На сессии по Стратегии развития Краснодара до 2030 года представили идеи создания комфортной среды. Из 140 предложенных идей было отобрано несколько десятков, которые вошли в стратегию как флагманские. Среди них: развитие наземного метро, развивать трамвай как основной вид общественного транспорта, строительство второй очереди главного канализационного коллектора и другие, сообщает ИА KrasnodarMedia со ссылкой на "Краснодарские известия".
"Проблема и решение.
Напомним, разработкой проекта Стратегии социально-экономического развития Краснодара до 2030 года занимается компания Ernst & Young, работа над ним стартовала в августе.
Сейчас идет второй этап: выработка флагманских идей и проектов развития, которые призваны двинуть экономику Краснодара вперед. Так, на предыдущей сессии прошло обсуждение создания индустриальных парков, медицинского кластера и единой платформы сервисов для отдыхающих и туристов.
Руководитель проекта Стратегии Краснодара-2030 Евгений Панасенко отметил, что стратегия пишется для каждого жителя города, учитываются такие аспекты, как социальная защищенность, безопасность, социализация и самореализация.
Помимо этого, стратегический документ призван привлечь в город креативных людей и не допустить "утечки мозгов" из него. Для этого требуется образование полного цикла, наличие креативного кластера, высокопроизводительные рабочие места, возможность профессионального развития и др.
Между тем Краснодар имеет следующие проблемы, без решения которых полноценное развитие не начнется.
Это:
— износ коммунальных коммуникаций на 60% при том, что кубанская столица занимает второе место по объемам ввода жилья в России;
— неблагоприятная экологическая обстановка — всего 10% от площади города составляют зеленые зоны, тогда как в Москве этот показатель около 50%;
— мы на 24-м месте в мире среди 1064 крупных городов по автомобильным пробкам;
— протяженность дорог в Краснодаре не увеличивалась с 2013 года, хотя город с каждым годом прирастает в площади примерно на 10%.
Эти и другие проблемы и призвана решить стратегия, причем в ней будут прописаны пошаговые программы по их преодолению.
От трамвая до речного транспорта
На четвертой сессии эксперты от администрации города, общественных организаций, городских сообществ и Ernst & Young рассмотрели около 140 идей по созданию комфортной городской среды и экологии, дорожно-транспортной инфраструктуре и агломерации, коммунальной инфраструктуре и строительному комплексу.
Участники в ходе "мозгового штурма" обсудили каждую из идей. По ним были предложены конкретные проекты.
В частности, эксперты, обсуждавшие идеи развития дорожно-транспортной инфраструктуры, согласились с тем, что нужно развивать трамвай как основной вид общественного транспорта; следует ограничить движение частного транспорта в отдельных районах города либо вовсе его запретить в пользу общественного; развивать программу "Наземного метро"; строить мосты через реку Кубань, чтобы улучшить сообщение агломерации с Краснодаром; сделать реку дополнительной транспортной хордой.
На секции "Коммунальная инфраструктура и строительный комплекс" эксперты единогласно поддержали проект строительства второй очереди главного канализационного коллектора, который является 20-м коллектором; поддержали идею строительства в Краснодаре двух мусороперерабатывающих заводов; настояли на повышении требований к энергетическим компаниям (только в 2017 году в Краснодаре было зафиксировано порядка 1000 аварий в энергосистеме).
Больше деревьев
Участники секции "Комфортная городская среда и экология" согласились с идеей вертикального озеленения Краснодара, что увеличит биомассу зеленых насаждений. Сейчас в Краснодаре на одного человека приходится всего 1,3 кв. м зелени при норме 16 квадратов.
— В нашей стране принято вести подсчет озеленения в площадях, но я считаю, что это в корне неправильно, потому что от того, сколько у тебя под ногами травы, тебе прохладнее не станет, — отметила главный архитектор города Наталья Машталир. — Мое мнение: площади озеленения можно сокращать, но за счет большой массы высаженных на них деревьев.
С главным архитектором солидарна председатель Общественного совета по развитию городской среды Краснодара "Помоги городу" Елена Шувалова, которая предложила несколько идей для улучшения экологической ситуации в кубанской столице.
Среди поддержанных — проект "Пешеходный Краснодар", предполагающий непрерывное озеленение пешеходных зон города и общественных пространств, и программа вовлеченности жителей и бизнеса в развитие городской среды (по примеру народных парков в КМР и учхозе "Кубань").
Также был поддержан проект по благоустройству набережных как точек притяжения для рекреационного досуга. Наталья Машталир сообщила, что городской департамент архитектуры разрабатывает "дорожную карту" по строительству единой набережной, которая пройдет от Юбилейного микрорайона до водохранилища. Ее протяженность составит 42 км, реконструкция разделена на 9 этапов.
На секции также обсудили реконструкцию исторического центра города, но все эксперты согласились с тем, что начинать ее нужно с инженерных сетей, в частности, со строительства новой ливневой канализации.
Евгений Панасенко, старший менеджер ERNST & YOUNG, руководитель проекта стратегии Краснодара-2030:
— Мы видим Краснодар как безопасный, умный и зеленый город, креативный, с комфортной городской средой, развитой сетью общественного и альтернативных видов транспорта. Это полицентричный город со множеством равномерно нагруженных центров притяжения.
Здесь развитый сервис: многие вопросы можно решить, не выходя из дома или офиса. Мы хотим заявить Краснодар на международной арене, поэтому в разработке стратегии используем принципы, которые применяются Организацией Объединенных Наций. Всего принципов устойчивого развития городов 17, и им мы намерены следовать.
Виталий Катунин, инициатор проекта "Транспортная инфраструктура Краснодара" ("ТИС Краснодар"):
— Внутри Краснодара сегодня осталось очень мало земли, которая была бы свободна от инженерных коммуникаций и на которой можно было бы проложить новую дорогу. Между тем через центр города проходят железнодорожные пути, которые могут стать платформой для многоуровневого путепровода, необходимые условия для этого имеются.
Мы предлагаем модернизировать ж.-д. пути, проложить рядом рельсы для скоростного трамвая, по второму уровню пустить автомобильный транспорт, а третий отдать пешеходам. Все это будет закрытая конструкция с высокой шумоизоляцией, которая не будет причинять неудобства жителям, проживающим вдоль путепровода. Длина путепровода внутри Краснодара будет составлять 62,5 км, вместе с агломерацией (станции Новотитаровская, Динская, Афипская, Усть-Лабинская) — 166 км.
Преимущества проекта: он предлагает комплексное решение основных потребностей города; единый строительный участок предполагает использование существующих земель под авто— и железные дороги; практически не требуется участия третьих частных лиц; экономическая эффективность: дешевле делать единое решение, чем реализовывать по отдельности и др.
За основу "ТИС Краснодар" взято проектное решение, разработанное ООО "СпецСтройПроект" в 2015 году и рекомендованное РАН Минтрансу России для использования в изыскательских и проектных работах при строительстве автомобильного и железнодорожного перехода через Керченский мост", — сообщают Краснодарские известия".