Ставка не только на тёлочек: деньги в молочную отрасль Кубани должны прийти с мозгами

Поднятую недавно губернатором проблему прокомментировали эксперты
Проблемные берега молочных рек: почему на Кубани телочки в дефиците
Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края

12 апреля 2021. Пока молочные продукты продолжают дорожать на прилавках магазинов, жители Кубани продолжают жаловаться на их качество. И это не удивительно, ведь произведённые бурёнками "напитки" сильно востребованы не только в крае, но и во многих других регионах. Впрочем, хватает проблем и у региональных животноводов. Внимание к ним недавно привлек своими хлёсткими словами губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. О том, что происходит в молочной отрасли региона, и в каких мерах поддержки она нуждается ‒ разбирался экономический обозреватель ИА KrasnodarMedia

Проблемы с тёлочками

Вопросы развития животноводства и производства молока руководством края поднимаются регулярно. Однако в начале апреля рутинное выступление главы региона Вениамина Кондратьева по вопросам надоев молока внезапно оказалось в центре внимания соцсетей и некоторых федеральных СМИ. Блогеров и журналистов привлекли слова губернатора, о том, что Краснодарскому краю "нужны тёлочки". Речь шла о наращивании поголовья крупного рогатого скота, способного обеспечить регион молоком.


Рутинное выступление главы региона Вениамина Кондратьева по вопросам надоев молока внезапно оказалось в центре внимания соцсетей. Фото: Пресс-служба администрации Краснодарского края

Примечательно, что медийщики в основном проигнорировали часть фразы про то, что в регионе мало молока и то, что руководитель региона, назвав ласково коров "тёлочками", предлагает исправить эту ситуацию за счет увеличения поголовья.

Как отмечал ранее министр сельского хозяйства Кубани Федор Дерека, местным животноводам приходится ежегодно покупать 2,5 тысячи телок и нетелей, 60% племенного скота завозится из других стран. При этом, на поддержку отрасли животноводства из краевого бюджета направят порядка 1,9 млрд рублей.

— Мы надеемся получить эффект, нам нужно наращивать молочное стадо, и деньги выделяем, в том числе, на это направление. Но нужна качественная селекция. Мы не можем завозить молодняк только из-за границы. Сейчас готовим проект о создании краевой селекционной станции. Она появится в рамках государственно-частного партнерства — будут партнеры, в том числе, наши региональные, крупные животноводческие хозяйства, — сказал Вениамин Кондратьев.

Напомним, что еще в феврале этого года глава региона на совещании по поддержке краевого животноводства Краснодарского края предложил создать собственный инновационный центр развития животноводства на базе Кубанского государственного агарного университета. Вениамин Кондратьев поручил проанализировать возможность создания такого предприятия своему заместителю Андрею Коробке.

— Краснодарский край показывает серьезные результаты в развитии животноводства, входит в тройку российских регионов по производству молока, в пятерку — по производству мяса. Но нужно двигаться дальше. Кубани необходим собственный инновационный центр развития животноводства, без инноваций мы не добьемся новых результатов. Это именно то направление, куда нужно инвестировать бюджетные средства, — сказал тогда губернатор.

Беспокойство губернатора Кубани Вениамина Кондратьева относительно молочной отрасли края правильно и обосновано, считает экономист и блогер Роман Иноземцев.

‒ Молочное животноводство и разведение крупного рогатого скота (КРС) — это отрасль с большим потенциалом, как в плане добавочной стоимости, так и в плане создания рабочих мест, как в сельском хозяйстве, так и в смежных отраслях. КРС ‒ это не только телки, но и шкуры, мясо, молоко и многое другое, ‒ отмечает эксперт.

По его мнению, в значительной степени этот потенциал остается нереализованным из-за неэффективности работы отрасли в России в целом.

‒ Отсюда и ситуация, когда государство реализует программы поддержки села — льготное налогообложение в виде ЕСХН, субсидии по молоку, субсидии процентной ставки, льготные кредиты, протекционизм. Но на выходе мы имеем более чем скромные темпы роста по отрасли: за прошедшие 7 лет среднесуточные надои в России выросли с 38 тысяч тонн до 47 или на 23%. Да, средние удельные удои за последние годы выросли с 11,28 до 16,37 кг/корова/сут. в России и с 15,30 до 22,70 кг/корова/сут. на Кубани. Но вот поголовье дойных коров по сравнению с 2014-м годом сократилось в России на 13%, а на Кубани на 9%. В крае рост начался буквально недавно, ‒ уточняет экономист.


Вениамин Кондратьев с визитом в Новокубанском районе, в числе прочих лидирующем по поголовью КРС. Фото: Пресс-служба администрации Краснодарского края

По его словам, удои выросли из-за применения новых кормов и более продуктивных пород. Также этому поспособствовало строительство в последние годы по всей стране крупных молочно-товарных ферм (МТФ) и приход в сельское хозяйство страны крупного капитала.

Как отмечает член СПЧ при губернаторе Кубани, представитель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Сергей Коваленко, несмотря на имеющиеся в отрасли проблемы, за последние несколько лет она продемонстрировала заметные успехи. Однако одним из сдерживающих факторов оказался значительный рост спроса и цен на мировых рынках на продукцию растениеводства.

‒ Растениеводческая отрасль была высокорентабельной последние лет восемь. А в прошлом году случился ощутимый скачок. Поэтому многие товаропроизводители не рассматривали животноводство как отрасль, в которую нужно вкладываться. Хотя об этом говорили и президент, и губернатор. Ведь если пшеницы мы производим больше, чем потребляем, то с молоком ситуация прямо противоположная. Россия вынуждена импортировать его из других стран, ‒ уточняет аграрий.

По его словам, по этой же причине отрасль сталкивается с инфраструктурными проблемами. Во времена СССР в крае, как и в других южных регионах, было развито животноводство, благодаря чему в сельской местности осталось множество площадок для выращивания КРС. Со временем, владевшие ими предприятия обанкротились, а новые собственники стали разрушать строения.  Сергей Коваленко предлагает ввести мораторий на разрушение подобных объектов, чтобы сохранить материальную базу.

Кадровые сложности

Проблемы не только в инфраструктуре, но и в людях, уверен Роман Иноземцев. В качестве примера экономист приводит ситуацию одной из крупнейших аграрных компаний юга России, с работой которой он знаком.

‒ По имеющейся у меня информации, как минимум в одном из хозяйств этого агрохолдинга в соседнем регионе, на 9 000 фуражных голов скота нет ни одного зоотехника. Их функции частично выполняют ветеринары, и это так себе замена. Но даже по ветеринарам штат не полон. И это при том, что на юге России действуют несколько профильных сельхозвузов, каждый из которых выпускает в год несколько десятков зоотехников. Где эти специалисты? ‒ задается вопросом эксперт.

По мнению Романа Иноземцева, проблему с кадровым обеспечением имеют и некоторые предприятия кубанского животноводства.

‒ Обращу внимание, что значительная часть выпускников профильных факультетов КубГАУ, которые не пошли работать по специальности, устроились продажниками, мерчендайзерами, строителями ‒ кем угодно, только не зоотехниками и ветеринарами. Причина простая — там больше платят. На стройке человек с головой и руками может очень прилично зарабатывать. А что получает зоотехник? А он получает график 6/1, ненормированный рабочий день, ответственность и зарплату скотника. За примерами далеко ходить не надо: заведующие ферм в одном кубанском агрохолдинге получают по 50 тысяч рублей. Рядовые зоотехники — еще меньше. И это на фермах, где держится более тысячи голов породистых коров, каждая из которых стоит от 70 до 100 тысяч рублей. Итого на человеке — ответственность за актив, стоимостью около 100 миллионов рублей, а сам он зарабатывает, примерно, как офис-менеджер, не отвечающий ни за что, ‒ сетует эксперт.

Роман Иноземцев считает, что проблема с кадрами отчетливо наблюдается не только на уровне рядовых специалистов, она есть и на уровне топ-менеджмента крупных аграрных предприятий. По его мнению, нередко в руководство предприятия попадают родственники владельцев, слабо разбирающиеся в отрасли, либо также далекие от нее финансисты и юристы, пытающиеся применить сомнительные производственные практики.

‒ К сожалению, до большинства игроков в отрасли так и не дошла мысль о том, что богатство создают не скотина, техника или земля. Богатство создают люди. И до тех пор, пока в отрасли не будет людей с головой, молочное скотоводство останется чемоданом без ручки, который нести тяжело, а выбросить жалко, ‒ считает эксперт.

По мнению Романа Иноземцева, нереализованным остается и научный и исследовательский потенциал сельскохозяйственных ВУЗов и СУЗов. К проблеме низких зарплат здесь добавляется высокий возраст преподавательского состава (поскольку молодежь также предпочитает искать более оплачиваемые места). А еще ‒  проблемы с доступом к накопленным знаниям зарубежных ученых (в том числе, из-за банального слабого знания английского языка многими специалистами).


По словам губернатора Кубани, краю необходим собственный инновационный центр развития животноводства. Фото: Пресс-служба администрации Краснодарского края

‒ Лично мне решение этой проблемы видится через развитие сельскохозяйственного консалтинга, т.е. создание фирм, которые будут заниматься сопровождением, аналитикой, а также решением проблем на молочном производстве вплоть до финансовых, юридических и бухгалтерских вопросов, и это будет их основной заработок. В настоящий момент консультационные услуги в сельском хозяйстве оказываются. Вот только консультируют аграриев менеджеры по продажам производителей кормов, производителей техники и оборудования, сельхозхимии и прочих товаров. Их задача ‒ не решить проблему клиента, а подобрать ему продукт из линейки товаров фирмы. А нам нужны опытные специалисты, разбирающиеся в теоретических и практических деталях отрасли, способные подтягивать аграрные производства на более высокий уровень, ‒ подчеркивает экономист.

Роман Иноземцев уточняет, что в рамках нацпроекта по повышению труда в регионе введен институт наставничества и механизм повышения компетенций в сфере промышленности. Участвуют в этом проекте 42 предприятия сельскохозяйственной и перерабатывающей промышленности. Однако в масштабном повышении квалификации нуждается значительная часть персонала агропрома  и, в частности, отрасли молочного животноводства.

Подскочившие ценники

‒ Если смотреть на ситуацию в крае, то рост по увеличению молока есть, он ощутимый. Однако мы еще подвержены влиянию больших цен на сельхозпродукцию. Многие предприятий перерабатывающей промышленности (комбикормовые заводы и сами животноводы) покупали сырье в прошлом году на пике цены. Поэтому сейчас все это сильно сказывается на стоимости конечного продукта, ‒ уточняет Сергей Коваленко.

Сергей Коваленко говорит, что ситуацию удалось нормализовать за счет ряда правительственных мер. Так, были введены вывозные на сельхозпродукцию пошлины, снизившие цены на внутреннем рынке.


На Кубани производят примерно 1,5 млн тонн молока в год. Фото: Пресс-служба администрации Краснодарского края

Роман Иноземцев подчеркивает, что проблемы в отрасли носят не временной, а системный характер. Они присущи для России в целом. При этом, на фоне южных соседей Краснодарский край демонстрирует хорошие результаты, даже несмотря на звученные выше сложности. Но молочные достижения региона оборачиваются новыми проблемами.

‒ Несмотря на проблемы, на Кубани молочное скотоводство устойчиво функционирует, производя примерно 1,5 млн тонн молока в год. Кстати, это лучший показатель за последние 10 лет. Край находится в тройке лидеров по России. А вот в соседних регионах молочное скотоводство развито крайне слабо. Кубань дает вдвое больше молока, чем весь остальной ЮФО и СКФО вместе взятые. Соответственно, за наше молоко идет самая настоящая драка: закупщики из Крыма, Ростова, Адыгеи, Ставрополья, республик Северного Кавказа готовы сильно переплачивать и скупать некондицию, лишь бы загрузить свои молзаводы. Из-за этого с дефицитом молока в Краснодаром крае удалось справиться лишь несколько лет назад, ‒ рассказывает эксперт.

Однако высокий спрос на молоко из других регионов по прежнему задирает цены, ‒ уточняет экономист.

По его словам, в этих регионах к обозначенной проблеме нехватки кадров в СКФО и Калмыкии добавляются еще и проблемы с экологией, поскольку в структуре стада заметна была роль мелкого рогатого скота — коз и овец, которые низко грызут траву. Все это создает условия для выветривания и вымывания почв.

‒ Но коль скоро подобные проблемы ни местные, ни федеральные власти решать не спешат, Кубань продолжит снабжать молоком, как минимум, весь юг России. А для этого наше молочное скотоводство должно становиться эффективнее. И первый шаг на этом пути — преодоление дефицита квалифицированных кадров, ‒ уточняет Роман Иноземцев.

Забота о буренках

Несмотря на все сложности, Краснодарский край в последние несколько лет продолжает демонстрировать позитивную динамику в области молочного животноводства. Произведя свыше 1,5 млн тонн молока, регион оказался в числе лидеров России по этому показателю.

— Таких результатов удалось достигнуть за счет увеличения поголовья — более чем на 1,3 тысяч коров (впервые за длительный период ‒ ИА KrasnodarMedia), к тому же наши хозяйства на 70% используют высокомолочные породы. В 2020 году (несмотря на пандемию ‒ ИА KrasnodarMedia) мы не сократили господдержку и даже на 20% увеличили субсидирование на реализованное молоко. Объем этого вида поддержки превысил 1 млрд рублей, — отмечает Вениамин Кондратьев.

Деньги позволили фермерам провести модернизацию ферм, закупить новое оборудование. В целом размер господдержки молочного животноводства за последние пять лет увеличился почти в два раза и составил около 1,8 млрд рублей.

В 2021 году на поддержку животноводства в Краснодарском крае направят 1,7 млрд рублей. В два раза — с 1,5 рублей на литр молока до 3 рублей — увеличат субсидии фермерам на производство молока. Особое внимание краевые власти планируют уделить развитию кооперативов, вопросам создания селекционно-генетических центров.

‒ И это не просто инвестиции в создание новых ферм и развитие собственной селекции. Мы говорим, в первую очередь, о сохранении села. Современные фермы — это рабочие места, налоги, высокие заработные платы, — подчеркивает глава региона.

Ежегодно в крае строятся 2-3 новые современные фермы, добавил вице-губернатор Андрей Коробка. На молочно-товарных предприятиях Краснодара, Калининского, Каневского, Павловского, Кущевского районов средний валовый надой от одной коровы превысил 10, 11 и 12 тонн — это уровень европейских стран.


Эксперт: Пока в отрасли не будет людей с головой, молочное скотоводство останется чемоданом без ручки. Фото: Пресс-служба администрации Краснодарского края

— Именно такими показателями измеряется рентабельность отрасли для каждого отдельного предприятия. Там, где надои в пределах 6 тыс. тонн на одну корову, рентабельность составляет от 14 до 22%, а где более 10 тыс. тонн — от 20 и до 40%, — пояснил замглавы региона.

Дальнейшее развитие должны получить кооперативы с полным циклом производства. В 2021 году на поддержку начинающих кооперативов в крае выделят 55 млн рублей. Средства направят на улучшение материально-технической базы предприятий, приобретение животных и оборудования.

‒ В последнее время, в сельском хозяйстве появились большие деньги, а государство стало уделять отрасли значительное внимание. Перед сельским хозяйством ставятся амбициозные задачи уже на уровне национальных проектов. И, как мне кажется, для решения этих задач, мало просто дать денег — деньги должны прийти вместе с мозгами, ‒  отмечает Роман Иноземцев.  

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость