Россиян атакуют телефонные мошенники. Центральный банк (ЦБ) РФ в течение лета 2019-го направил операторам связи информацию о более 2,5 тысяч номеров телефонов, с которых клиентам банков шли подозрительные звонки. О том, как обстоит дела с мошенничеством при помощи электронных устройств в Краснодаре специально для ИА KrasnodarMedia рассказал начальник пресс-службы УМВД России по Краснодару Артем Коноваленко.
Общероссийский тренд
Операторы в 198 случаях выявили подмену номера банка, в отношении 59 номеров ввели ограничения на использование финансовых сервисов и заблокировали 218 телефонных номеров, сообщает "Коммерсантъ", ссылаясь на данные, представленные Центральным Банком РФ на консультационном совете по развитию национальной платежной системы.
Как сообщает "Коммерсантъ", масштаб проблемы мошеннических звонков клиентам банков с подменой номера кредитной организации стремительно расширяется. По данным ЦБ РФ, с июня по август мошенникам удалось подменить как минимум 198 банковских номеров. Операторы связи утверждают, что ситуация еще серьезнее, чем представляется Банку России, который знает лишь о "капле в море" различных мошенничеств. Участники рынка ждут от регулятора "единого решения". Пока его нет, но в ЦБ обещают начать борьбу по нескольким направлениям, включая создание актуальной базы телефонных номеров операторов связи.
Мошенники для звонков клиентам банков зачастую используют сведения, которые были получены из баз данных ГИБДД, Росреестра и операторов парковок, рассказал РИА Новости источник в финансовых кругах.
Ситуация в Краснодаре
– Так называемое дистанционное мошенничество – огромная проблема не только для Краснодара и края, но и для нашей страны в целом, – рассказывает начальник пресс-службы УМВД РФ по Краснодару Артем Коноваленко. – Если мы возьмем статистику прошлого года, то в 2018 году на территории Краснодара было зафиксировано 800 актов мошенничества, совершенных с использованием мобильной связи, а также с помощью списания средств с банковских счетов и карт.
По данным полицейского ведомства, в 2017 году подобных преступлений было на три десятка случаев больше. А за первое полугодие этого года было зафиксировано 341 подобное преступление (чуть менее, чем за аналогичный период прошлого года).
– Мы видим, что есть небольшая тенденция к снижению подобных случаев. Но цифры по-прежнему серьезны, а проблема – актуальна. К тому же с каждым годом появляются все новые виды дистанционного обмана, а действия мошенников становятся все изощрённее, – отмечает Артем Коноваленко.
Преступная голь на выдумку хитра
По данным начальника пресс-службы краснодарского УМВД, значительная часть дистанционных преступлений совершается под предлогом покупки различных товаров и предоставления услуг в интернете – в этих случаях граждане переводят задатки или полную плату за обещанный товар, который они в итоге не получают. Мошенники просят граждан перевести задаток за машину, например, или зеркальный фотоаппарат. Но после получения денег просто отключают телефон. Жертвами могут стать и сами добросовестные продавцы, у которых преступники под видом покупателей узнают полные данные о банковских картах, с которых тут же списываются деньги.
Также, большую популярность набрал взлом страниц пользователей в социальных сетях, от имени которых мошенники ведут рассылку с просьбой срочно перевести им деньги. В ТОП дистанционного мошенничества из года в год входят сообщения людям о том, что им срочно нужно перевести деньги попавшему в беду родственнику и о том, что взломана банковская карта и для восстановления требуется передать сведения о ней лжеоператорам, звонящим якобы из службы поддержки. Вас могут попросить назвать персональные данные, номер карты, код от нее – то есть ту информацию, которые банк никогда таким образом запрашивать не будет. Мошенники убеждают, что произошел взлом счета и требуют побыстрее сообщить свои личные данные.
– В нашей практике были случаи, когда мошенники убеждали доверчивых граждан отправиться к банкомату и выполнить алгоритм действий, списывавших с них деньги. К сожалению, люди идут и делают, – делится Артем Коноваленко.
Иногда злоумышленники присылают сообщения о якобы пополнении баланса, которые приходят с номеров, похожих на банковские. А потом звонят и просят вернуть деньги после "ошибочного перевода". Поэтому баланс нужно проверять только через комбинацию цифр на телефоне.
Кроме того, к дистанционному мошенничеству относится обман под личиной оказания помощи при получении кредита, под предлогом выплаты компенсации за якобы приобретение различных товаров и услуг (жертвами такого обмана часто становятся пенсионеры), продажа в интернете полисов ОСАГО, или же под предлогом помощи в трудоустройстве, либо в поиске жилья, оплаты выигрыша в лотерею.
Как не стать жертвой?
В случае поступления какого-либо звонка с различной просьбой или требованием перевода денег ни в коем случае не стоит соглашаться и не осуществлять никаких действий, никаких переводов. Даже, если вас пытаются уверить, что ваш друг или родственник попал в беду. Именно на спешку рассчитывают злоумышленники. Лже-банковские работники напирают на то, что нужно срочно совершить какие-то действия, иначе счет будет взломан или заблокирован.
– Поддаваться на провокацию не нужно. Ведь преступники пользуются именно вашими эмоциями и спешкой. Вместо этого свяжитесь напрямую с якобы попавшим в проблемную ситуацию родственником по его обычному номеру или позвоните на официальный номер банка, который можно посмотреть в интернете. Воспользовавшись этим советом человек, конечно же, узнает, что угроза ложная, – подчеркивает Артем Коноваленко.
Мошенники с большой дороги
– Практика показывает, что жителей Краснодара обманывают часто жители из других городов. Нам попадались мошенники из Московской, Новосибирской, Курской областей и других субъектов федерации. При этом в столице Кубани в год задерживается 10–15 мошенников, попавшихся на дистанционном обмане, – отмечает представитель полиции Краснодара.
По его словам, преступники предпочитают обманывать граждан из других регионов, чтобы усложнить процесс установление их личности и реального местонахождения.
– Понятно, что после обращения пострадавших мы сразу возбуждаем уголовные дела. Но определенные процедуры расследования, связанные с иногородними компаниями, требуют время на получение ответа. Поэтому дистанция между регионами усложняют процесс расследования. Но обращаться в полицию в любом случае стоит, – акцентирует Артем Коноваленко.
Он подчеркивает, что в полиции Краснодара немало примеров раскрытия таких преступлений.
– Так, в январе этого года мы направили в суд уголовное дело против жителя города Гулькевичи, который представлялся сотрудником крупной компании, продающей путевки для собственного пансионата. Позже выяснилось, что никакого отношения к этой организации он не имел. Мужчина был задержан и привлечён к ответственности, – уточняет начальник пресс-службы краснодарского УМВД.
Чтобы воспрепятствовать совершению преступлений полиция Краснодара ведет систематическую просветительскую работу и рассказывает горожанам о подобных видах мошенничества и способах проверки лжесообщений.
Чем больше граждане будут знать о подобных видах мошенничества, тем лучше будут вооружены против телефонных преступников, уверен Артем Коноваленко.