Замерзший ребенок изменил мое сознание: как кубанский спасатель учит детей выживать

Инструктор по детско-юношескому туризму помогает подросткам быстро ориентироваться в непредвиденных ситуациях
Замерзший ребенок изменил мое сознание: как кубанский спасатель учит детей выживать
Фото: Из личного архива А. Рязанова

26 июня 2022. Официальная статистика гласит — каждый год в России пропадает около 70 тысяч человек. Утешительные данные — примерно 80% пропавших людей удается найти в течение месяца, двух. Если говорить о возрасте детей, которые уходят из дома в силу разных причин — это 7-10 лет. Большинство из них, к счастью, находят живыми. Пугающие цифры — большинство пропавших детей, которые исчезли в природной среде, не смогли выбраться из воды и утонули. Как научить детей построить укрытие и разжечь костер в проливной дождь? Что нужно делать, если потерялся и остался один в дремучем лесу? Как остановить кровотечение и не поддаваться панике в сложной ситуации? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью журналисту ИА KrasnodarMedia  дал спасатель краснодарской краевой аварийной службы спасения "Кубань-СПАС",  инструктор по детско-юношескому туризму Александр Рязанов.

— Александр, ореол спасательной службы сегодня тускнеет, много критики, да и в целом в наше время модно быть юристом, экономистом, заниматься бизнесом. Что же повлияло на Ваш выбор профессии?

— Наша профессия непростая, пусть подвергается критике и не пользуется популярностью, но она нужная: мы одними из первых спешим на помощь.

Вначале была служба в армии, потом служба по контракту, воевал в Чечне. Участвовал в штурме Цхинвала, многих других военных операциях, о которых не принято говорить. Вернувшись домой, пытался найти себя и понять, в каком направлении двигаться дальше по жизни. Но осталась тяга к горам, к лесу, походам.Наверное, благодаря способностям выживать в экстремальных условиях, ноги сами и привели в спасательную службу "Кубань-СПАС". Помню, как тепло меня встретил начальник Петр Викторович Шепельков, профессионал своего дела, удивительный человек.

За годы работы узнал много нового и интересного. В армии, например, оказанию первой помощи учат поверхностно,  а в службе спасения это основа основ. Практически каждый день мы учимся чему-то новому: от горной подготовки и умения управлять моторной лодкой, до психологии. Кстати, в нашей работе очень важно быстро найти подход к человеку, особенно, если он находится в стрессовой ситуации.


Замерзший ребенок изменил мое сознание: как кубанский спасатель учит детей выживать. Фото: Из личного архива А. Рязанова

— Возможно ли успокоить человека, который только что стал свидетелем страшного события или потерял близкого?

— Сложно, но возможно. Наша задача как раз и состоит в том, чтобы суметь подобрать нужные слова. Размышлять некогда, надо говорить, говорить и говорить… Человек в самые страшные для него минуты может впадать в такую панику,  в такой стресс, что вывести его из этого состояния крайне сложно.

Казалось бы, проговариваем банальные истины: "Вам есть, ради кого жить, вас дома ждут дети, внуки, муж. Вы обязаны встать и идти, несмотря на боль в сердце". Человеку в такие минуты важно слышать другого. Но жалеть его ни в коем случае нельзя, будет хуже. Помню, ДТП на трассе с участием микроавтобуса: пострадала молоденькая девушка, у которой оторвало нижнюю губу, и она буквально висела на коже. Естественно, у нее шоковое состояние и безумные крики: "Я останусь уродиной на всю жизнь" — тоже можно понять. Пока ей оказывали первую помощь, я бесконечно твердил, что такая красивая девушка обязательно вернется к нормальной жизни, как и прежде, а маленький шрамик на лице от операции никто и не заметит. Помогло, постепенно она успокоилась и уже не так сильно, как в первые минуты, переживала за внешний вид. Она поняла главное— осталась жива. Повторюсь — главное успокоить: нога обязательно заживет, губу зашьют, боль пройдет…

— Какой случай из вашей практики навсегда останется в памяти?

— Наводнение в Крымске сложно забыть: столько погибших людей, среди них были и дети. Нам удалось спасти бабушку, которая зацепилась рукой за люстру, когда дом наполнился водой. Так и держалась  — ждала помощи. Чудеса бывают! А в одном из домов, судя по обстановке, праздновали день рождения — повсюду воздушные шарики, яркие ленты. Когда мы вошли внутрь, поняли, что живых здесь найти не получится — повсюду строительный мусор, бревна, которые, очевидно, внесло огромным напором воды в дом. Страшно? Конечно, очень страшно находить под завалами тела детей…

Еще одна трагедия произошла в районе Горячего Ключа, где обнаружили замерзшим ребенка. Он словно перевернул моё сознание…Мальчик примерно 7-8 лет со школы с друзьями отправился домой. По дороге остановились на речке,  играли, естественно, промокли. И как большинство детей его возраста — испугался взбучки от мамы. Родители был в разводе.  Ребенок побоялся идти к маме и решил, что папа сильно не отругает. К нему-то он и побежал в соседнее село, будучи в мокрой одежде. Смеркалось, стало холодать, мальчишка сбился с пути.  Мы искали его три дня, надеясь каждую минуту, что найдем живым. В таких ситуациях плохие мысли гонишь прочь…Мы нашли его недалеко от железнодорожных путей. Он сам снял с себя верхнюю одежду. Так происходит, когда человек замерзает. Смотрел на него и сердце разрывалось от боли — ему жить да жить. Я понимал — он ни в чем не виноват и, обладай мальчуган хоть какими-то знаниями о пребывании в лесу, мог остаться в живых.

Этот и другие трагические эпизоды, и подтолкнули меня к освоению новой специальности — инструктор по детско-юношескому туризму.  


Замерзший ребенок изменил мое сознание: как кубанский спасатель учит детей выживать. Фото: Из личного архива А. Рязанова

— Вы работаете со школами? Или как дети Вас находят? 

— Спасательная служба в рамках реализации одной их образовательных программ работает со школами, безусловно. Водим детей в походы, учим ориентироваться на местности. Что касается меня,  то я с детства живу в Юбилейном микрорайоне Краснодара. Здесь меня многие знают. Периодически  взрослые обращаются за помощью, приводят на обучение детей. Те, кто побывал в нашей команде раз, приходят еще. Дети привлекают своих друзей, одноклассников, работает "сарафанное" радио.  Зачастую пишут мне в социальных сетях.

К сожалению, большинство детей действительно понятия не имеют, как вести себя в лесу, если отстали от взрослых во время похода за ягодами-грибами или просто заблудились, потеряв друзей. Если они будут обладать элементарными знаниями, как я уже говорил, у них будет огромный шанс на спасение. Это важно.  

— Чему конкретно вы учите детей? 

— Первое правило — не поддаваться панике. Если в лесу были с взрослыми и внезапно потеряли их из виду, следует остаться на месте и не пытаться самому выйти из леса. Учу, как ориентироваться на местности с помощью компаса, как быстро построить укрытие и отфильтровать воду. Объясняю, что даже в проливной дождь есть возможность разжечь костер и согреться, высушить одежду. Элементарно — почти никто из детей не в курсе, да и многие взрослых, как правильно ставить палатку. Всегда говорю им: выбрали место, посмотрите наверх, нет ли сухих веток, которые при сильном ветре могут обрушиться на палатку и придавить людей. А еще посмотрите вниз: вдруг на этом участке находятся муравьиные тропы или мышиные норы, обитатели которых всю ночь будут "хоровод водить", создавая дискомфорт людям.

Кроме того, дети должны знать о способах оказания первой медицинской помощи. Рассказываю о видах кровотечений и средствах для их остановки. Также учу принимать решения в нестандартных ситуациях, показываю, как "завести" сердце. К слову, мальчишки и девчонки серьезно относятся к проведению реанимационных действий. По пульсу они учатся определять, остановилось сердце у человека или нет и уже после этого — массаж сердца. Часто родители присылают видео, где видно как дети оттачивают мастерство уже дома, самостоятельно. И хочу заметить, у них отлично получается. В такие моменты мне становится за них гораздо спокойнее.

— Сегодня многих мам обвиняют в неправильном воспитании мальчиков, которые не то, что шнурки не умеют завязывать, молотка в руках не держали, не говоря о выживаемости в лесу. Что бы Вы посоветовали женщинам?

— Процесс воспитания, понятно, сугубо индивидуален для каждого. Однако соглашусь в некоторых моментах — встречаются современные мальчишки, которые действительно не знают, как правильно завязать шнурки или даже подтянуть рюкзак. Видел таких ребят. Но проблема здесь в другом— научите их выполнять эту "сложную" задачу, и проблем у него по жизни станет меньше.

Мы оберегаем детей от трудных жизненных ситуаций, заботимся о них и пытаемся всегда быть рядом. Время идёт, малыши растут и становится понятно, что не всегда мы, родители, сможем оградить их от всех невзгод — при всём желании.

Возникает вопрос, что нужно сделать для того, чтоб мой ребёнок был готов к жизненным испытаниям?  Ответ: передача ОПЫТА и ЗНАНИЙ. Опыт предков, ваш личный опыт, знания приобретенные в процессе жизни — вот,  что защитит вашего ребенка, сделает его сильней и крепче.

— Спасибо за беседу!

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость