Урбанист Валькович: Продолжим бороться с любовью чиновников к бессмысленным сооружениям

Общественник рассказал, как возник проект 7 улиц и почему он нужен для Краснодара
1 Мирослав Валькович: Мы хотим вернуть людям городское пространство в центре Краснодара
Фото: из личного архива Мирослава Вальковича

18 июня 2021. Мирослав Валькович — один из самых известных активистов в Краснодаре, который сегодня активно принимает участие в решении многих проблем, добиваясь реализации значимых для города изменений. О своей деятельности, движении "Городские решения" и проекте "Семь улиц" он рассказал в эксклюзивном интервью корр. ИА KrasnodarMedia.

Мирослав, расскажите про движение "Городские решения", одним из основателей которого вы являетесь. Когда оно возникло и какие цели преследует?

— "Городские решения" вместе с Григорием Корневым мы создали в 2013-м. Нас вдохновил опыт Варламова, Каца и других урбанистов. Мы объединили реальные проблемы, возникшие тогда перед городом: автомобильные пробки, вырубка деревьев и т.д. То есть урбанистикой системно я занимаюсь последние восемь лет.

При этом, за реализацию общественно значимых идей я боролся и раньше, занимаясь политикой. Собственно, политика меня интересовала не как способ достижения власти, а как возможность позитивно менять ситуацию и создавать из Краснодара красивый и удобный для людей город.

Одна из главных целей "Городских решений" — просветительство. Мы рассказываем людям про урбанистику, показываем альтернативные решения для развития города. Еще занимаемся популяризацией идей улучшения городского пространства и инфраструктуры.. Можно наглядно наблюдать, как у людей меняется отношение к преобразованию городской среды. Например, возникает понимание необходимости развития пешеходных зон в городе.

Наша глобальная задача — развитие городского пространства, превращение города в место, комфортное для жизни, работы и отдыха. Для этого недостаточно одних дизайнерских решений. Необходимо трансформировать транспортную инфраструктуру, создавать новые зеленые зоны и сохранять старые, бороться с массовой застройкой там, где она не нужна. А также функционально переосмысливать городские пространства. Последнее сейчас происходит в центре Краснодара, в районе семи улиц и будущего исторического квартала.

Кто является членами движения? Что нужно сделать, чтобы попасть туда?

— Наша организация — не массовая. В ее составе около десяти человек. Это профессионалы в разных областях деятельности или глубоко погруженные в проблемы активисты. Отрадно, что бывший участник нашего движения —  Наталья Машталир — сейчас работает главным архитектором города. Мы продолжаем с ней взаимодействовать.

"Городские решения" не только рассказывает о существующих проблемах города, а предлагает конкретные проработанные решения, основанные на серьезных исследованиях. Отсюда и название движения. Чтобы стать его членом, нужно любить Краснодар, а также уметь генерировать идеи, описывать их и добиваться решения проблем.  Профессионализм участников для нас важнее количества людей.

— Какими проектами движение занимается сейчас? И каких результатов в работе вам удалось достичь?

— Главное достижение: смена парадигмы общества и власти, которые поняли необходимость качественного развития города.

Наши идеи нашли свое отражение в недавно принятом генплане Краснодара, а также озвученной властями весной концепции "Новой городской мобильности". Кроме того, предложенная нами идея "Наземки" была взята на вооружение губернатором Кубани Вениамином Кондратьевым в качестве проекта "Городской электрички". А на месте скобяного рынка должен появиться Транспортно-пересадочный узел.

Но у нас много и локальных достижений, когда власти прислушались к  мнению "Городских решений". Например, при нашем участии подземный переход напротив универмага "Краснодар"  (на пересечении улиц Красной и Одесской) был продублирован надземным. Там долгое время маломобильные группы населения переходили проезжую часть дороги. В итоге, сейчас этот переход  пользуется  большой популярностью у горожан.

В нашем активе еще несколько надземных переходов, велодорожек, светофоров. Из последних достижений — это внедрение разнонаправленного движения по ул. Коммунаров, что снизило здесь трафик и сделало более комфортным для жителей эту территорию.

— В последнее время неоднократно приходилось слышать утверждения, что "Валькович подыгрывает мэрии". Впрочем, хватает и тех, кто считает вас жестким оппонентом городской власти. А как обстоят дела на самом деле?

— Сначала по поводу моего отношения к городской власти. Я работу городской администрации оцениваю 50 на 50. Какая -то часть работы администрации города и лично Евгения Первышова у меня вызывает одобрение. Но есть многое, с чем я не согласен.

К сожалению, до сих пор не налажена работа по уходу за зелёными насаждениями и контроль за частными перевозчиками. Мы продолжаем бороться за исправление ситуации. 

Я и "Городские решения" не работаем в повестке мэрии, а боремся за то, чтобы мэрия реализовывала нашу повестку. Благоустраиваются "Семь улиц" — отлично, создается исторический квартал в центре — замечательно. Иногда нам приходилось сражаться с чиновниками, а есть инициативы мэрии, против которых мы боролись и продолжаем бороться. Например, строительство подземных переходов — это ненужный, крайне затратный и вредный пережиток. Мы продолжим бороться с "любовью" городских чиновников в Краснодаре к подобным бессмысленным сооружениям.

Те, кто обвиняют меня в ангажированности, либо крайне слабо знакомы с моей деятельностью, либо крайне предвзяты. На протяжении долгих лет я добиваюсь конкретных вещей: развития и охраны исторического центра, создания пешеходных зон, защиты Карасунских озер, ограничения вырубки деревьев, развития общественного транспорта, внедрения выделенных полос и велодорожек, а также многого другого.  

За это время у нас поменялся градоначальник, а мэрия пересмотрела свою позицию по целому ряду значимых для города  вопросов. При этом, диалог мы вели еще с администрацией Владимира Евланова. Мы продолжим вести его и после ожидаемого ухода в Госдуму Евгения Первышова. Власть меняется, а приоритеты для развития города остаются.

Единственное, что поменялось за последние годы — у меня появилось больше возможностей влиять на происходящие в городе процессы. Сейчас я состою в общественных советах при городском Департаменте транспорта и Центре озеленения, рабочей группе по проекту "7 улиц". Потихонечку, шаг за шагом получается улучшать ситуацию.

Напомню, что в прошлом году "Городские решения", а также движения "Помоги городу" и "Транспортная инициатива" вместе опубликовали манифест "Краснодар, удобный для жизни". Документ описывает ключевые принципы, подходы и проекты, реализации которых мы хотим добиться от чиновников и депутатов.

К сожалению, многие вопросы у нас решаются только на федеральном уровне. Поэтому, остается ждать, что в стране произойдет ряд серьезных изменений. В том числе, в сторону децентрализации регионов и муниципалитетов, изменения межбюджетных отношений, усиления роли местного самоуправления. На точечные решения городских чиновников влиять получается. Но законных инструментов для необходимых изменений федеральной повестки сейчас, к сожалению, не много.

— Расскажите подробнее про проект "7 улиц". Как вы сейчас взаимодействуете с мэрией по данному вопросу?

— Проект этот имеет долгую историю. Еще в 2014-м году "Городские решения" предложили создать новый городской округ "Екатеринодар" как альтернативу переименованию города, которое тогда продвигал экс-мэр краевой столицы Владимир Евланов. По нашей задумке, округ должен был располагаться в границах исторического поселения, иметь ограничение на высотную застройку и развиваться как пешеходный туристический центр. Тогда власть не поддержала нашу идею.

Однако к ней сейчас фактически вернулся мэр Евгений Первышов, который сначала инициировал создание исторического квартала рядом с домом купца Лихацкого, а затем вместе с Натальей Машталир выступил инициатором проекта "7 улиц".

Поскольку "7 улиц" фактически являются продолжением нашей инициативы, то мы активно поддерживаем проект и участвуем в его разработке, корректировке, дорожных картах и т.д. Кстати, порой, приходится критиковать городскую власть и в этом плане. Например, перекрытие на выходные улицы Рашпилевской являлось преждевременной мерой. Рад, что власть прислушалась к нашему мнению и голосам других общественников, и отменила свое решение.  

А вот за перекрытие на выходные улицы Красноармейской, которую в народе уже прозвали "Барной", я выступал еще несколько лет назад. Практика показывает, что наша инициатива постепенно приобретает все большую популярность. А недавно при нашем участии владельцы расположенных здесь кафе стали устанавливать  на улице столики, делая место еще более привлекательным для горожан.

Собственно, Красноармейская и примыкающая к ней улица Чапаева (краснодарский "Арбат"), где сейчас сузили проезжую часть, являются экспериментально-подготовительными для реализации всего проекта. Если эксперимент с ними будет признан удачным (а я на это очень надеюсь), то затем настанет очередь благоустройства для остальных улиц: Пашковской, Рашпилевской, Красной, Коммунаров.

— Зачем в принципе нужен этот проект? Что вы скажете критикам из соцсетей, которые обвиняют власти города и урбанистов в прожекторстве?

— Еще раз подчеркну, что речь не идет о полном перекрытии этих улиц для автотранспорта. Такой вариант рассматривался только для улицы Чапаева по просьбе местных жителей. Но о его реализации сейчас речь не идет. Цель проекта — расширить пешеходное пространство за счет оптимизации городского пространства, когда проезжая часть уже по факту была односторонней из-за сплошных "диких" парковок.

Опыт Москвы доказал, что расширение пешеходных зон и благоустройство пространства дает дополнительный ресурс в развитии города, делает его более удобным для местных жителей, бизнеса и туристов. В мире еще ни один город-миллионник не избавился от пробок и транспортных проблем без ограничения автомобилепользования в центре. Успех достигается только тогда, когда вводят "дорожную диету". Но существуют разные пути.

Например, в ряде китайских мегаполисов существует практика аукционов на автономера. А в некоторых городах сейчас, в принципе, проблематично зарегистрировать автомобиль. В Японии перед покупкой автомобиля ты должен доказать наличие парковочного места, которое может стоить значительно больше машины. В Европе также ограничивают въезд. Его делаю либо платным (такой вариант обсуждался и в Москве), либо полностью пешеходным, либо существенно повышают стоимость парковок. Все зависит от конкретных особенностей.

Как мы знаем, Краснодар большую часть своего существования был компактным городом, без широких улиц, без плотного городского движения. Серьезно расти в размерах он начал только после Великой Отечественной войны, а количество личного транспорта здесь резко увеличилось лишь в конце 20 века. Город просто не предназначен для огромного объема зарегистрированных в нем автомобилей. А большая часть улиц (одно-, двух— и  четырёхполосных) спроектирована и до сих пор проектируется по стандартам, предполагающим значительно меньший объем трафика. Такой город просто физически не способен переварить существующее количество автомобилей. А значит нужны ограничения, чтобы вернуть город в естественное состояние.

— Так значит глобальная цель проекта "Семь улиц" — ограничение движения автотранспорта?  

— Нет. Еще раз повторю, что в центре многие дороги уже сейчас являются фактически однополосными, поскольку полоса слева и полоса справа по проезжей части по-сути стали стихийными парковками. Причем, иногда машины на них стоят неделями, месяцами.

Мы же хотим вернуть людям городское пространство в центре Краснодара, использовать его более эффективно. Чтобы вместо постоянно припаркованных машин там ходили пешеходы, ездили велосипеды и самокаты, устанавливали летние кафе сл столтками. Но это лишь одна из задач проекта.

На самом деле проект "7 улиц нужен для того, чтобы функционально пересмотреть роль центра Краснодара. Мы хотим создать такие условия, чтобы у людей не было потребности приезжать в центр города на личном авто. Чтобы им удобно и комфортно было бы перемещаться на общественном транспорте. Чтобы центр Краснодара стал пешеходным, как, например, в Москве и Петербурге, во многих городах Европы.

Бизнес, заточенный на большой автотрафик, должен переезжать на периферию и участвовать в ее развитии. А освободившиеся места должны занять компании, рассчитанные на пешеходно-туристическую инфраструктуру: хостелы, кафе, рестораны, культурные центры, выставки, театры, небольшие магазины, стрит-ритейл.

Этот процесс уже несколько десятилетий идет во многих городах мира. Краснодар тут не уникален. Это история на несколько десятилетий, по итогам которой города становятся более комфортными, а их жители — более счастливыми.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость