Бизнес — это "дело", а любое дело, которым ты занят нужно любить, убежден предприниматель, владелец "Веревочного парка", сети прокатов веломобилей в Краснодаре и нескольких тиров на побережье, член краснодарского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" Станислав Домбровский. Дело, в которое ты вкладываешь время, силы и душу, всегда принесет отдачу, считает кубанский бизнесмен — это мощный стимул жить, работать и добиваться успеха. О том, как продвигался стартап, с какими сложностями приходится сталкиваться в работе и какова специфика, казалось бы, "ненапряжного" развлекательного бизнеса в Краснодаре и на побережье, Станислав Домбровский рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту ИА KrasnodarMedia.
— Станислав Викторович, почему вы решили стать предпринимателем и прийти именно в эту сферу? Как происходило становление?
— В 2008 году я стал предпринимателем, до этого благополучно совмещал работу в крупной общественно-государственной организации "РОСТО-ДОСААФ" с преподавательской деятельностью на факультете журналистики КубГУ. Как решился на перемены? Женился, в семье появились дети, и денег стало катастрофически не хватать.
Задумались с супругой, как жить дальше — в достатке, но не в ущерб семье. Выход нашелся: организовали небольшой семейный бизнес в сфере активного отдыха на свежем воздухе — установили развлекательные тиры на черноморском побережье. Через пару лет у нас уже была небольшая сеть из десяти тиров, работавшая исключительно в летний период. Помимо этого, искали новые "сопутствующие" направления. Разработали концепцию пунктов проката веломобилей www.velomobil.online. Сегодня три проката работают в парках Краснодара и один в оздоровительном комплексе "Орбита". В этом году открываем еще один — в оздоровительном комплексе "Гамма" Туапсинского района. Три года успешно эксплуатируем в оздоровительном комплексе "Орбита" "Веревочный парк" с двумя интересными маршрутами для детей от шести лет и детскую игровую площадку "Пиратский корабль" с батутами и лабиринтами.
Развлекательный бизнес в Краснодаре только кажется "ненапряжным". Фото: Личный архив Станислава Домбровского
— Говорят, когда открываешь такой бизнес, как парк развлечений, работа превращается в хобби. Насколько верно это утверждение в вашем отношении и почему?
— В моем случае все наоборот: давнее увлечение привело к идее о тировом бизнесе. С юности любил стрелять в досаафовских тирах, сейчас занимаюсь спортивной стрельбой. Сын Владимир, кстати, в этом году зачислен в краевой Центр олимпийской подготовке по стрелковым видам спорта, вероятно потому, что с детства рос в семейных тирах. Сегодня у меня стрелковый разряд и судейская лицензия, занимаюсь судейством на краевых и общероссийских соревнованиях по практической стрельбе из пистолета, карабина и ружья по правилам IPSC. Изначально, мы рассматривали концепцию бизнеса так, чтобы как можно чаще семьей быть вместе. Где, как не на детской площадке, в веревочном парке или на прокате это возможно? И бизнес идет, и дети под присмотром.
— Бизнес — по вашему мнению, это только способ зарабатывать деньги или что-то еще?
— Бизнес — это "дело", а любое дело, которым занимаешься, нужно любить. В прошлом я журналист. Был собкором федерального журнала "Военные знания", издавал газету краевой оборонной организации "Вестник РОСТО-ДОСААФ", шесть лет преподавал на факультете журналистики КубГУ немецкий и зарубежную литературу. И я любил то, чем я занимался. Теперь я люблю сферу организации досуга и отдыха на свежем воздухе. Лично мне, помимо, дохода (что само собой разумеется), это дело дает возможность вести активный образ жизни: летом плавать в ластах и маске на диком пляже, кататься на велосипеде или веломобиле.
— Высока ли конкуренция в вашей сфере? Как вам удается сохранять свои позиции на этом рынке услуг?
— В этой сфере услуг конкуренция всегда была и есть высокая. Вход в данный сегмент рынка не требует больших затрат, в нем сравнительно быстрая окупаемость. Открыть тир, мини кофейню, пункт проката или детский городок можно с начальным капиталом от 200 тысяч рублей. Поэтому этот бизнес для многих предпринимателей сейчас стал стартапом — отправной точкой.
Бизнес на побережье, равно как и в Краснодаре, имеет свою специфику. На побережье очень высокие арендные платежи, которые сильно влияют на конечную цену товара или услуги. Этот факт, а не наша "жадность", является основной причиной, по которой многие гости курортов недовольны дороговизной нашего побережья. Высокие арендные ставки пансионатов тоже обоснованы: курортный сезон 2-3 месяца, в остальное время гектары парковой территории и корпуса содержать нужно в порядке. Замкнутый круг. В 2016 году, когда приостановили турпоездки в Турцию и Египет, мы ощутили значительный приток туристов на наше побережье. Впервые с 2011 года был рост, а не ежегодное падение продаж. По некоторым позициям подъем был до 40%. Правда, к нам, в край, приехал "клиент избалованный", привыкший к высокому сервису, пришлось быстро под это подстраиваться. Но в 2017 году этот "клиент" снова уехал в Турцию.
Курорты Краснодарского края очень изменились за последнее десятилетие. Появились очень приличные гостиницы в частном секторе, сервис и услуги стали на порядок выше. Государству просто необходимо вернуть наших туристов на наши курорты.
Что касается Краснодара, то здесь иная специфика конкуренции. К примеру, в парках города зачастую предприниматель — это чей то "кум, брат или сват". Должны проходить конкурсы и торги, однако это происходит далеко не всегда.
— В ваших пунктах проката вы предоставляете веломобили. Почему именно этот "транспорт" выбрали?
— Несколько лет назад я участвовал в ежегодной профильной выставки индустрии развлечений РАППА в Москве. Заинтересовался новинкой: голландскими веломобилями для пунктов проката, посмотрел, как они работают в московских ВДНХ и Парке Горького. Рискнул. Первый пункт такого проката открыл в краснодарском парке "Городской сад" шесть лет назад. Новинка понравилась гостям парка и по цене, и по качеству. Далее открыл прокаты в городских парках "Чистяковская роща", "Солнечный остров" и парк "Победы". Однажды я заметил, что к услуге проявили интерес родители с детьми у которых ДЦП и пожилые люди, которым сложно самим ходить. Благодаря устойчивости конструкции, они под присмотром близких могут ездить на веломобилях по парку. Сегодня это самые благодарные клиенты.
Развлекательный бизнес в Краснодаре только кажется "ненапряжным". Фото: Личный архив Станислава Домбровского
К сожалению, в прошлом году меня вынудили закрыть прокат в одном из парков. Под предлогом того, что не должно быть монополии у одного предпринимателя на один вид деятельности в парке. Сразу же туда "зашел" другой предприниматель, и цена на услуги проката веломобилей в этом парке стала выше.
— Насколько востребован ваш сервис в Краснодаре и планируете ли вы расширять спектр услуг? Как вы подстраиваетесь под спрос посетителей?
— Да, со временем, спектр услуг будет расширен. Для этого есть все "исходные" данные: опыт, желание и возможности. Однако пока это сделать сложно. До тех пор, пока в этой сфере не будет здоровой конкуренции, где решающим будут являться не деньги и кумовство, а репутация предпринимателя, внешний облик торгового павильона и качество услуг.
— Существует ли сезонность в вашем деле?
— В любом бизнесе на открытом воздухе есть сезонность. В целом работаю круглогодично: по погоде и праздничным дням. Но основной сезон начинается с приходом теплой весны и заканчивается осенью до наступления холодов.
— Веревочный парк, тир — достаточно сложные аттракционы, требующие специальной подготовки инструкторов, чтобы обеспечить безопасность посетителей. Как у вас обстоит дело с кадрами, как подбираете персонал, как обучаете и насколько плотно контролируете работу сотрудников?
— В тиры беру на работу молодых людей после армии и с хорошими стрелковыми навыками. Тир для меня не просто средство для получения денег, но и маленькое спортивное учреждение. В первую очередь обучаем стрельбе детей. Единственный тир, где стрельба ведется по спортивным мишеням олимпийского образца из пневматики у меня остался в Ольгинке. На базе этого тира ежегодно в апреле и мае проводятся соревнования по стрельбе из пневматической винтовки в рамках спартакиады работников электросвязи под эгидой "Ростелекома". Такой же тир был у меня в парке "Городской сад", у озера. К сожалению, его пришлось закрыть в 2015 году.
У "Веревочного парка" тоже есть спортивно-прикладное значение. Здесь трудятся ребята со специальной альпинистской подготовкой. По-другому никак — ответственность за безопасность гостя целиком и полностью лежит на нас. В феврале в "Веревочном парке" проходили состязания профсоюзных молодежных лидеров "Студмарафон-2018".
— Каким вы видите ваше дело через 10-20 лет? Чего хотите добиться?
— Не могу планировать на такой долгий срок. Специфика бизнеса такова, что планирую лишь на ближайший год, может два. Бизнес должен быть гибким и постоянно находиться в поиске новых ниш.
— Вы состоите в общероссийском объединении предпринимателей "Опора России". Почему решили стать членом этой организации? Какие преимущества это дает вам? И готовы ли вы делиться с "партнерами" по объединению вашими опытом и знаниями?
— "Опора России" в Краснодарском крае работает очень активно, организует много профильных встреч. Около года я посещал разные мероприятия, которые проводились с представителями налоговых органов и исполнительной власти. Я человек прагматичный, увидел, что организация во главе с Даниэлем Башмаковым работает не для "галочки" (как, увы, часто бывает в общественных организациях), а действительно пытается "растормошить" предпринимателей, вовлекая их в активную деятельность по защите своих прав и интересов на уровне органов исполнительной власти. Основной посыл "Опоры" на Кубани "один в поле не воин, вместе мы сила".
В этом году по линии "Опоры России" мне предложили участие в международной программе "ScaleUp", организованной Центром предпринимательства и журналом "Эксперт-Юг". Эта программа позволяет проанализировать свой бизнес со стороны и наметить точки дальнейшего роста, повысить свои управленческие навыки и экономические знания. Программа подразумевает ряд встреч и семинаров с коллегами предпринимателями, семинары по разделам. Здесь мы откровенно и без обид представляем и обсуждаем каждый свой бизнес, ищем слабые и сильные стороны. В рамках программы мне выбран наставник, опытный краснодарский предприниматель Евгений Бромберг, управляющий сетью гостиниц в Краснодаре и Сочи, который на правах старшего товарища помогает взглянуть на мой бизнес его глазами. И это бывает очень интересно.
— Что вы можете сказать начинающим предпринимателям в качестве напутствия?
— Дерзайте, у вас все получится! Поверьте, это интересней, чем "продавливать" диван или сидеть в "скучном" кресле чиновника. Да, свое дело — это трудно, это колоссальные затраты времени и энергии, но это также и мощный стимул работать, жить и добиваться успеха!