В Государственной Думе (ГД) РФ прошел первое чтение законопроект, который приравняет ДТП в пьяном виде к разряду тяжких преступлений. Согласно законопроекту, если в аварии по вине водителя погибли два и более человек, то максимальное наказание для него будет таким же, как и для убийц. Какие последствия принесет смена статуса "пьяного" ДТП в случае принятия закона, и какое наказание будет грозит водителям, севшим за руль в состоянии алкогольного опьянения и совершившим аварию с человеческими жертвами, – рассказывает адвокат Адвокатской палаты Краснодарского края Александр Макаров, сообщает ИА KrasnodarMedia.
Адвокат Краснодарской краевой коллегии адвокатов
Автор фото: Из личного архива
Ситуация с количеством ДТП, совершенными пьяными водителями, в нашей стране очень критическая. Повышение количества автомобилей в России в 90-х годах повлекло и увеличение количеств ДТП, совершенных пьяными водителями. В этих ДТП гибли сами водители, их пассажиры, водители и пассажиры других транспортных средств, пешеходы. С каждым годом количество таких ДТП только увеличивалось. К примеру, по данным ГИБДД, в России в 2018 г. на 1,4% по сравнению с 2017 г. увеличилось количество ДТП, совершенных водителями в состоянии опьянения.
В 2017 г. по вине находящихся в состоянии опьянения водителей погибло 4 336 чел., в 2018 г. — 4 645 чел. Количество же потерпевших, здоровью которых причинен тяжкий вред, больше этих цифр в несколько раз.
Государство предпринимало неоднозначные попытки вмешаться в эту ситуацию. То ужесточало административную ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения, а также уголовную ответственность за нарушение ПДД, повлекшие смерть потерпевшего, то увеличивало допустимые пределы алкоголя в крови и в выдыхаемом воздухе у водителей.
Последняя инициатива наших законодателей – существенно увеличить наказание за нарушение водителями Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерти человека, либо смерти двух и более лиц, если эти преступления совершены лицом, находившемся в состоянии опьянения или же преступление сопряжено с оставлением места его совершения (законопроект № 685843-7). Данный законопроект 14.05.2019 г. прошел первое чтение в Государственной Думе РФ.
То есть ужесточение наказания коснется только тех водителей, которые совершили преступление в состояние опьянение или же скрылись с места ДТП.
Итак, если сейчас за причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью грозит максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет, то предлагается увеличить наказание от 3 до 7 лет.
Если сейчас за совершение ДТП, повлекшее по неосторожности смерть человека, грозит наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 7 лет, то предлагается увеличить срок от 5 до 12 лет.
Если сейчас за совершение ДТП, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, грозит наказание в виде лишения свободы на срок от 4 до 9 лет, то предлагается увеличить срок от 8 до 15 лет.
Здесь надо заметить, что ужесточение наказания автоматически ужесточит тяжесть преступления и соответственно, вид исправительного учреждения, в котором будет отбывать наказание осужденный. И если сейчас причинение тяжкого вреда здоровью в результате ДТП является преступлением средней тяжести, то предлагается его сделать тяжким. Соответственно, осужденный уже не попадет в колонию-поселение, а будет отбывать наказание в колонии общего режима.
Если смерть человека, двух или более лиц в результате ДТП сейчас является тяжким преступлением и осужденный отбывает наказание в колонии общего режима, то предлагается категорию данного преступления сделать особо тяжким. В этом случае осужденный будет отбывать наказание уже в колонии строгого режима.
Кроме того, если сейчас очень много уголовных дел, возбужденных за причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшему прекращается за примирением сторон, то с переводом данного преступления в разряд тяжкого, прекращение уголовного дела за примирением сторон будет невозможным. Виновный однозначно получит наказание.
Ужесточение режима – это более длительный период возможности перевода на облегченные условия содержания, уменьшение количества краткосрочных и длительных свиданий с близкими и родственниками, уменьшение количества получаемых с воли посылок и бандеролей.
Насколько данные меры обоснованы и оправданы – покажет время. Уменьшится ли количество ДТП с участием водителей, находящихся в состоянии опьянения и уменьшится ли количество случаев, когда водитель скрывался с места ДТП – покажет статистика. Но то, что после внесения данных поправок в статью 264 УК РФ увеличится количество осужденных к реальным срокам лишения свободы – это однозначно.