11 октября 2021. За последние годы сельское хозяйство России прочно вошло в центр внимания государства — перед ним ставят амбициозные задачи, его успехами гордятся политики, государство реализует масштабные программы поддержки отрасли. Тем не менее, отрасль развивается неравномерно. Сдерживающим фактором для роста является масштабная проблема дефицита кадров, считает экономист, автор Телеграм-канала (16+) "Теплица" Роман Иноземцев. Специалист подробно рассказал о том, какие риски есть в данной области и поделился предложениями по их преодолению в эксклюзивном интервью корреспонденту ИА KrasnodarMedia.
"Вот цифры: в 2021 году, по прогнозу Минсельхоза, в России ожидается урожай зерновых и зернобобовых в размере 127 млн тонн, что в полтора раза больше, чем в 1991 году и в два раза больше, чем в 2000 году. Производство курицы и индейки в России, вообще, выросло в разы, как по сравнению с 1991 годом, так и по сравнению с 2000-м. Производство яблок в стране удвоилось к 1991 году и утроилось к 2000-му году. Но производство свинины в России за 30 лет выросло лишь на 26% (трехкратный рост по отношению к 2000 году). Производство говядины — втрое меньше, чем в 1991 году и на четверть меньше, чем в 2000-м. Производство молока за 30 лет сократилось на 35% и находится сейчас на уровне 2000-го года, достигнув наименьших показателей в 2013 году.
Мы наблюдаем противоречивые тенденции: что-то растет, порой очень активно, а что-то, наоборот, деградирует. Однако при ближайшем рассмотрении можно обнаружить, что растут, в основном те направления, где либо малый производственный цикл (птицеводство), либо меньшая потребность в кадрах, а производительность труда легко повышается за счет применения новой техники, семян и препаратов (растениеводство). Направления, в которых требуется больше персонала, а производственный цикл длиннее, показывают себя слабо. Это касается, прежде всего, разведения крупного рогатого скота (КРС) и животноводства вообще (кроме курицы).
И вот тут мы и подходим к корню проблем нашего сельского хозяйства: нехватки кадров. Причем, кадров именно квалифицированных. Соответственно, направления, где эту нехватку можно компенсировать техническими средствами, мы наблюдаем рост производительности и рекордные показатели. Там же, где в силу специфики производства, это сделать труднее, мы наблюдаем, в лучшем случае, стагнацию или умеренный рост.
Нехватка кадров ставит под угрозу успехи агропрома России — экономист. Фото: ИА PrimaMedia
Но даже этот рост является внутренне противоречивым. Например, прогнозируемый урожай в 127 млн тонн зерновых и зернобобовых. Такой же урожай был собран в РСФСР в 1977 году. Только в РСФСР средняя урожайность по стране составляла 17,1 ц/га, а сегодня она составляет 26,3 ц/га. Иными словами, такой урожай был получен с площадей, больших в полтора раза. В настоящий момент, площадь под посев составила 79,6 млн га, что на 25,5 млн га меньше, чем в 1990 году и на 35 млн га меньше, чем в 1980 году. Отсылки к показателям "развитого социализма" неслучайны — они показывают, что очень многие проблемы сельского хозяйства возникли отнюдь не в 1990-х. Этим проблемам более полувека.
И более полувека у нас в стране проходит процесс оттока людей из сел и малых городов в мегаполисы. В первую очередь в крупные города уезжают наиболее активные, и наиболее образованные люди, а сельским хозяйством остаются заниматься те, кто в городе в силу разных обстоятельств не прижился. Неслучайно все без исключения породы КРС, выведенные в СССР, отличала низкая производительность, но высокая устойчивость к плохим условиям содержания.
Именно поэтому наилучшим образом у нас развиваются те направления, где не нужно большого количества квалифицированных кадров. Речь, прежде всего, о растениеводстве, где более высокий результат чаще сопряжен с вложениями в технику, семена, удобрения, СЗР и т.п., чем с людьми, соответственно, потребность в кадрах там гораздо меньше.
Но даже эти направления не смогут существовать в отрыве от развития остальной страны. В обезлюдивших местах проблематично выращивать что-то на полях, т.к. техника требует определенной инфраструктуры: дороги, АЗС, сервисные центры для обслуживания техники, вышки мобильной связи и т.п. Их кто-то должен обслуживать и при этом зарабатывать, а работая лишь на нужды полей, трудно постоянно зарабатывать.
Таким образом, в долгосрочной перспективе и на макроэкономическом уровне нашему сельскому хозяйству нужно развивать те направления, где высокая потребность в рабочих руках, иначе сокращение обрабатываемых земель со временем пересилит рост производительности и мы получим сокращение уже того, что сегодня радует нас рекордными показателями.
Нехватка кадров ставит под угрозу успехи агропрома России — экономист. Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края
Плюс, свои коррективы вносит научно-технический прогресс: появляющиеся инновации в области цифровизации, работы с данными и искусственного интеллекта радикально сокращают потребность в рабочих руках, прежде всего, в розничной торговле, которая традиционно считалась главным потребителем трудовых ресурсов постиндустриальных экономик. Иными словами, мы можем получить, обезлюдившие деревни на фоне "человейников", набитых безработными. Таким образом, развитие сельского хозяйства (прежде всего, животноводства как основного потребителя рабочих рук на постоянной, а не сезонной основе) как инструмента репопуляции малых населенных пунктов становится все важнее. Однако именно дефицит профессиональных кадров ставит под угрозу успехи агропрома России, достигнутые в последние годы.
Чтобы сделать то, что нужно и правильно в долгосрочной перспективе выгодным и полезным еще и в краткосрочной. Государство, на данный момент, старается все решить деньгами, субсидируя производство молока, процентную ставку по кредитам, помогает в составлении бизнес-планов.
Однако ответственные чиновники недооценивают степень деградации отечественного животноводства, которое испытывает катастрофическую нехватку квалифицированных кадров. Финансовая поддержка в такой ситуации начинает напоминать литье воды в бездонную бочку. И хоть в России сейчас реализуется национальный проект "Производительность труда и поддержка занятости", он фактически не занимается вопросами села. Прежде всего, потому, что основным критерием для участия в программе повышения производительности труда является выручка в 400 млн рублей, характерная для крупных хозяйств. Плюс, проект не курируется Минсельхозом, из чего можно сделать вывод, что в приоритете у него — промышленность.
Теоретически, участниками этой программы могут стать и аграрии, крупные агрохолдинги. Но последние не должны рассматриваться как локомотив развития животноводства.
Для села же важно, чтобы было максимально возможное число игроков. На то есть несколько причин, сдерживающих развитие конкуренции:
Таким образом, простое финансовое стимулирование приведет лишь к надуванию пузырей вроде ростовского "Евродона" (который, в итоге, с шумом обанкротился). Необходимо повысить эффективность и производительность труда и, как следствие, рентабельность животноводства. Для этого нужно, чтобы в отрасль пришли специалисты.
Нехватка кадров ставит под угрозу успехи агропрома России — экономист. Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края
Те самые специалисты, которые по окончании сельскохозяйственных вузов устраиваются работать не по специальности, потому, что не хотят работать за низкую зарплату, вследствие чего аграрии вынуждены пользоваться услугами консультантов при фирмах по продаже с/х товаров, чья задача не решить проблему агрария, а продать товар из линейки фирмы.
Теоретически проблему может решить консалтинговая компания, которая ничего не продает кроме своих услуг по зоотехническому и ветеринарному сопровождению хозяйства, исследованиям и аналитике производственных и экономических показателей хозяйства, помощи во внедрении новых технических средств и производственных практик. Именно сторонняя компания сможет привнести на первоначальном этапе мозги и технологии в животноводство, а также вернуть студентов с/х вузов к работе в отрасли.
Но в идеале стоит стремиться, чтобы зарплаты специалистов росли и аграрии прирастали квалифицированными кадрами — тогда мы увидим уверенный рост не только по урожаю пшеницы или подсолнечника, но и по надоям и по мясу, а заодно опустевшие места центральной части России вновь станут оживленными", — считает экономист Роман Иноземцев.