Нагрянувшая в начале года пандемия нанесла огромный ущерб мировой экономике. На фоне кризиса в других странах, ситуация в России выглядит не так уж плохо, считают специалисты. Впрочем, в нынешней ситуации существует множество "подводных камней". Своим видением экономических перспектив России и Кубани с корр. ИА KrasnodarMedia поделились эксперты-экономисты.
Сложное восстановление
Ситуацию, сложившуюся в экономике страны, нельзя назвать жизнеутверждающей — считает экономист, эксперт в области управления организациями и бизнесом, член советов директоров российских компаний Евгений Змиев.
По его словам, экономика России в этом году получила два серьезных удара. Первый удар и невосполнимые потери нанес карантин из-за пандемии COVID-19. Целые отрасли были вынуждены остановиться. Многие компании стали банкротами, а значительная часть людей потеряла работу. Вторым ударом стала масштабная волатильность мировых цен на нефть, доходившая до отрицательных величин.
— Падение рубля— это фактор, который даёт возможность уменьшать дефицит бюджета после "ковид-блокировки" страны, — отмечает эксперт.
По словам Евгения Змиева, о серьёзности проблемы вдруг появившегося дефицита бюджета говорит тот факт, что с мая этого года его размер стал государственной тайной и перестал ежемесячно публиковаться Минфином России.
— Это всё надолго. А значит, нашу страну ждёт рост безработицы, банкротство предприятий малого и среднего бизнеса, уменьшение прибыли крупного бизнеса, снижение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Все это приводит к снижению возможностей государства по компенсации потерь бизнеса и граждан и отсутствию перспектив восстановления доходов у первых и вторых, если они попали под оба удара, — отмечает эксперт.
Евгений Змиев уверен, что снижение ключевой ставки ЦБ до рекордных минимумов слабо поспособствовало активизации экономических процессов. Однако оно же привело к изъятию вкладов населения из банков (а значит, из реальной экономики) и их проеданию или перемещению на биржу для спекуляций. А закредитованность населения не позволяет брать новые кредиты без риска их невозврата.
— Национальные проекты пересматриваются, их сроки существенно отодвигаются на более поздние даты. Смертность начала превалировать над рождаемостью. Поэтому приходится надеяться на очередной чудесный рост цен на энергоносители в мире, чтобы в Россию вернулся экономический рост, а с ним и рост доходов и численности населения, — резюмирует Евгений Змиев, сетуя на отсутствие других реалистичных сценариев восстановления экономики.
С ним не согласен член общественной палаты Кубани, профессор кафедры налогообложения и инфраструктуры бизнеса КубГТУ Александр Полиди.
По его словам, экономика России в настоящий момент находится в стадии восстановления. Драйвером роста стал отложенный спрос. За время карантина у населения накопились серьезные потребности в приобретении товаров и услуг. В итоге сейчас граждане активно инвестируют в экономику страны.
Экономист добавляет, что уровень спада в России в целом оказался значительно меньше, чем в странах Европы: если там он составил около 10%, то в России удастся удержаться на отметке 6 — 8%.
— В российской экономике существует два абсолютно полярных мира, на одной стороне крупные компании-экспортеры, которые хоть и пострадали от падения цен на ресурсы во время пандемии коронавируса, но смогли за последние 2-3 года, за счет падения курса рубля, накопить достаточно резервов и достаточно безболезненно пережить кризис, — отмечает финансист и частный инвестор Дмитрий Гарматюк.
Он уточняет, что из системообразующих компаний, а их более 500, лишь единицы воспользовались опцией моратория на банкротство (одна из мер поддержки).
Хуже дела обстоят у МСБ и крупных предприятий, работающих на внутренний рынок. Стагнация доходов населения не позволяет производителям повышать цены, в то же время себестоимость производства постоянно растет вслед за ценами на электроэнергию и газ. Компании вынуждены экономить на инвестициях, что в будущем сделает их менее конкурентными.
— Что касается мер государственной поддержки, то на данный момент лучше всего сработала программа льготной ипотеки под 6.5%. Так, в июле 2020, объем выданной ипотеки практически на 40% превысил июль 2019 года. Это существенно поможет девелоперам безболезненно пройти кризисный год, — отмечает эксперт.
Также существенную поддержку оказывает продолжающееся снижение ключевой ставки ЦБ. Экономический эффект от снижения даже на 0.5% оценивается в сотни миллиардов рублей, которые будут сэкономлены на процентных платежах. При этом, по словам финансиста, малый и средний бизнес все еще отрезаны от "дешевого кредита".
— Знаю, что многих волнует падение курса рубля, но на данный момент ситуация выглядит абсолютно спокойной. Цены на ресурсы стабильны, а политические риски весьма переоценены, — акцентирует Дмитрий Гарматюк.
Кубань справляется с кризисом лучше, чем Россия
— Безусловно, по экономике Кубани нанесен достаточно серьезный удар во время пандемии. Прежде всего, пострадал потребительский сектор (сфера услуг, общепит, транспортные перевозки и туризм), являющийся одной из главных сфер для региона. Глубина экономического спада здесь не меньше, чем в среднем по экономике России. Но зато скорость восстановления у нас выше, — рассказывает Александр Полиди.
Эксперт подчёркивает, что в Краснодарском крае произошел "отскок", позволивший экономике набрать темпы роста после масштабного падения.
— Потребительский спрос был отложен, сейчас он восстанавливается довольно быстро. И он восстанавливается быстрее, чем промышленный, — уточняет экономист.
При этом эксперт обратил внимание на развитие малого и среднего предпринимательства в крае.
— Уровень его развития очень высокий — значительно выше, чем в среднем по стране. Но это и самый пострадавший сектор экономики региона в период пандемии. Это осложняет восстановление, — подчеркнул Александр Полиди.
При этом, по словам экономиста, в целом перспективы Краснодарского края выглядят позитивно.
— В случае сохранения нынешней динамики восстановления потребительского сектора (включая туристический сегмент), а также агропромышленной отрасли, выглядеть позитивно и вернуться к утраченным экономикой позициям можно будет к концу следующего года — как и прогнозирует наше правительство. Конечно же, если не введут новых масштабных ограничений. Рост, который будет в четвертом квартале этого года и в 2021-м, позволит компенсировать спад, нанесенный пандемией. Это довольно неплохо, учитывая состояние нынешней мировой экономики и серьезную стагнацию в других странах, — утоняет финансист.
По словам Дмитрия Гарматюка, экономическая ситуация края во многом повторяет общероссийские тенденции, экспортеры ощущают себя вполне неплохо, компании внутреннего спроса пытаются вернуться на докризисные показатели.
Так, сельхозпроизводители, даже несмотря на засушливое лето, смогут показать сильные результаты в 2020 году, в этом им поможет ослабление рубля, высокие цены на сахар/пшеницу/подсолнечник и близость морских портов.
— Особенно хочется поздравить фермеров и агрохолдинги, занимающиеся выращиванием подсолнечника, цена на семечку в этом году практически на 30% выше прошлого года, — отмечает эксперт.
По словам Дмитрия Гарматюка, портовая инфраструктура ощутила снижение грузооборота примерно на 10% во 2 квартале, в основном из-за сокращения экспорта нефти (влияние сделки ОПЕК+) и металлов (карантин в Европейских странах), но в 3 квартале уже видно восстановление спроса.
В то же время кубанская нефтяная промышленность (в основном, представленная переработкой нефти) пострадала куда меньше добычи и не сокращала производство бензина. Но в дальнейшем она будет испытывать давление на финансовый результат из-за особенностей налогообложения, так называемый обратный акциз.
Как отмечает эксперт, строители, как и везде в РФ, получают косвенную господдержку в виде субсидий ипотечной ставки. Хотя в регионе был зафиксирован определенный спад в продаже квартир в новостройках.
А наиболее пострадавшим оказался сектор услуг, который был вынужден не работать из-за карантина весь апрель и большую часть мая. На данный момент спрос восстанавливается, так например, туристическая отрасль Краснодарского Края из-за закрытия границ стала одним из главных бенефициаров пандемии.
— Подводя итоги, хочется отметить, что экономика края стабильна и гораздо более диверсифицирована, чем во времена финансового кризиса 2008 года. Уверен, мы увидим неплохой восстановительный рост в следующем году, — резюмирует Дмитрий Граматюк.