30 декабря 2022. Сегодня Новый год — самый любимый народом праздник. Однако так было не всегда. Его дважды официально вводили власти страны, а многие считающиеся "вековыми" традиции появились недавно или были позаимствованы. О том, почему мы отмечаем это торжество именно так ‒ читайте в материале корреспондента ИА KrasnodarMedia Дмитрия Мирошникова.
Для нас само собой разумеющимся является факт того, что новый год празднуется с декабря на январь, однако так было не всегда. Впрочем, претерпели значительную трансформацию не только новогодние даты, но и сам формат праздника.
Сегодня Новый год ‒ это не только смена календарного периода, но и время подведения итогов. Впрочем, когда праздник зародился, он носил совсем другой — больше утилитарный характер.
Новый год ‒ это один из самых древних, если не древнейших праздников на земле. Его история насчитывает несколько тысячелетий. Традиции отмечать праздник появились на заре цивилизации. Вот только праздновали его либо весной, либо осенью.
Тут стоит упомянуть о летоисчислении. Оно зародилось еще на заре человечества, в эпоху неолита (9,5 ‒ 3 тыс. лет назад), когда человечество перешло от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и скотоводство) типу хозяйства. Хозяйские нужды потребовали появления четких временных систем. Тогда же появилась одна из самых древнейших наук ‒ астрономия. Важнейшей ее задачей в тот период была помощь в определении времени.
Собственно, даже наш сегодняшний русский язык сохраняет в себе остатки древнего исчисления времени. Ведь слово месяц означает неполную луну. Прохождение ее фаз легло в основу первого лунного календаря. А возраст или срок мы считаем по количеству лет — лето, то есть, буквально, пережитых теплых периодов жизни.
Количество лет человечество высчитывало по лунным, лунно-солнечным и солнечным календарям. При этом за точки отсчета брались либо астрологические события, либо события, привязанные к сельскохозяйственным работам.
В древности Новый год изначально отмечали либо в начале сельхозработ, либо в конце, что обычно совпадало с календарными осенью и весной. Например, отмечаемый до сих пор по всему миру в конце октября Хэллоуин ‒ это переложение на новый лад древнего праздника Самайна, кельтского Нового года, который приходился на конец полевых работ и начало кельтской зимы.
Собственно и на Руси до эпохи Петра Первого отмечали новый год либо весной, либо осенью.
Нынешнему новому году в январе мы обязаны Гаю Юлию Цезаря ‒ древнеримскому диктатору, полководцу и верховному понтифику. Именно он существенно переработал старый римский календарь, увеличив длительность месяцев и перенеся дату Нового года с марта на январь.
Начало года Цезарь перенёс на 1 января, поскольку именно с этого дня римские консулы (правители) вступали в должность. На эту же дату в период Гая Юлия уже приходилось начало римского хозяйственного года.
В нашей стране Новый год не сразу стал главным праздником. Длительное время на Руси христианская культура играла первостепенную роль. Поэтому самыми важными считались приходившаяся на весну Пасха и зимнее Рождество.
Кстати, на Руси летоисчисление велось не по Юлианскому календарю, а по Византийскому ‒ "от сотворения мира". Например, в январе по нему мы отмечаем наступление 7529 года. При этом, в древности новый год праздновался 1 марта, а с 1492-го датой смены календарных периодов стало 1 сентября.
В первый день года на Соборной площади Московского Кремля проходила церемония "О начатии нового лета" и церковная служба "На летопровождение" при участии патриарха, царя и знати. Поскольку страна жила по календарному старому стилю (Юлианская система), то Новому году предшествовало Рождество, отмечаемое ранее 25 декабря.
Все изменилось при Петре I, стремительно "европейзировавшем" русскую жизнь. В конце декабря 1699 года он издал именной указ № 1736 "О праздновании Нового года". Он ввел новую систему исчисления — от Рождества Христова, и 7208 год "от сотворения мира" стал 1700 годом. А Новый год указ предписывал праздновать по образу и подобию европейских держав, которые российский государь посетил незадолго до этого.
Тем же указом Петра I велено сделать Новый год праздником. Отмечать его предписывалось зажжением праздничных огней по всей Москве, запуском ракет, а также украшением домов хвоей. Со строительством Петербурга основные праздничные торжества переместились туда. Тогда же Новый год стали встречать пушечными выстрелами. Но если сам праздник в стране постепенно прижился, хоть и на вторых ролях (после Рождества) и как торжество для "благородных сословий" — то елочные традиции из России ушли. Сохранили их только выходцы из Германии, на родине которых они и зародились.
Собственно, изначально ёлка была символом не Нового года, а Рождества. Обряд ее украшения появился в Западной Германии на стыке средневековья и нового времени. Историки до сих пор спорят о том, как произошел этот новогодний атрибут ‒ то ли это отголоски языческой традиции, то ли христианский символ вечной жизни, а то ли замена ближневосточных пальм, которые не растут в северном климате
Как бы то, ни было но ёлка стала в Центральной Европе (а затем и по всему миру) одним из главных символов Рождества. Праздничные ёлки украшались шарами (также изобретенными в Германии) и венчались восьмиконечной звездой, символизирующую "звезду волхвов" из Нового завета.
Кстати, христианским является и обычай рождественских подарков. Изначально их дарили детям в день почитаемого христианского святого Николая Угодника (Санта Клаус ‒ западное произношение этого имени) по церковному календарю, 6 декабря. Позже, в период реформации подарки стали дарить ребятишкам от имени Иисуса Христа и в Сочельник (24 декабря). Однако со временем главным по подаркам снова стал святой Николай, вот только дата дарения осталась рождественской.
А в Россию традиция Рождественских ёлок вместе с новогодними подарками вернулась уже в XIX веке, при Николае Первом. Ее ввела императрица Александра Фёдоровна (немка по происхождению), устроившая первую ёлку для своих детей и племянниц. Однако, эта традиция стала распространяться очень медленно и в основном среди немецкого населения России. Лишь во второй половине XIX века ёлка прочно вошла в обиход и русских подданных империи.
Кстати, с середины XIX века ёлку стали украшать не только игрушками, но и сладостями, а также подарками. Все они были именные. Дарить подарки от лица сказочных персонажей стали в России уже в начале 20 века. Тогда же появился русифицированный Санта ‒ Дед Мороз.
Коренным образом ситуация с зимними праздниками изменилась в СССР. Придя к власти в 1917 году, коммунисты начали бороться с "религиозной пропагандой", под которую попали и рождественские елочные традиции.
Постепенно их празднование было отменено. А Новый год и Рождество (справляемое по новому стилю теперь 7 января) стали обычными днями. Однако от традиций не хотели отказываться обычные граждане. И, несмотря на антирелигиозные кампании, семьи по прежнему наряжали торжественные ёлки.
Поняв, что борьба с любимыми новогодними традициями бессильна, Советская власть решила сделать ход конем. С 1936 года ёлки вновь были разрешены. Но торжественные мероприятия уже проходили в русле коммунистической идеологии.
На следующий год торжественную ёлку впервые начали проводить в публичных местах, включая Дом Союзов. А подарки детям стали раздавать Дед Мороз и Снегурочка (которая раньше никак не была связанна с новым годом). Встречали Новый год и взрослые ‒ в полночь под бой курантов (сначала его транслировали по радио). Атрибутами праздника стали "Советское шампанское" и новогодние открытки. А уже позже к ним добавился легендарный салат Оливье и мандарины.
23 декабря 1947 года указом Президиума Верховного совета СССР 1 января вновь получило статус праздничного и нерабочего дня. Однако если он совпадал с выходным, то не переносился на ближайший рабочий день.