следует оставаться на месте до тех пор, пока менеджер не оформит кредит, это и будет значить, что наконец-то вычислен сотрудник, сливающий информацию.
Ольга так и поступила. Менеджер сообщил, что да, заявка на кредит в 300 тысяч есть, он одобрен, после чего сотрудник бантка оформил его и деньги тут же поступили на счет Ольги.
Далее, девушка из службы безопасности по телефону велит Ольге снять все деньги с карты — дескать, чтобы не платить проценты. После чего Ольгу направили к другому отделению банка и предложили внести деньги на спецсчет— теперь уже для закрытия кредита.
— Как умело они пудрили мозги, — вздыхает Ольга. — Все снятые мною деньги мне было велено внести на разные счета по разным номерам телефона — почему меня это не насторожило?! Они назвали это "страховыми ячейками"! То есть, мошенники, как я теперь понимаю, оперировали терминами, в которых я мало что понимала. Пока я вносила деньги, меня по телефону уверяли, что деньги в этих "ячейках" заморозятся и будут поступать в счет оплаты долга по кредиту, и дескать, я ничего не буду должна банку.
После перевода средств Ольге велели ехать домой.
Поскольку длилось все уже не один час, мозги Ольги начали "вставать на место". Она пыталась позвонить на номер банка, указанный на обороте пластиковой карты, и со второго раза ей это удалось. Специалист теперь уже настоящего банка ответил, что никакие средства на ее счет не поступали, и что, скорее всего, она стала жертвой мошенников.
Ольга, конечно же, обратилась в полицию. Приложила все документы, что смогла — выписку со счета, чеки с платежных терминалов о перечислении.
Банк по заявлению Ольги позже провел свою проверку, и никаких утечек информации не выявил.
Ольга успела сменить место жительства и переехать с Урала в Краснодар, а расследование ее дела всё продолжается. Она продолжает платить банку взносы за кредит, который не брала.
Точно в такой же ситуации оказалась 49-летняя Оксана Т. Схема отличалась незначительно и принцип был все тоже. Ей также звонили по цепочке: сотрудник банка, служба безопасности, оперуполномоченный, снова сотрудник банка, снова из службы безопасности. Итог тот же: навязанный кредит, растворившиеся на чужих счетах деньги, еще и собственные средства женщину заставили перевести на якобы секретный счет, куда "не доберутся мошенники".
— У меня высшее образование, и я никогда не считала себя глупой, тем более, что о подобных историях неоднократно слышала, — делится Оксана. — И я позже пыталась понять, как мне смогли так задурить голову, что я повелась на вот это все? Мошенники все время используют слова "быстро", "решительно", они подталкивают совершать действия, не тратя время на их обдумывание, — с горечью признается женщина, потерявшая более 170 тысяч со своего счета, и чуть больше 250 тысяч рублей навязанного кредита.
И таких случаев, как рассказывают в полиции Кубани — все больше и больше.
Летом прошлого года в краевой столице мошенники обманули местную жительницу на 1,4 млн рублей. Это ж как надо было давить на женщину, чтобы она оформила кредиты сразу в нескольких банках, а потом перевела эти средства на 73 (!) телефонных номера, которые ей заботливо продиктовали аферисты…
— В ходе беседы мошеннники убедили женщину: ей необходимо оформить кредиты, обналичить деньги и внести на якобы безопасные счета. Злоумышленники уверяли — все эти действия гарантированно обеспечат безопасность средств. Потерпевшую также убедил звонок "сотрудника полиции", заявившего, что правоохранители работают над полученной от сотрудников банка информацией, и рекомендовали женщине выполнять указания "специалистов банка", — поделились подробностями в пресс-службе ГУ МВД по Краснодарскому краю.
Миллиона лишился еще один житель Краснодара, также поверивший телефонным мошенникам, представившихся ему сотрудниками банка — ему сообщили, что неизвестные хотят обналичить средства с его счета. Чтобы их "обезопасить" мужчина снял деньги и внес их на счет, продиктованный мошенниками.
Осенью прошлого года жители Новороссийска лишились только за сутки в общей сложности более миллиона рублей — по тем же самых схемам со звонком "из банка".
В ноябре 2021 года на телефон 72-летней жительницы Туапсинского района Кубани позвонил мужчина и, представившись сотрудником финансового учреждения, сообщил о том, что ее банковский счет будет "заморожен". Чтобы не потерять свои сбережения злоумышленник порекомендовал потерпевшей перечислить денежные средства со своего счета на "безопасные" ячейки. Мужчина назвал номера счетов, на которые пенсионерка перевела свои сбережения в общей сумме более 17 миллионов рублей. Это самый крупный ущерб, причиненный мошенниками в Краснодарском крае.
Жители края теряют миллионы со своих банковских счетов. Фото: Александр Ратников
По всем этим ситуациям возбуждены уголовные дела по статье УК РФ "Мошенничество".
— Думаю, не ошибусь, если скажу, что в таких случаях больше всего пострадавших среди женщин в возрасте 50 лет и старше. Это одна из самых уязвимых категорий в силу разных причин, хотя конечно же, никто от такого не застрахован, — говорит психолог Анна Беспалая. — Что делают мошенники? Они "бьют" на самые сильные чувства людей. Вам разве не было бы страшно потерять все свои накопления? Они давят и на ответственность — дескать, с вашего счета пытаются увести деньги преступники, помогите нам их изобличить, и человек не понимает, что собственно с преступником он сейчас и общается. И не забывайте, что эти схемы телефонного обмана — они не с бухты-барахты, на другом конце провода могут находиться либо профессионалы, либо обученные профессионалами люди. У них есть скрипты разговоров, есть четкие инструкции как вести себя с жертвой. Все просчитано: необходимый уровень убеждения вкупе с изрядной долей агрессивных манипуляций, и тому подобные нюансы, не оставляют шанса сопротивляться даже очень неглупым людям.
Психолог советует заранее, во-первых, написать себе памятку и хранить её на видном месте: что я буду делать, если мне позвонят из "службы безопасности" банка? Например: я положу трубку, достану свою карту и посмотрю номер телефона банка на карте, позвоню в банк и узнаю, действительно ли звонок был от них и так далее.
Во-вторых, стоит потренироваться брать паузы, например: я не буду принимать важных решений, пока не сделаю три глубоких вдоха. Этого может хватить, чтобы прийти в себя, и не подчиниться мошенникам — их инструкции как раз рассчитаны на быстрое выполнение действий, чтобы человеку некогда было подумать.
В-третьих, стоит привлечь к разговору кого-нибудь еще. И даже если дома никого нет — можно постучать к соседям, пусть они станут свидетелями или участниками разговора, есть большой шанс, что с чужой помощью получится дать отпор аферистам.
Эксперты говорят, что именно со стороны банка, то есть причастные по-настоящему к финансовой организации мошенники действую крайне редко таким образом — сотрудников прогоняют через регулярные проверки постоянно. Настоящие мошенники могут взломать почту людей, или запустить удаленно на их компьютере или в смартфоне вредоносное программное обеспечение — если, конечно, человек перешел по присланной в спаме ссылке, например. А дальше они получают доступ к личным кабинетам, профилям и могут, действительно, менять контактные данные гражданина, и пытаться оформить на него кредит. Но в этом случае, нужен личный визит жертвы в банка, а на это поведутся не все, поэтому схемы становятся проще по количеству действий, которые должна сделать жертва, но сложнее по психологическому воздействию на нее.
Что делать тем, кто пострадал от аферистов в таких ситуациях?
— Деньги вам могут вернуть либо через суд, либо через банк, — говорит юрист Вадим Соловьев. — Первое, что вы должны сделать — обратиться именно в банк. Пишете заявление, в котором требуете возврата средств и проведения внутреннего расследования. Можно в свободной форме изложить случившееся, желательно с указанием временных интервалов — это пригодится банку, указываете свои данные и прикладываете копии всех документов, которые могут подтвердить ваши слова.
Если мошенники писали в мессенджер, продолжает юрист, нужны скриншоты переписки с ними, пригодятся скриншоты с телефонной книги смартфона, где видны вызовы и номера с которых они были сделаны, чеки о переводе денежных средств на те самые "ячейки безопасности" через банковские терминалы — словом, всё, что есть. Главное, отправить все это в банк либо заказным письмо с уведомлением, либо, что лучше — отнести лично и получить на своей копии входящий номер.
Вторым шагом, говорит эксперт, и чаще — параллельным — следует подать заявление в полицию, с теми же самыми доказательствами, что вы собрали для банка.
Далее, через 10 рабочих дней банк даст ответ: была ли утечка данных или нет. Если была — деньги вернутся на счет быстро, если нет— вы увидите в ответном письме, скорее всего, совет обратиться в правоохранительные органы.
Если полиция не может найти мошенников — обращайтесь в суд, советует юрист следующий шаг. Необходимо составить иск о снятии с вас долга и возмещении денежных средства на счет. Если суд встанет на сторону пострадавшего, то может обязать банк снять задолженность, если на сторону банка — потерпевший может подавать апелляцию в вышестоящую инстанцию.
По мнению специалистов, единой практики судебной в таких делах нет, все зависит от каждого случая конкретно, и чаще всего, роль играет наличие доказательств того, что человек пострадал от рук мошенников. А раскрываемость таких дел является очень низкой.
В 2021 году на территории Краснодарского края зарегистрировано более 14 тысяч фактов мошенничества, совершенного с использованием средств мобильной связи и интернета. Из них почти 3 700 преступлений — те самые телефонные звонки якобы от сотрудника службы безопасности банка. На сегодняшний день полицейскими Кубани уже установлено 667 лиц, подозреваемых в совершении IT-мошенничества.
— В Краснодарском крае для общения с потерпевшими начали стремительно распространяться способы совершения хищений денег с использованием услуг IP-телефонии. Сигнал передается через интернет, и используемый при этом номер не имеет ничего общего с обычными городскими или абонентскими номерами операторов связи. Регистрация на использование услуг IP-телефонии может осуществляться дистанционно, через интернет, без предоставления каких-либо документов, подтверждающих личность пользователя, — рассказали корр. ИА KrasnodarMedia в пресс-службе ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
На сегодняшний день полицейскими Кубаниуже установлено 667 лиц, подозреваемых в совершении IT-мошенничества. Фото: Александр Ратников
Особую сложность, подчеркивают правоохранители, представляет дополнительное использование злоумышленниками программ по подмене номера, отображаемого при звонке потерпевшему. То есть, номер, предоставленный в качестве используемого оператором услуг IP-телефонии при звонке потерпевшему, никак не регистрируется. В детализации телефонных соединений отображается только подменный номер, при этом номером, который используется в качестве подменного, может пользоваться вполне себе реальный человек или организация.
В полиции констатируют: в большинстве случаев к лицам, совершившим мошеннические действия, избирается мера пресечения, не связанная с лишением свободы, что в дальнейшем позволяет им совершать новые преступления.
Зачастую при расследовании таких уголовных дел, при истребовании информации о принадлежности IP-адресов, посредством которых осуществлялось администрирование интернет-сайтов, выясняется, что они находятся вне юрисдикции Российской Федерации, что делает практически невозможным получение установочных данных, значимых для расследования уголовного дела.
Самое важно, и эти советы уже набили оскомину, о них трубят соцсети, СМИ и другие источники, ими пестрят релизы правоохранителей и памятки банков — никогда, никому, не при каких условиях не разглашать CVC/CVV код, что указан на обратной стороне карты. Никакой передачи кодов подтверждения, что пришли через SMS, никаких разглашений логинов и паролей от личного кабинета на сайте или в приложении. Никогда настоящие сотрудники банка не будут спрашивать паспортные данные, номера счетов и договоров — им не нужны личные данные клиента и действия с его стороны со счетом, чтобы подтвердить операцию или отменить ее, а служба безопасности банка и вовсе не звонит клиентам финансовых организаций — уже почти хрипят правоохранители. Но их не слышат, увы. И обманутых жертв становится все больше…