21 января 2022. Краснодарский край является флагманом туризма в России. Ежегодно курорт посещают более 17 миллионов отдыхающих. Многие эксперты и рядовые граждане отмечают, что качество оказываемых услуг в санаторно-курортной отрасли за последние годы заметно улучшилось. Однако немало отдыхающих, в том числе и кубанцев, предпочитают проводить свой отпуск за границей. А одним из самых популярных направлений для отдыха является Турция. О том, чему турбизнес Краснодарского края может поучиться у своих заграничных коллег — с ИА KrasnodarMedia поделилась кубанская бизнесвумен в сфере недвижимости, долгое время прожившая в Турции, Лариса Седеф.
Лариса Седеф. Фото: Из личного архива Л. Седеф
"Для начала оговорюсь, что я не хотела бы выступать сугубо с позиций критики региона. Кубань — это мой дом, где я живу и работаю. Здесь приятная атмосфера и прекрасные люди. А курорты Краснодарского края — наверное, лучшие в России. Но мне есть с чем сравнивать. И я вижу те преимущества, которые имеет турецкий турбизнес. Чтобы добиться успеха, всегда стоит стремиться к качеству и брать пример с тех, кто добился его. Кубанским отелям, ресторанам и экскурсионным компаниям есть куда стремиться. И турецкий опыт тут может оказать существенную помощь.
Пример Турции хорош, поскольку наши народы в чем-то похожи друг на друга. Да и турецкие отели являются излюбленным местом отдыха для многих моих земляков. Кроме того, эта страна находится относительно близко от нас. Лететь из Краснодара в Стамбул по времени меньше, чем в Москву — час с небольшим.
Чем же качественно отличается отдых в Турции от отдыха на Кубани? В первую очередь, это сервис. Конечно, Краснодарский край довольно большой. И спектр предложений в Сочи сильно отличается от спектра предложений в условной Голубицкой. Но если мы берем наиболее типичную проблему наших курортов, то это качество оказываемых услуг и отношение к клиенту со стороны персонала. А вот для турбизнеса Турции в целом характерно высокое качество.
Этим, кстати, Турция отличается и от других стран. В Таиланде, Малайзии и Сингапуре сервис будет похуже. И персоналу в ОАЭ и Египте есть куда стремиться. В Европе вас обслужат неплохо, но само поведение сотрудников, на мой взгляд, там будет чуть заносчивым.
В Турции же почти всегда (исключения бывают, но крайне редки) гостям будут стараться помочь и угодить. Как в сфере туризма, так и в остальных отраслях. Это не какое-то раболепие перед клиентами, а особый подход, когда вас обслуживают по высшему разряду вне зависимости от того, какова толщина вашего кошелька. В целом там довольно открытые и гостеприимные люди.
Тогда как в Краснодарском крае, как мне кажется, отношение к клиентам "хромает". Пока даже просто улыбаться постояльцам или покупателям у нас научились только на побережье края. А, например, в курортном Горячем Ключе, с этим, я считаю, до сих пор проблемы. Но даже на побережье вы можете нарваться на хамство в гостинице или магазине. С подобным мне, скажем, приходилось сталкиваться в Анапе. Почему-то наш персонал по сложившейся с советских времен привычке предпочитает демонстрировать свое превосходство над клиентом. В том же Сочи эта черта постепенно уходит в прошлое. Но, по-прежнему, встречается.
Еще одно очевидное преимущество Турции (как, впрочем, и других центров заграничного туризма) — это услуга "всё включено". Это реальное преимущество как для постояльцев гостиниц (тем более, если речь о пляжном формате отдыха), так и для самих отелей, которые за счет массовости и гарантированных клиентов получают прибыль. Особенно, когда в гостинице находятся иностранные клиенты. У нас постепенно формат "все включено" получает распространение. Но часто, к слову, если говорить о питании, сам набор блюд довольно куцый. Еще одна проблема, с которой я сталкивалась в отелях Кубани и России — формат "все включено, но не совсем". Вы либо можете набрать какое-то ограниченное количество блюд, либо подойти к столу один раз. В итоге такая экономия, по моему мнению, выглядит очень жалкой. И многие постояльцы просто отказываются от услуги и идут питаться в обычные кафе.
Также, важным отличием является знание языка. В крупных отелях, торговых центрах или туристических достопримечательностях Турции вы без проблем найдете русскоговорящих сотрудников. Будет там и персонал, хорошо говорящий на других распространённых языках мира. А вот у нас на побережье хорошо, если персонал обучен, хотя бы, основам английского языка. В итоге это становится проблемой для заграничных постояльцев, не владеющих русской речью. Хотя это очень важно, когда у вас есть стабильный трафик постояльцев из-за границы.
В целом, я думаю, что одна из главнейших проблем туротрасли Кубани — это завышенная стоимость всего вкупе с желанием экономии. Такое ощущение, что каждый второй-третий отель вот-вот закроется. У нас стараются экономить на еде и дополнительных услугах в гостиницах (предлагая их по завышенным ценам), на качестве номеров, количестве уборок, стройматериалах этих самых отелей. Философию значительной части владельцев нашего бизнеса я бы охарактеризовала фразой "лишь бы заработать". В итоге люди, как мне кажется, наживаются на клиентах один раз, но теряют возможность сделать их постоянными посетителями.
Хочется пожелать, чтобы наш туристический бизнес учился у Турции и становился более конкурентоспособным и клиентоориентированным", — поделилась своим мнением Лариса Седеф.