Топливо «Евро-6» сначала появится на Кубани, а потом по всей стране

Об этом рассказал вице-президент «Роснефти» по нефтепереработке Александр Романов
Бизнес. 19 сентября, 12:45
Топливо "Евро-6" сначала появится на Кубани, а потом по всей стране. Фото: Антон Балашов

19 сентября, KrasnodarMedia. Пилотный проекте компании "Роснефть" по выпуску топлива класса "Евро-6" сначала стартует в Краснодарском крае – первыми новое топливо на своих "железных кончях" опробуют кубанцы. Ужесточение экологических требований к бензину — это общемировой тренд, который будет продолжаться еще долго, считает вице-президент "Роснефти" по нефтепереработке Александр Романов. О том, чем российское топливо отличается от мировых аналогов, насколько оно соответствует им, а также о новом пилотном проекте "Роснефти" по выпуску высокоэкологичного бензина "Евро-6", которого нет в Европе, он рассказал в интервью газете "Известия", сообщает ИА KrasnodarMedia.

"— Топливные экологические стандарты действуют в нашей стране уже несколько лет, но до сих пор не все потребители понимают, в чем их смысл. Что же все-таки стоит за пометкой "Евро-5", которую автолюбители видят на каждой топливной колонке? Есть ли какие-то существенные отличия от того же "Евро-3" или это просто маркетинговый ход?

— Начнем с того, что в России нет стандарта "Евро". Это европейский стандарт, разработанный Европейской экологической комиссией ООН и регламентирующий содержание вредных веществ в автомобильных выхлопах. В России действует собственный технический регламент на топливо, согласно которому по своим экологическим характеристикам топливо подразделяется на классы — от второго до пятого. И наши российские требования полностью соответствуют международным. Другими словами, российское топливо класса К5 по своим экологическим характеристикам полностью идентично европейскому топливу "Евро-5".

— Почему же российские производители используют название "Евро"?

— Так сложилось исторически. Европейские страны первыми стали выдвигать экологические требования к топливу, а Россия какое-то время была в этом вопросе в роли "догоняющей". Для этого были и объективные причины, главная из которых — это старый автопарк. Когда в России был введен первый экологический стандарт, двигатели большинства автомобилей в России были приспособлены к топливу никак не выше класса К2. Но экономика развивается, развивается и автомобильный рынок, люди покупают новые машины, и им нужно совсем другое топливо.

— Долго мы еще будем догонять Европу?

— Уже догнали и даже перегнали. В соответствии с требованиями технического регламента с 1 июня 2017 года на территории России запрещены продажи топлива ниже класса К5. То есть вы при всем желании просто не найдете в стране топлива с более низкими экологическими характеристиками. Оно физически не производится. И я больше скажу: в апреле этого года "Роснефть" запустила в Башкирии пилотный проект по производству бензина "Евро-6". Это был первый опыт производства такого топлива не только в России, но и в мире. В Европе сейчас нет такого высокоэкологичного топлива, как в России. Европейцы пока не умеют его делать. А у нас пожалуйста, можно купить.

— Только в Башкирии?

— Как я сказал, это был пилотный проект. Опыт оказался удачным. Теперь мы будем масштабировать его и на другие НПЗ компании.

— Какие?

— В качестве второго шага мы выбрали Саратовский НПЗ с поставкой в Краснодарский край. К концу сентября наш новый "Евро-6" можно будет купить более чем на 200 АЗС Краснодарского края.

— Почему Краснодар? Почему не Москва как мегаполис?

— Черноморское побережье мы выбрали как приоритетное направление с точки зрения экологии, это курортная зона. Много людей ездят туда отдыхать на собственных автомобилях. И это регион, где у "Роснефти" существенная доля розничного рынка. Поэтому появление на наших АЗС топлива "Евро-6" внесет значительный вклад в улучшение экологической обстановки в регионе. Задумайтесь: потребление только 20 тыс. т бензина "Евро-6" в месяц вместо стандартного бензина К5 позволит снизить выбросы до 20% (до 3,8 тыс. т/ год), что является существенным вкладом в сохранение окружающей среды.

— Значит, Москва — это следующий шаг?

— Крупные города — это следующий шаг. И, как говорится, "далее везде".

— По всей стране?

— Безусловно.

— Требования законодательства обязывают компании выпускать топливо класса К5, зачем же тогда "Роснефть" повышает экологичность топлива?

— Работаем на опережение. Ужесточение экологических требований к топливу — это общемировой тренд, который будет продолжаться еще долго. Это касается и требований европейской топливной хартии.

— То есть опять ориентируемся на Запад?

— Они являются основными законодателями мод в области автомобилестроения, прежде всего по двигателям. И если есть требования по двигателям "Евро-6", значит, появится и топливо. Просто мы сделали его первыми.

— Требуется ли существенная модернизация заводов для начала выпуска топлива более высокого экологического стандарта?

— Требуются технологии, ужесточение режимов и увеличение количества компонентов. Благодаря масштабной реконструкции завода и изменению технологии изготовления топлива, в том числе компонентного состава, мы сумели разработать такой алгоритм производства, который позволил нам не только существенно улучшить экологические характеристики бензина, но и сделать это без ущерба для себестоимости производства.

— То есть по цене ваш бензин "Евро-6" от "Евро-5" отличаться не будет?

— Нет. В этом наше существенное конкурентное преимущество.

— "Лукойл" заявлял о готовности начать производство "Евро-6"...

— Да, я слышал. Но не слышал, чтобы они запустили такое производство. "Роснефть" пока единственная, кому оказалось по силам это сделать.

— Это вопрос технического оснащения?

— Это прежде всего вопрос компетенций. И у "Роснефти", как показывает практика, они на высоте. Но и техническое оснащение, безусловно, тоже немаловажно. Развитие технологий сейчас идет опережающими темпами, поэтому, чтобы сохранить лидерство на рынке, компания должна двигаться, как говорится, "выше скорости потока". В "Роснефти" это понимают. Поэтому развитие собственного технологического потенциала, наше технологическое лидерство мы определяем как ключевой фактор конкурентоспособности на нефтяном рынке. Это один из главных элементов нашей стратегии "Роснефть-2022".

— Как он реализуется в области переработки?

— "Роснефть" проводит беспрецедентную программу модернизации своих НПЗ. Она самая масштабная в стране — 1,4 трлн рублей. Уже завершено строительство и модернизация 22 основных установок и комплексов нефтепереработки. Вся произведенная на них продукция поставляется на внутренний рынок. Мы крупнейший поставщик. Поэтому и уделяем такое пристальное внимание развитию экологических характеристик нашего топлива. Ведь это не для кого-то. Это для нас с вами, для наших детей. Вы знаете, что концентрация смол, ароматики и бензола — всего того, что принято называть автомобильным выхлопом, — всё это концентрируется на уровне одного метра от земли. И когда мы ведем детей в школу или детский сад, это они прежде всего дышат этим воздухом.

— Насколько этот "выхлоп" ниже у "Евро-6" по сравнению с "Евро-5"?

— Существенно снижается токсичность отработанных газов. 20% по объемной доле угарного газа и углеводородов, а также до 4% оксидов азота.

— Возвращаясь в начало нашего интервью, получается, что приставка "Евро" самому автомобилю, по сути, ничего не дает. Только автомобилисту — возможность дышать чистым воздухом.

— Чистый воздух — это главный приоритет. И стандарт "Евро" — это действительно прежде всего про экологию. Но и для самого автомобиля высокоэкологичное топливо дает немало. Мы проводили испытания нового топлива на реальных работающих двигателях. В условиях лаборатории наши "испытуемые движки" проехали по 60 тыс. км. Испытания показали, что количество отложений на впускных клапанах снижается до 12,5%, а отложения в камере сгорания двигателя автомобиля сокращаются почти на 13%. Что это дает? Улучшение эксплуатационных свойств, а значит, снижается износ двигателя.

— А есть предел для ужесточения экологических стандартов? Сейчас "Евро-6", потом "Евро-7", "Евро-8" и так до бесконечности?

— Именно так. До тех пор, пока человечество не перейдет на принципиально иной вид двигателей. Уверен, что и на этом, совершенно новом рынке "Роснефть" сумеет завоевать лидерские позиции", — сообщает газета "Известия".

Загрузка...

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia